Музыка освобождения

Музыка освобождения

Swing Girls («Девчонки, играющие свинг») режиссера Синобу Ягути рассказывает о японских особенностях восприятия джаза.Фильм был показан в рамках фестиваля японского кино в Алматы. На первый взгляд это непритязательная молодежная комедия о том, как не очень удачливые ученицы, неуспевающие по математике, превращаются в дружный и не лишенный оригинальности и таланта джаз-бэнд. Инициатором создания этого девичьего ансамбля и его руководителем становится такой же неудачник, парень по имени Накамура. Как он сам написал на самодельной афише во время одного из спонтанных выступлений: «Swing Girls and boy». Накамура не везет – изредка он бьет в литавры во время выступления школьного оркестра и при этом умудряется оплошать и получить взбучку от дирижера. Нехитрый сюжет завязывается сразу – Накамура хочет подать заявление об уходе из оркестра, но робеет; оркестр уезжает на матч по бейсболу, забыв захватить обеды. Скучая на уроке математики для отстающих, за всем эти наблюдает ученица Томоко. Она подбивает остальных в классе прогулять урок под предлогом доставки коробок с обедом для музыкантов. Девчонки, зазевавшись, проезжают остановку и вынуждены возвращаться под палящим солнцем. В результате оркестр, наевшись испортившихся обедов, попадает с пищевым отравлением в больницу. Везет только Накамура, чей завтрак еще в электричке съедает все отрицающая, нахальная Томоко. Об этом парень узнает по рисинке, прилипшей к ее подбородку. В сложившихся обстоятельствах он берет руководство на себя и принимает решение заменить заболевших музыкантов виновными в этом разгильдяйками, ни разу не державшими в руках инструментов...

Используя приемы иронии и тонкого юмора, комедия акцентирует внимание на взаимодействии японской культуры, особенностях национальной психологии и этики с привнесенными еще в начале прошлого века западными веяниями. Интерпретация феноменов другой культуры дает возможность увидеть особенности и специфику собственной. Джаз, как известно, тоже своеобразный синтез, результат диалога африканской и европейской культур.

Исторически сложилось, что джаз в Японии стал восприниматься как второстепенный развлекательный жанр, и этот стереотип до сих пор работает. На японской эстраде в основном выступают женщины, образуя уникальную субкультурную нишу певиц-идолов «айдору». Во многом это связано с патриархальным укладом общества. Но в последнее время модным становится образ решительного, сексапильного певца-идола. И хотя в фильме Синобу Ягути джаз играют девчонки, их роли не сводятся к представлению на экране хорошеньких мордашек. Каждая из героинь обозначает определенный психологический тип и преодолевает комплексы. Джаз для них – это возможность самоутверждения и социально-психологического раскрепощения, а не бизнес и развлечение публики. Об этом свидетельствует сцена, когда бэнд раскалывается из-за того, что часть девчонок тратит заработанные в супермаркете деньги, предназначенные для покупки подержанных инструментов, на модные вещицы от дорогих дизайнеров и отправляется гулять с туповатыми, косящими под рэпперов, парнями. Их легковесности и слабости противостоят настойчивость и энтузиазм другой половины бэнда. В итоге последних ждет успех, а первые спешат продать свои побрякушки, чтобы купить инструменты и присоединиться к триумфу подруг. Таким образом, режиссер проводит не совсем патриархальную мысль – для самореализации девчонке нужнее тромбон, чем сумка от кутюр. До такого уровня эмансипации не доходит даже легендарная голливудская комедия «В джазе только девушки», в которой героиня Мэрилин Монро Душечка только и думает, как поскорее выскочить замуж за миллионера.

Другая ценная мысль – искусство рождается спонтанно, снизу, из внутренней потребности и энтузиазма, а не по указке сверху. Дух импровизации не заменишь правильной игрой по нотам. Настоящий джаз по силам только вот таким девчонкам – оторвам и непоседам. Можно сказать, что в японском понимании свинг передает определенный психологический настрой. Японские джаз-исполнители долгое время не имели успеха за пределами Японии, поскольку считали, в силу специфики менталитета, высшим пилотажем подражание лучшим образцам. Каждый японец, играющий джаз, всегда старался максимально копировать фирменный стиль известного западного джазиста. Это было целью, и в этом заключалось развитие японского музыканта. Самый большой комплимент, который мог сделать один японский джазмен другому: «Ты играешь как.....». Дальше называлось имя кого-то из великих.

Но с другой стороны, особенность японского менталитета в точности следовать заданным образцам открыла другой ракурс восприятия джаза. Как известно, японское общество характеризуется строго регламентированным этикетом, где каждое слово и поступок имеют точное значение. Зажатый в повседневной жизни японский музыкант раскрепощается на сцене и может экспериментировать. Это приводит к пониманию фри-джаза (который в Европе и США больше используется для обогащения фактуры аранжировки или композиции и поиска интуитивных путей взаимодействия между музыкантами во время исполнения) как свободы собственного выражения, независимо от результата, даже если получается откровенная какофония. Джаз помогает японцам внутренне освободиться и расслабиться. Свобода ритмического выражения, огонь импровизации, лежащие в основе свинга, присутствует в любом джазовом стиле. Может быть, именно ее, так не хватавшую им в западном обществе свободу и легкость, чувствовали придумавшие и исполнявшие эту музыку африканцы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее