Эра фриков в бизнесе

Какие компании сумели быстро развиваться во время кризиса и как «гений коллектива» приводит к успеху в бизнесе

Тейлор Уильям. Радикально лучше: Как преобразовать компанию, совершить переворот в отрасли и изменить себя.
Тейлор Уильям. Радикально лучше: Как преобразовать компанию, совершить переворот в отрасли и изменить себя.

Некоторые любят быстренько пролистать книгу, чтобы понять, стоит ли читать ее более внимательно. Но в данном случае прием может не сработать: девять из десяти листающих запросто придут к выводу, что тут описываются абсолютно сумасшедшие и нереализуемые предпринимательские идеи. Интернет-магазин, где сотрудники гордятся тем, что в их компании существует день бритья головы; оркестр, в котором нет дирижера, а музыканты духовой секции высказывают собственные идеи о структуре исполняемого произведения; аптека, взявшаяся за строительство таунхаусов; больница, отправляющая врачей стажироваться на Toyota…

Однако автор, опирающийся в своих рассуждениях о бизнесе, выстоявшем в кризис, на эти примеры, вполне заслуживает доверия — как эксперт по вопросам предпринимательства. Он написал нескольких книг по менеджменту, пишет статьи по итогам своих исследований в серьезные деловые журналы, да и сам главный редактор авторитетного в предпринимательских кругах Америки журнала Fast Company. Впрочем, этот журнал изначально был нацелен на ознакомление аудитории с оригинальными и инновационными бизнес-идеями. И, видимо, именно поэтому Уильям Тейлор сумел разглядеть в нестандартности подхода к организации бизнеса именно таких компаний ключ к успеху и обобщить свои наблюдения.

В книге рассматриваются и различные источники оригинальности в модели бизнеса, что делает ее полезным пособием для поиска уникальных предпринимательских решений. Но прежде всего хочется обратить внимание читателя на выводы, касающиеся характера лидерства. Тейлор критикует культивируемый современной деловой культурой образ харизматического лидера с яркой индивидуальностью, к тому же, как пишут некоторые эксперты, «непредсказуемого эгоиста» и «напряженного, как пружина, карьериста с имперскими амбициями». В последнее время считалось, что только такие лидеры, у которых «расписаны все дни недели, в том числе субботы и воскресенья», кто на собственном самолете может за сутки побывать в нескольких городах, могут перевернуть бизнес-среду. Однако Тейлор называет такой стиль лидерства гибельным, соглашаясь с коллегой, цитату из которого приводит: «У такого человека нет никакой возможности осознать в полной мере, что он делает». Как альтернативу автор «Радикально лучше» рассматривает руководителей, умеющих пользоваться «гением коллектива».

Понятие «гений коллектива» в системе приводящих к успеху факторов нестандартности — одно из ключевых. Автор считает важным для будущего предпринимательства появление новых моделей лидерства, достаточно скромных, чтобы меньше спрашивать с горстки топ-менеджеров, и достаточно амбициозных, чтобы собрать лучшие умы организации для обсуждения догадок, идей и выявления талантов. Суть этих новых моделей в том, что менеджеры, стремящиеся вовлечь в оборот скрытый инновационный и лидерский потенциал, заключенный в сотрудниках компании, сосредоточиваются на поиске оригинальных механизмов его раскрытия. Так, в некоей компании, разрабатывающей программное обеспечение, таким механизмом стала «биржа» идей: каждый сотрудник может предложить идею, которая становится «ценной бумагой», и остальные начинают в нее инвестировать, поясняя свое решение, а бумага растет в цене или, наоборот, выбывает из списка. Таким образом, выявляются самые перспективные технологии, по ходу «торгов» они обсуждаются и дорабатываются теми, кто хочет повысить свой «навар», а в случае реализации идеи «игроки» действительно участвуют в прибыли.

За счет привлечения коллективного гения могут быть реализованы весьма масштабные проекты. Правда, в качестве наиболее успешного проекта такого рода Тейлор приводит некоммерческую акцию — поиск места гибели пропавшей без вести во время Второй мировой войны американской подводной лодки, предпринятый сыном капитана. Но этот проект очень показателен. Официальный запрос в ВМС США ничего не дал. Однако, выведя запрос в интернет, группа поисковиков получила отклик от многочисленных профессионалов и любителей, занимающихся историей Второй мировой. Совместными усилиями они определили дату, обстоятельства и место гибели подлодки. Инициатор был «потрясен умственным потенциалом людей, выразивших желание участвовать в проекте. Среди них были специалисты по подводным лодкам тех времен. У нас были эксперты по взрывчатым веществам, которые работали над “анализом атаки” в том бою. Люди провели исследование, за которое присуждают ученую степень, но не для того, чтобы привлечь внимание к своей персоне, а потому что загорелись этим проектом. Это просто потрясающая чистота мотивации».

На самом деле, вот эта «чистота мотивации» — существенный элемент нестандартных моделей бизнеса. Например, чувство свободы в интернет-магазине обуви Zappos — в бритье ли головы, в телефонных ли разговорах с клиентами об особенностях их потребности в обуви (рекорд длительности — пять часов) — позволило сотрудникам создать компании репутацию «предоставляющей сногсшибательное обслуживание и обладающей такой отличительной чертой, как любовь к веселью». В итоге культура компании притягивала все новых и новых клиентов, позволяя экономить на маркетинге, в то время как продажи конкурентов в кризис падали.

Тейлор Уильям. Радикально лучше: Как преобразовать компанию, совершить переворот в отрасли и изменить себя. Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 315 с. Тираж 3000 экз.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики