Минкультуры берет документооборот под свой контроль

Поправки в законодательство о документообороте приведут к появлению в Казахстане нового контролирующего органа, который сможет серьезно осложнить жизнь негосударственных организаций

Минкультуры берет документооборот под свой контроль

В начале ноября рабочая группа депутатов мажилиса одобрила три поправки в закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам документационного обеспечения». Они касаются статуса Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия РК (МКИОС РК). До сих пор комитет был уполномоченным органом по формированию, хранению и использованию документов Национального архивного фонда РК. Поправки, предложенные МКИОС, предлагают отнести к его ведению «утверждение типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях; утверждение перечня типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием сроков хранения».

Если предложения МКИОС будут одобрены парламентом, то государство в лице архивного комитета будет вести строгий контроль за ведением и хранением документации, в том числе и внутренней, в организациях любого типа. Выразится это в проверках со стороны уполномоченного органа длительностью до 30 дней (а не 15, как раньше). В частности, проверяющие будут следить за тем, как хранятся документы, которые будут включены комитетом в специальный перечень. В качестве возможной площадки для сохраняемых материалов предлагаются хранилища Национального архивного фонда, которые будут работать с юрлицами на договорной основе. Кроме того, частников обяжут перед уничтожением документов заручиться на это санкцией экспертно-проверочной комиссии, которые будут созданы в областных центрах и городах республиканского значения.

Не дожидаясь итогов обсуждения поправок в мажилисе, в общественных организациях и деловых кругах заявляют о своем настороженном отношении к новациям. Председатель ТПП Астаны Татьяна Кононова отмечает, что предлагаемая норма фактически означает вмешательство во внутренние дела частных организаций: «Ведь от способа ведения внутренней документации не зависят финансовые или какие-то иные интересы государства». Кроме того, эти небольшие поправки значительно изменяют философию закона «О Национальном архивном фонде и архивах» и превращают его в другой документ – о регулировании делопроизводства.

По мнению руководства столичного филиала Федерации развития малого и среднего бизнеса, контроль за документированием в частных организациях «неизбежно повлечет за собой негативные последствия, а также дополнительное поле для проявления коррупции, дополнительный источник незаконных доходов должностных лиц контролирующих органов».

В МКИОС же заявляют, что нововведения необходимы для «установления единых требований к документированию и предотвращения преждевременного уничтожения документов». Что касается контроля, то и раньше уполномоченный орган контролировал государственные организации в соответствии с положением о нем. Представители МКИОС ссылаются на необходимость соответствия международному стандарту ISO 15489. Однако это руководство по оперативному учету для организаций, выдающих документы для внутренних и сторонних заказчиков, носит рекомендательный характер. В развитых странах применение данного стандарта является добровольным для тех, кто внедряет стандарты ISO 9001 и ISO 14001, и повсеместного распространения не имеет. А кроме того, этот стандарт не принят в Казахстане в качестве госстандарта и не переведен на казахский и русский языки.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?