Пивное несварение

Пробелы в лицензионном законодательстве поставили пивную отрасль на грань кризиса. Ужесточение правил работы пивоваров и трейдеров, на котором настаивают фискальные органы, приведет к уменьшению емкости рынка в пользу крепких спиртных напитков

Пивное несварение

Недавно сразу два магазинчика, расположенные по соседству с нашей редакцией, перестали торговать пивом. Вообще. Не сказать, что журналистская братия пьет, не просыхая, но пропустить банку или бутылку-другую в конце рабочей недели многие совсем не прочь. Поэтому мы не могли не спросить одну из продавщиц: «А пиво где?» Ответ нас ошеломил: «Нет больше вашего пива. Не слышали – издали новый закон, пивом скоро торговать вообще запретят».

Как оказалось, не все так мрачно, наша знакомая продавщица сгустила краски. Торговать пивом не запретят. Но проблемы у пивоваров и трейдеров действительно большие. Поправки в закон «О лицензировании» приравняли пиво к алкогольной продукции, на реализацию и производство которой теперь требуются соответствующие лицензии. Однако, по словам участников рынка, порядок выдачи лицензий оказался настолько непроработан, что поставил отрасль на грань кризиса. «Фамилию мою не называйте – я не хочу ссориться с властями. Но напишите, что положение у нас, откровенно говоря, аховое – мне скоро нужно будет выбрасывать свои корочки экономиста, поскольку то, что происходит на рынке, не поддается никакому экономическому или юридическому объяснению!» – пожаловался нам топ-менеджер одной из ведущих пивоваренных компаний Казахстана. По данным «Эксперта Казахстан», уже несколько участников рынка обратились в прокуратуру, опротестовывая действия (в некоторых случаях – бездействие) лицензирующих органов. На этой неделе вопрос может быть перенесен в публичную плоскость: пивовары планируют организовать большую пресс-конференцию в Алматы. Коммерсанты опасаются, что дальше будет только хуже – по данным участников рынка, правительство готовится сделать беспрецедентный в мировой практике шаг: обязать их наклеивать на каждую бутылку пива контрольно-учетные марки. Бизнесмены говорят, что связанные с этим процессом издержки могут настолько сильно ударить по отрасли, что ряд компаний окажется на грани закрытия.

Росли как на дрожжах

На протяжении последних лет пивоваренная отрасль Казахстана демонстрировала хорошие темпы роста – в целом с 2002 года объем выпуска пивной продукции был соизмерим с увеличением ВВП. «В этом году потребление пива на душу населения оценивается в 35–36 литров. Прогноз роста на ближайшие 2–3 года: 15–17% в зависимости от характера регулирования отрасли», – рассказали «Эксперту Казахстан на АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод». Пивоварам есть куда двигаться: в Европе среднее потребление пива составляет  80–85 литров в год. Ведущую роль в отрасли, в которой работают около 80 пивоваренных заводов, играют несколько игроков: ТОО «Пивоваренная компания “Дербес”», АО ИП «Эфес Караганда», Baltic Beverages Holding и ТОО «Шымкентпиво». Однако их мощностей явно не хватает для удовлетворения растущего спроса, и постепенно их теснит импорт.

Пивовары говорят, что конкурентоспособность отрасли падает во многом из-за действий законодателей. Несмотря на то что в 2001 году Казахстан ратифицировал Международную классификацию товаров и услуг, или так называемое Ниццкое соглашение (оно относит пиво к тому же классу товаров, что и безалкогольные напитки, соки и т.д.), в стране не была отменена норма 1999 года, относящая пиво к алкогольной продукции. Поэтому, когда в 2003 году мажилис принял закон «О рекламе», запрещающий рекламировать алкогольную продукцию на любых носителях, запрет коснулся и участников пивного рынка. Но только казахстанского – благодаря тому, что у России и Казахстана во многом общее информационное пространство, российские поставщики и дальше смогли рекламировать свою продукцию через российские массмедиа. В середине апреля 2007 года акциз на пивную продукцию увеличился с 8 до 10 тенге (это не коснулось других алкогольных напитков). А в январе 2007 года был принят закон «О лицензировании», вступивший в силу 8 августа. Он вывел хранение и реализацию пива из категории нелицензируемого вида деятельности, прописав вместо формулировки «хранение, оптовая и розничная реализация алкогольной продукции (кроме пива)» положение «хранение, оптовая и (или) розничная реализация алкогольной продукции». А 23 августа правительство утвердило своим постановлением правила лицензирования и квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по хранению, оптовой и (или) розничной реализации алкогольной продукции (кроме тех случаев, когда дело касается территории производителя этой продукции. – «ЭК»).

Пойди туда – не знаю куда

На первый взгляд, большой беды не произошло. Лицензирование – так лицензирование, мало ли какие продукты лицензируют. На самом же деле казахстанские пивовары столкнулись с большими проблемами. Источник на одном из алматинских предприятий пояснил: «Мы торгуем на арендованных торговых точках. Теперь нам нужно собирать документы, по пять экземпляров для санэпидемнадзора, пожарной инспекции и т.д. Договариваться об этом с арендодателями. Это все очень сложно – мы вынуждены были на месяц приостановить торговлю в нескольких магазинах». По данным «Эксперта Казахстан», схожие проблемы возникли у многих небольших производителей.

Затруднено получение лицензий на хранение и розничную реализацию пива в малых торговых точках. «Большинство производителей пива испытывает трудности с поставками продукции из-за проблем с продвижением продукции на уровне дистрибьюторов, продажи дистрибьюторов резко сократились из-за отсутствия лицензий в розничных точках», – рассказывают в «Эфес Караганда». В некоторых регионах запрещен сбыт пива на торговых площадях меньше 50 кв. м в городской местности и 25 кв. м в сельской.

Крупный бизнес тоже столкнулся с проблемами. Как поясняют участники рынка, в постановлении правительства не прописан процесс получения лицензий филиалами пивоваренных заводов. Согласно действующему законодательству, они не являются самостоятельными юридическими лицами. Между тем у многих крупных компаний значительная доля оборота приходится именно на филиалы.

«17 филиалов ТОО «Шымкентпиво» оказались в ситуации, когда местные исполнительные органы (уполномоченные на производство лицензирования) выполняют возложенные на них функции на местах так, как они для себя эти нормы воспринимают», – рассказывает ведущий юрисконсульт юридического отдела ТОО «Шымкентпиво» Олег Крупнов.

[inc pk='2011' service='media']

Началась неразбериха. В некоторых областных центрах РК отказываются принимать документы для производства лицензирования, ссылаясь на то, что достаточно лицензии, выданной самому юридическому лицу. Например, в Кызыл-ординской области филиалу ТОО «Шымкентпиво» после сдачи всех документов на лицензирование в департамент предпринимательства и промышленности по Кызылординской области устно сообщили, что лицензию на хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции выдают в другом месте – в отделе малого бизнеса в городском акимате. А Павлодарскому филиалу той же компании дали письменный ответ, что лицензии выдаются по месту регистрации юридического лица, то есть лицензиаром самого ТОО «Шымкентпиво». То есть переадресовали в департамент предпринимательства и промышленности по Южно-Казахстанской области.

Есть и другие проблемы. Иногда вместо одной лицензии выдаются две (отдельно – на розничную реализацию алкогольной продукции и отдельно – на хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции). «Остается открытым вопрос, как хранить на складе того же магазина алкогольную продукцию, если лицензия, выдаваемая этому же магазину, называется «на реализацию алкогольной продукции»? На каком же основании хранить продавцу у себя на складе алкогольную продукцию до момента розничной ее реализации непосредственно покупателю? Непонятно», – рассказывает г-н Крупнов.

«В очередь, сукины дети»

В некоторых акиматах до сих пор не учреждены лицензирующие органы. Там, где они есть, они завалены работой. Срок в 30 дней, определенный постановлением правительства на переоформление лицензий для 16000 торговых точек только в Алматы, кажется коммерсантам абсолютно нереальным и необоснованным. «Они (акиматы. – «ЭК») не успевают выдать лицензии даже в пределах одной области. В акиматах стоят очереди из предпринимателей, торговцев, пивоваров... Даже бланков на всех не хватает. А чиновники заявляют, что тем, у кого раньше не было лицензии (на торговлю алкоголем), будут выдавать их в последнюю очередь», – говорят в одной из компаний.

В результате трейдеры не могут получить товар. Согласно новым поправкам, пивовары имеют право реализовывать продукцию только тем клиентам, у которых есть лицензии на хранение и реализацию алкогольной продукции. Как констатирует директор юридического департамента ТОО «Динал» Мария Чечина, «компании, осуществляющие оборот пива, безусловно, понесут убытки, поскольку вынуждены будут принимать возврат пива от точек, до сих пор не оформивших лицензии и не имеющих право на его хранение и реализацию». «Трейдеры не знают, можно ли покупать пиво. Продажи упали на 70–80%, более того, на настоящий момент работа завода практически парализована из-за прекращения сбыта продукции», – говорит г-н Крупнов. Насколько упали показатели реализации у других заводов, «Эксперту Казахстан» неизвестно, так как все остальные опрошенные участники рынка точные цифры назвать отказались. Однако все сходятся только в одном: пивовары терпят значительные убытки. «У нас маленький пивзавод. Пиво варим без консервантов, которое нельзя долго хранить. Покупатели уже звонят, возмущаются: где пиво? Из-за новых правил терпим значительные убытки», – рассказал один из алматинских пивоваров. «Мы с законом не шутим. Перестали отпускать пиво нелицензированным компаниям. Но по-человечески их жалко», – отметил на условиях анонимности источник в компании Erzmann Brewery.

Пиво без марки – деньги на ветер

Однако мытарства пивоваров еще не закончены. По данным «Эксперта Казахстан», в недрах налогового комитета разработаны поправки к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», который в свою очередь находится сейчас в стадии согласования. Этим законом на пивных заводах будут введены те же самые меры учета и контроля над процессом розлива, что и на обычных ликеро-водочных предприятиях. Планируется, что предлагаемые меры снизят теневой оборот алкогольной продукции. Однако именно на пивном рынке сложно говорить о теневом обороте, так как в кустарных условиях получить янтарный напиток очень сложно.

Одно из предложений налоговиков – обязать пивоваров наклеивать на продукцию учетно-контрольные марки (УКМ). Нигде в мире не выпускается оборудование, которое способно осуществлять маркировку пива УКМ при условии, что текущая производительность линий розлива составляет 20–60 тыс. бутылок/банок в час. Однако если поправки пройдут, то без подобных линий по маркировке УКМ пива деятельность заводов будет запрещена.

Марки клеятся на спиртные напитки. Но существуют различия в технологическом процессе розлива в бутылки пива и остальных крепких алкогольных продуктов. В связи с тем, что пиво – продукт газированный, нередко происходят разрывы уже розлитых бутылок с пивом из-за некачественной тары, а следовательно, и порча УКМ. Но учетные марки – документ строгой отчетности, и за каждую такую бумажку предприятию приходится платить, что уже рождает лишние издержки.

Вторым предложением правительства является осуществление круглосуточного камерального контроля над процессом производства. При этом производство без оснащения линий соответствующим оборудованием будет полностью запрещено. Кроме этого обязательно введение заранее определяемых на предприятии показателей, таких как минимальная цена продукции и минимальные объемы производства.

Qui prodest?*

У нас нет данных, свидетельствующих о том, что законодательные новации лоббируются какими-то группами участников рынка. Но складывающаяся ситуация объективно выгодна ряду компаний. Во-первых, это спиртоводочные заводы. Если на рынке пива будут перебои, а сам пенный напиток подорожает, потребители начнут переориентироваться на крепкие изделия. В беседе с корреспондентом «Эксперта Казахстан» такую точку зрения высказал председатель координационного совета Союза пивоваров Казахстана Валентин Макалкин.

Во-вторых, это импортеры пива. В будущем они столкнутся с теми же проблемами при импорте пива в страну (в случае принятия третьего законопроекта). Однако сейчас они временно получили солидные конкурентные преимущества в регионах – там, где филиалы казахстанских пивоваренных заводов не получили лицензии, предложение отечественного пива на рынке упало. В-третьих, от текущей ситуации получают выгоду торговцы алкоголем. «Те предприниматели, кто торговал только пивом, потеряли возможность торговать как пивом, так и другими алкогольными напитками. А те, кто торговал другим алкоголем, – просто доплатили порядка 1200 тенге и теперь торгуют всем ассортиментом», – говорит не пожелавший назвать себя участник рынка.

Очевидно, что введение пивных УКМ приведет к изоляции пивной отрасли Казахстана от соседей, появлению таможенных барьеров как у импортеров пива, так и его экспортеров, а также изменениям договоренностей с некоторыми странами–участницами ВТО. Это в свою очередь усложнит доступ иностранной продукции на казахстанский рынок. Но с таким же успехом за счет роста издержек производителей снизится конкурентоспособность казахстанского пива. При этом с подорожанием легких напитков спрос сдвинется в сторону высокоградусных напитков. Бюджет, который должен получить дополнительные доходы от введения УКМ, не выиграет – ведь объемы розничной торговли упадут. Если не брать в расчет производителей крепких напитков, выигравших не будет.

* Qui prodest? – Кому выгодно? (лат.)

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности