И швец, и жнец, и на дуде игрец

«Квартирник» – эта форма контакта, возникшая еще во времена советской идеологии, до сих пор актуальна для таких андеграундных, известных узкой аудитории казахстанских групп, как «Парадокс»

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Cтиль группы «Парадокс» представляет особенное сочетание европейских и восточных инструментов на основе арт-рока. Коллектив возник в 1996 году. Его основатели и бессменный костяк группы – Елена Новикова (автор текстов) и Наталья Булгакова (музыка, вокал, гитара). В костяк можно включить и гитариста Мурата Акатова, который работает в составе группы с 1999 года. На данный момент в «Парадоксе» новая участница – виолончелистка Гульнара Кадырбекова. До этого в коллективе успели прозвучать: туба, скрипка, флейта, клавишные, гитара. Такой инструментальный разброс возник произвольно – каждый раз находились новые интересные музыканты, и каждый раз группа звучала по-новому. В 2002 году в коллектив пришел перкуссионист Юрий Леонов. На данный момент он и Наталья Булгакова – лидеры и продюсеры коллектива. Группа выпустила четыре альбома: в 2002-м – первый сингл «Африканское танго», в 2003-м – альбом «Из бледного света». «Тот, кто держит небеса» был записан в 2004-м на студии Розы Рымбаевой со звукорежиссером Алексеем Островным, а «Малютина заводь» – в 2006 году.

Наташа тоже пишет стихи, но считает, что они плохо ложатся на музыку. Хотя на «квартирнике», где мне удалось побывать, Наташа пела песни и на свои стихи. Ее и Ленины тексты в чем-то схожи – отсылают к поэзии Серебряного века и дышат ныне редко встречающимся романтизмом. В них причудливо пересекаются, с одной стороны, акмеизм, ахматовско-гумилевская фантастичность, с другой – наследие советского рока. Тут вспоминается и группа «Колибри», и «Аквариум». Юрина же игра больше пронизана восточным колоритом.

Теперь можно купить в магазине

Был период, когда группа активно выступала в алматинских кафе и клубах, а в плане ротации песен ей помогало «Наше радио». Сейчас же «Нашего радио» уже два года нет, а другое радио, специализирующееся на альтернативной музыке, не появилось. Выступления в клубах пошли на спад. «До сих пор мы сами были и продюсерами, и спонсорами своих творческих проектов. Сами организовывали концерты. От нас зависело качество звука. Альбом «Из бледного света» мы записали и распространяли своими силами. Продвигали концерты, и на них продавали диски. Возможно, дело не в спаде, а в периодичности творческого процесса – какое-то время группа набирает материал, потом необходимо время, чтобы его качественно студийно записать, а затем – реализовать. Это может быть и концертная деятельность, контакт со слушателями по радио и «квартирники». Сейчас мы находимся в стадии накопления и синтеза материала», – рассказывает Наташа.

Сейчас последний альбом группы «Малютина заводь» реализует сеть магазинов «Меломан». Там же в 2006 году состоялась первая «магазинная» презентация альбома «Парадокса».

– Как ваш диск попал в «Меломан»?

– На коммерческом основании. Администрации «Меломана» понравился наш альбом, и проценты с продаж магазин берет себе. Возможно, есть недостаток рекламы. Но, несмотря на то что целенаправленного продвижения нашей продукции нет, тем не менее продажи, по словам директора «Меломана», проходят вполне адекватно. Выпущенную в прошлом году «Малютину заводь» продали наполовину. Тираж у нас маленький – 500 экз. Это альтернативная музыка, при отсутствии рекламы трудно говорить о массовости. Сложились коллективом – сделали тираж. Записывали на студии МОМ, директором которой является Юра Леонов.

Язык, понятный всем

– Как вы сочетаете разные стили: поэтику Серебряного века и советского рока, романтизм и иронию, рок на гитаре и звучание восточных инструментов?

– Синтез культур возможен. Можно попробовать срастить разные по укладу и стилю вещи. Например, положить стихи Гумилева на рок-музыку. Это наше последнее новшество. Бывает так, что творчество человека тебя трогает, ты ощущаешь созвучие миров. Мы стремимся к эксперименту и со звуком, и с характерами. Песни создаются благодаря поэзии Елены Новиковой. Теперь появилась идея положить на музыку стихи Горького и Есенина.

– Продолжая традиции русскоязычной поэзии и рока, вы поддерживаете русскую духовность в Казахстане?

– Между всеми людьми, независимо от языков, на которых они говорят, есть общность. Ведь все мы с удовольствием слушаем англоязычную музыку. Музыка передает настроение, которое на поверхностном уровне хорошо схватывается. Не важно, на каком языке говорит человек, просто принято, что английский – язык международного общения. А в Казахстане межнациональный язык – русский. Почему мэтры советского рока, например Борис Гребенщиков, записывают альбомы на английском? Они хотят расширить свою аудиторию, выйти на мировой уровень. И мы пели на английском, испытывая скорее творческую потребность, нежели желание найти новую аудиторию. В перспективе можно спеть и на казахском. Хотя перед нами и не стоит задача глобальной интеграции – сплотить всех. Все охватить невозможно. Для нас важнее творческая реализация и формирование своего круга слушателей.

– Вас может понять слушатель, имеющий примерно схожие культурные ориентиры и ценности, такое же восприятие и образование. Насколько в Алматы развита эта культурная среда?

– У нас очень выгодная ситуация, потому что культурная среда разнородная. Если говорить об уровнях восприятия, наше творчество можно воспринимать на самых разных уровнях. Часто мы слышим: мне нравится ваша музыка. И человек может не задумываться над текстом или манерой исполнения. Кому-то нравится голос или звучание инструментов. Гораздо меньше тех, кто разделяет нашу жизненную позицию, ищет смысл в текстах.

Под них танцуют дети

Часто музыканты, писатели, в общем люди творческие, уезжают из Казахстана в поисках единомышленников, более насыщенной в культурном отношении среды. Наташа считает, что никогда не помешает поехать куда-то, увидеть новых людей, зарядиться энергией. Но она уверена, что надо возвращаться и создавать новое в своей стране. Если все начнут заниматься диссидентством, то у культуры не будет будущего.

«Парадокс» всегда был на грани стилей и, оправдывая свое имя, питался возникающими в процессе творчества противоречиями. Начало его существования было ознаменовано конфликтом, заложившим, как считает Наташа, концепцию творчества коллектива. Мальчики, игравшие в первом составе, хотели тяжелого звучания и стали вытеснять девочек – Лену, Наташу и гитаристку Маргариту Гершунову, стиль которых не соответствовал модному тогда «тяжеляку». В итоге коллектив распался. Мужская половина – кто женился и стал зарабатывать деньги, а кто спился. А женская – Наташа и Лена – по-прежнему занимаются сотворчеством. С новым «Парадоксом» часто выступает и Маргарита. «Обычно проводились концерты с выступлением более чем мы тяжелых рок-команд. Мы понимали, что смотримся белыми воронами, но все равно выступали. На памяти «Парадокса» и шестой павильон на ВДНХ, который специально тогда сняли под рок-концерты, и бывший кинотеатр «Мир», и клуб «Пана», и ДК железнодорожников, – вспоминает Наташа. – Когда мы выступали на алматинском Арбате, я наблюдала, как дети танцевали под нашу музыку. Это позволяет надеяться, что наше творчество понятно не только взрослым, но и детям».

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом