Семейный Volkswagen

Европейский суд обязал Германию немедленно изменить действующий уже почти 50 лет закон о распределении голосов акционеров компании Volkswagen. На практике это означает падение последнего бастиона, защищавшего вольфсбургского автопроизводителя от недружественного поглощения семейной компанией Porsche

Семейный Volkswagen

«Без семьи Порше – никакого Volkswagen!» – этот девиз все чаще и все увереннее повторяется семьей Порше, контролирующей 100% акций одноименного автопроизводителя. Решение Европейского суда, поставившее точку в многолетнем споре о том, как должны распределяться голоса акционеров при решении вопросов о будущем концерна Volkswagen, только укрепило уверенность клана Порше-Пиэх, владеющего более чем 30% акций концерна, в том, что полный контроль над крупнейшим немецким автопроизводителем будет достигнут в самом ближайшем времени. Закон о распределении голосов акционеров Volkswagen – в просторечии закон о Volkswagen – ограничивал максимальное количество голосов, которые может использовать акционер при голосовании, 20% – вне зависимости от размера пакета акций, принадлежащих данному акционеру. На прошлой неделе судьи Европейского суда решили, что эта норма нарушает права инвесторов и входит в прямое противоречие с принципом свободного движения капитала.

Закон о голосах

Спорный закон был принят еще в 1960 году. Тогда, в процессе приватизации одного из крупнейших автопроизводителей страны, созданного нацистами как полностью государственный автогигант, казалось, что закон защитит концерн от поглощения крупными инвесторами (мало кому было бы интересно приобретать большие пакеты акций, зная, что это никак не влияет на возможности контролировать распределение своих инвестиций) и поможет ему остаться подлинно народным предприятием с огромной долей акций, находящейся в руках простых граждан. Кроме того, закон гарантировал особые права в принятии решений крупному акционеру компании – земле Нижняя Саксония (на сегодня владеющей чуть более чем 20% акций концерна). Такая форма собственности давала неслыханные преимущества и простым рабочим: например, ни одно решение о создании заводов за рубежом не могло приняться без согласия членов так называемого производственного совета – выборного органа, представляющего интересы работников концерна. Именно это является одной из главных причин того, что на территории Германии Volkswagen до сих пор производит значительно больше автомобилей, чем большинство немецких автомобильных компаний. Неудивительно, что лишенная законодательной защиты изнеженная компания может стать легкой добычей семейного клана Порше-Пиэх, или, как образно прокомментировал решение суда аналитик компании B&D-Forecast Фердинанд Дуденхёффер, «отмена закона о Volkswagen дает старт окончательной пиэхизации и поршекратии в Вольфсбурге».

Вендетта клана Порше-Пиэх

Главный архитектор атаки на Volkswagen – Фердинанд Пиэх, внук гениального конструктора Фердинанда Порше, создавшего с нуля и Volkswagen, и Porsche. Именно вспоминая о Фердинанде-деде, Фердинанд-внук не устает повторять, что, добиваясь контроля над Volkswagen, он просто восстанавливает историческую справедливость, возвращая в лоно семьи то, что принадлежит ей по праву. «Народное предприятие должно наконец стать семейным предприятием – вот главная цель Пиэха, и он ее непременно добьется», – комментирует «Эксперту» аналитик Dresdner Bank Уве Трекманн. В том, что Пиэх не остановится на полпути, никто не сомневается. Семидесятилетний менеджер известен как один из самых жестких и бескомпромиссных бизнесменов Германии. За последние годы, даже не располагая более чем 20% голосов на собраниях акционеров, Пиэх сумел добиться потрясающего успеха в кадровых играх внутри концерна, блестяще использовав прошлогодний скандал с вскрывшимися тратами казенных денег на увеселительные поездки топ-менеджеров Volkswagen по борделям Восточной Европы. Менеджеры, не согласные с открыто заявленными планами Пиэха по трансформации компании в дочернее предприятие Porsche, теряли свои посты один за другим. Противник Пиэха, председатель совета директоров Volkswagen Бернд Пишетсридер был заменен в конце 2006 года на ставленника Пиэха, бывшего председателя совета директоров Audi Мартина Винтеркорна, мгновенно перетащившего за собой целую когорту верных Пиэху сотрудников Audi. Сразу же после этого своего поста лишился второй важнейший противник Пиэха, член совета директоров Вольфганг Бернхард. Пример Пишетсридера и Бернхарда стал наглядным уроком для менеджеров Volkswagen, предпочитающих с тех пор не ссориться с Пиэхом, которого уже признают будущим единоличным владельцем компании. Даже заклятый враг Пиэха, премьер-министр земли Нижняя Саксония Кристиан Вульфф, успел выступить на прошлой неделе с капитулянтским заявлением, в котором выражал надежду на плодотворное сотрудничество с Пиэхом и радовался тому, что семейные предприятия приносят в компании долгосрочное планирование.

Как съедят Volkswagen

После получения контроля над менеджментом и победы в споре о максимальном количестве голосов на собраниях акционеров Пиэху открыты все дороги к получению полного контроля над компанией. В настоящий момент Porsche, находящейся в собственности семьи Порше-Пиэх, принадлежит чуть больше 30% акций Volkswagen, что делает клан крупнейшим акционером концерна. На руках же у мелких собственников находится около 38% акций, и все они могут стать объектом скупки со стороны Porsche. «Я уверен, что Пиэх ставит своей целью повышение принадлежащей Porsche доли акций до 50, а то и 70%», – делится своим мнением Инго Шпайх, аналитик инвестиционного фонда Union Investment. Эту задачу значительно облегчают два фактора: во-первых, по немецким законам Porsche не обязан информировать общественность о колебаниях принадлежащего компании пакета акций, пока его доля колеблется в пределах 30 – 50%. Таким образом, возможна скрытая от глаз посторонних наблюдателей скупка акций. Во-вторых, благодаря сильным позициям в совете директоров Volkswagen, Фердинанд Пиэх смог закрепить за собой целый ряд опционов на покупку акций, причем условия этих опционов могут оказаться куда более выгодными, чем банальная скупка акций на бирже. По мнению Франка Биллера, аналитика Landesbank Baden-Wurttemberg, речь может идти об опционах на покупку акций по цене до 39 евро за акцию, при рыночной стоимости акций, достигающей 170 евро за акцию. Так или иначе, Porsche имеет достаточные средства для воплощения своих амбициозных планов в жизнь: выступая в прошедший вторник в Штутгарте, Фердинанд Пиэх с гордостью заявил, что Porsche располагает кредитной линией в 10 млрд евро, выделенной исключительно на поглощение Volkswagen.

Для самого же концерна поглощение со стороны Porsche будет означать как минимум две вещи. С одной стороны, компания станет более ориентированной на прибыль, чем на реализацию социальных задач внутри Нижней Саксонии или Германии, а это в свою очередь выльется в неизбежное сокращение рабочих мест на немецких заводах концерна. «Наконец-то Volkswagen получит шанс стать нормальным экономическим предприятием, которому не нужно думать о социальной политике региона», – с удовлетворением говорится в докладе Союза по контролю за безопасностью держателей ценных бумаг DSW. С другой стороны, для оставшихся работников, равно как и для не продавших свои доли акционеров, переход Volkswagen к новому владельцу наверняка будет связан с неслыханными ранее выгодами. Работники Porsche сегодня являются, вероятно, самыми высокооплачиваемыми сотрудниками немецкого автопрома, ежегодно получая премии в размере в несколько тысяч евро, и вряд ли найдутся причины, по которым кадровая политика Фердинанда Пиэха внутри Volkswagen будет серьезно отличаться от успешно зарекомендовавшей себя модели Porsche. Что касается акционеров, то компания Porsche показала себя одним из самых эффективных немецких предприятий: акции Porsche за 15 лет выросли в 50 раз – и в обозримом будущем нет особых причин для того, чтобы ожидать их резкого падения. Сотрудничество между Volkswagen и Porsche обещает быть взаимовыгодным: если Volkswagen наверняка получит от слияния более широкий доступ к техническим разработкам «старшего брата», то Porsche, слившись с производителем куда более экономичных автомобилей, сможет успешно избежать штрафов за излишний выброс углекислых газов на единицу производимых концерном автомобилей. От поглощения Volkswagen наверняка выиграют все, за исключением приверженцев старого доброго немецкого социализма.

Франкфурт-на-Майне

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?