До последней капли сока

Узбекские ученые разработали новую технологию использования отходов переработки овощей и фруктов в пищевой промышленности. Но продвижением ноу-хау вынуждены заниматься сами разработчики: в Узбекистане механизмы поддержки перспективных разработок не работают

До последней капли сока

Мировая конъюнктура подталкивает компании, занимающиеся переработкой овощей и фруктов, к расширению сырьевой базы. Прежде всего это относится к игрокам из Европы и США. Дело в том, что цены на сырье – свежие овощи и фрукты – в последнее время растут вместе с разогревом мирового рынка продовольствия. Выигрывают на этом главным образом китайские компании, активно укрепляющие свои позиции. Еще два года назад Китай контролировал 43% поставок яблок в мире, сегодня – 65%. При этом за два последних года китайские компании подняли цену на свою продукцию в несколько раз. Несмотря на это, аграрии из западных стран, сталкивающиеся с высокими издержками производства (из-за истощения почв и дорогой рабочей силы), проигрывают китайцам в конкурентной борьбе.

Неудивительно, что в пищевой промышленности растет интерес к технологиям, позволяющим уменьшить себестоимость сырья. Одним из перспективных направлений тут является углубление переработки овощей и фруктов. До сих пор у пищевиков не было технологий, позволяющих эффективно использовать отходы производства. Считается, что содержание полезных веществ в кожуре, семечках и жмыхе слишком мало, чтобы использовать их в пищевой промышленности. Поэтому их отправляют на корм скоту и птице, изготавливают из них биотопливо, удобрения или попросту выкидывают. В мировых масштабах количество выбрасываемой биомассы измеряется миллионами тонн. Возможно, в ближайшем будущем это количество уменьшится благодаря ноу-хау, разработанному группой специалистов из Наманганского инженерно-педагогического института (НИПИ, Узбекистан) под руководством Шухрата Атаханова. По крайней мере, так считают сами новаторы, получившие недавно один из главных призов первого узбекского конкурса «Инновационные решения в бизнесе».

Вся соль в кожуре

«И раньше было известно, что кожура фруктов содержит некоторое количество полезных веществ. Мы доказали, что отходы не менее ценны, и создали технологию, которая позволила получить ценный продукт из них», – говорит Шухрат Атаханов. По подсчетам специалиста, доля полезных веществ (витамины, микроэлементы, пектины, углеводы и др.) в отходах производства фруктов и овощей составляет 62–65%.

Работу над технологией, позволяющей наладить рентабельную переработку вторсырья, авторский коллектив под руководством г-на Атаханова начал еще в конце 1990-х годов. В 2000-м Наманганский центр науки и инноваций (НЦНИ) выдал исследователям грант на проект, и спустя пять лет разработка была готова. Суть ноу-хау, предложенного наманганцами, заключается в следующем: отходы фруктов после получения первичного сока проходят процесс прессования, очищения, замачивания в специальном растворе. Затем масса сушится и, наконец, размельчается в мельнице. Получается пищевой порошок, который можно использовать в пищеконцентратной и консервной промышленности. Помимо сока, в том числе с мякотью, из порошка можно приготовить мармелад, повидла и различные джемы. Также он может использоваться как составляющая в рецептуре хлеба, кондитерских изделий, конфетных масс. По мнению разработчиков, порошки-полуфабрикаты имеют высокую пищевую и биологическую ценность, не уступая порошкам, полученным из свежего сырья.

Новаторы уверены и в экономической привлекательности своей технологии. Оборудование обойдется покупателю примерно в 100 млн сумов (около 75 тыс. долларов). Сырье также стоит недорого. Например, соковые заводы в 2006 году продавали 1 кг фруктовых отходов за 5,5 сумов. Значит, тонна обойдется переработчику в 5500 сумов (4,07 доллара по текущему курсу). По словам г-на Атаханова, из нее можно получить в среднем 200 кг готового пищевого порошка.

Ничего не вижу, ничего не слышу

Как уверяют наманганские специалисты, их разработка позволяет решить сразу три задачи: получить дешевый и качественный продукт-полуфабрикат, устранить проблему использования вторсырья, избавив производителя от расходов на его транспортировку и утилизацию, и обеспечить заводы пищевой промышленности работой во время межсезонья. Поэтому, предлагая свое ноу-хау рынку, они не сомневались в успехе. Однако действительность разошлась с их ожиданиями. Первая попытка наладить производство с помощью ноу-хау оказалась не слишком удачной. Правда, не из-за самой технологии. В прошлом году на заводе небольшой компании NAMKON в Касансайском районе Наманганской области было налажено производство соков с добавлением порошка, полученного из вторсырья. По словам представителей компании, применение добавки позволило заметно повысить пищевые и вкусовые качества продукта. Предприятие, ранее ориентированное на внутренний рынок, стало поставлять продукцию на экспорт. Но компания обанкротилась в результате неудачной экспортной сделки. Как рассказал представитель Торгово-промышленной палаты Касансайского района, сейчас бывшие владельцы NAMKON работают над созданием СП с российскими партнерами.

Другие участники рынка не спешат инвестировать средства во внедрение разработки. Для небольших компаний, их на узбекском рынке около десятка, и 100 млн сумов – слишком приличная сумма.

Что касается крупных игроков, то в Узбекистане сейчас несколько крупных производителей соков, которые имеют полный цикл по производству соков. Это компания Marvel Juice, которая в прошлом году была куплена казахстанской компанией «Шымкентпиво», СП Green world и ряд других производителей. Они прочно занимают свои ниши на рынке и не склонны к внедрению инноваций, делая ставку на маркетинговые решения. Если же речь заходит о новых технологиях, лидеры рынка предпочитают покупать их на Западе. Несколько крупных соковых компаний – СП «Интерсок», ИП Beta Algoritm, СП Shodlik Juice – вообще работают на импортном концентрате. При этом в компании Marvel Juice сообщили, что ничего об идее наманганских ученых не слышали, а отходы производства продают фермерам как корм для скота. В Green World вообще отказались от всяких комментариев, сославшись на отсутствие руководства.

Кому это надо

Местные наблюдатели утверждают, что главная проблема с продвижением новых технологий в Узбекистане – информационная изоляция реального сектора экономики от отечественной науки. По данным узбекского Государственного патентного ведомства, за 2000–2004 годы от отечественных соискателей поступило около 3,5 тыс. заявок, но лишь единицы дошли до производства.

По словам независимого эксперта Ришада Халикова, «масштабы инновационных процессов в обществе напрямую зависят от процессов приватизации и создания класса реальных собственников, которые будут заинтересованы в инновациях, повышении эффективности бизнеса и победе в рыночной конкуренции». Пока в Узбекистане нет частных инвесткомпаний, готовых вложить деньги в новые высокодоходные производства.

Государство тоже фактически устранилось от поддержки новаторов. Несмотря на наличие Республиканского комитета по науке и технике, на который возложена задача по координации и внедрению новых технологий в производство, продвижение инноваций, по сути, остается прерогативой самих разработчиков. У них нет ресурсов для раскрутки перспективных ноу-хау. Нет даже структуры, которая занялась бы изготовлением опытных образцов линий переработки. Например, единственный образец оборудования для производства по технологии, разработанной в НИПИ, был изготовлен непосредственно под наблюдением авторов проекта собственными силами компании-заказчика.

Приходится констатировать, что пока наибольшую заинтересованность в продвижении узбекских технологий высказывают иностранные правительства и международные организации. Тот же конкурс «Инновационные решения в бизнесе» был проведен благодаря спонсорской поддержке посольства Индии, Турецкого агентства международного сотрудничества и Узбекско-японского центра по развитию людских ресурсов. Как рассказали «Эксперту Казахстан» наманганские специалисты, после победы на конкурсе с предложением о сотрудничестве к ним обратились сразу две крупные соковые компании – одна из России, вторая – из Узбекистана (названия игроков не раскрываются). Стороны уже начали переговоры.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности