Транзитная независимость

Россия, пытаясь снизить зависимость от транзитных стран при поставках энергоносителей, больше не будет согласовывать свои действия по транзиту нефти со странами СНГ

Транзитная независимость

31 октября Россия прекратила участие во временном соглашении со странами СНГ «О проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам». Распоряжение об этом подписал премьер-министр страны Виктор Зубков. Согласно подписанному еще в апреле 1996 года документу, его участники (Армения и Украина с оговорками) обязывались принимать меры по обеспечению свободного транзита нефти и нефтепродуктов при их трубопроводной транспортировке через свои территории и своевременным расчетам за транзит по согласованным тарифам на основе заключенных договоров. Кроме того, документом предусматривается, что страна, по территории которой осуществляется транзит, не может использовать транзитную нефть и нефтепродукты для своих нужд.

Безусловно, страны-подписанты не всегда выполняли условия соглашения. Так, в ночь с 7 на 8 января 2007 года Беларусь прекратила транзит российской нефти в Европу через нефтепровод «Дружба», потребовав от России оплаты установленных с 1 января 2007 года таможенных пошлин на нефть, транспортируемую по нефтепроводам республики (45 долларов за тонну).

Тем не менее возникает вопрос: зачем Москве понадобилось так срочно в одностороннем порядке выходить из этого соглашения? Существует много международных документов, которые де-факто не действуют, но десятилетиями пылятся в архивах. Пока существует несколько предположений, но ясного ответа о причинах и последствиях этого решения нет.

Чего хочет Москва?

Как известно, после распада СССР Россия, в силу своего географического положения, в сфере транспортировки сырьевых ресурсов попала в зависимость к новым старым соседям – странам СНГ. О масштабах транзитной зависимости говорит факт ежегодного экспорта – в основном через западные границы – почти 100% природного газа и до 70% нефти. Поэтому посол России в Беларуси Александр Суриков сразу же заявил, что выход из соглашения позволит Российской Федерации снизить «зависимость российского бизнеса от экономических и политических решений стран – транзитеров нефти».

Не исключено, что отказ России от участия в соглашении стал ответом на попытки некоторых стран выстраивать альтернативную политику в нефтяной сфере

В Москве заявляют, что выход из соглашения не стал неожиданностью для партнеров по СНГ. По словам заместителя председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике, транспорту и связи Сергея Шишкарева, выйдя из соглашения, Россия заранее объявила свою позицию, выступила с приглашением всех заинтересованных сторон к переговорам: «Новогодние ночи не будут проводиться в кабинетах за переговорами по вопросам транзита нефти, 2 месяца – это более цивилизованно, переговоры не будут проходить в режиме «ошпаренной кошки». Вместе с тем российский депутат заявил, что «люди в течение достаточно длительного времени привыкли жить за счет соседа, не отдавая ничего взамен. Решение правительства России вызовет эмоции, разную, возможно жесткую, реакцию, но надо найти мужество и прийти к конкретному решению».

Как известно, после распада СССР Россия, в силу своего географического положения, в сфере транспортировки сырьевых ресурсов попала в зависимость к новым старым соседям – странам СНГ

Заинтересованные стороны уже начали просчитывать причины выхода России из соглашения и прикидывать, каковы могут быть последствия этого шага. Директор энергетических программ украинского центра «Номос» Михаил Гончар в своем интервью ИА REGNUM связывает выход России из соглашения с намерением начать строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). «Решение принималось исходя из того, что на подходе окончательный указ о начале строительства БТС-2, в обход Белоруссии и Украины, по территории которых проходит система нефтепроводов «Дружба». В статье 8 соглашения о согласованной политике в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в СНГ говорится, что стороны – участницы договора обязываются не принимать в одностороннем порядке решений, которые ухудшают условия транзита, соответственно, обязуются при возникновении спора не прекращать и не сокращать поставки нефти до решения спорного вопроса. Россия, исходя из положений этого договора, пытаясь реализовать проект БТС-2, может нарваться на апелляцию в первую очередь со стороны Минска, ну и Киева. Поскольку обе страны захотят продолжать транзит до момента решения спорных вопросов, а это может затянуться на годы, а то и десятилетия. Чтобы ликвидировать правовые зацепки и избежать таких проблем, российская сторона и решила отказаться от этого договора», – считает эксперт.

Чем этот выход отзовется

Михаил Гончар полагает, что на Украине выход России из соглашения в ближайшее время никак не отразится, хотя в перспективе последствия могут быть не самыми приятными. С ним согласен и другой украинский эксперт, директор энергетических программ центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. Он также считает, что никакого значительного негативного влияния на реальную транспортировку Украиной нефти выход России из соглашения не окажет. По мнению эксперта, договоры о транзите нефти и нефтепродуктов подписываются хозяйственными субъектами и не зависят от такого рода соглашений: «Это общее соглашение, которое устанавливает общие правила, обозначает основные термины, содержит рекомендации относительно политики в сфере транспортировки, но при этом в нем не говорится о конкретных данных по объемам или стоимости транзита».

Действительно, между ОАО «Укртранснафта» и АК «Транснефть» подписано соглашение на 3 года, которое можно продлить. Это соглашение регулирует вопрос поставок и транзита нефти для Украины на двустороннем уровне, поэтому выход России из многостороннего договора никак на ней не скажется. Точно так же Украина регулирует поставки казахстанской нефти.

Комментируя распоряжение российского премьера, заместитель генерального директора по транспортировке АО «КазТрансОйл» Болат Отаров отметил, что поскольку основные вопросы сотрудничества в сфере транзита нефти между Казахстаном и Россией регулируются межправительственными соглашениями о транзите нефти от 7 июня 2002 года и о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов от 25 декабря 1993 года (с ежегодными протоколами к нему), «отказ Российской Федерации от участия в соглашении о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам не повлияет на взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией и не повлечет негативных последствий».

Бывший в пору подписания соглашения главой правительства Беларуси Михаил Чигирь затрудняется сегодня сказать, что подтолкнуло Россию к одностороннему выходу. Но в одном он уверен: «Ничего хорошего для нас это не сулит». И это понятно. На транзит через Украину приходится около 15–20% всего российского экспорта нефти, основные же потоки идут через Беларусь. Однако дипломат Александр Суриков убежден, что «мы будем работать как и работали по двусторонним направлениям. Все равно в области тарифов на транзит мы будем приближаться к общепринятым ценам». Что касается возможного усложнения доступа Беларуси к ресурсам Казахстана, то, по мнению посла, «Беларусь не минует трубопроводы, пролегающие по территории России. И так и так надо договариваться с Россией».

Транзитный шантаж?

Кто бы сомневался. Договариваться с Россией, конечно, надо, но сделать это будет очень непросто. В частности, по мнению президента Института энергетической политики Владимира Милова, как только Россия построит новый нефтепровод Унеча – Приморск на Балтике, она откажется от транзита нефти через Украину, а также через Белоруссию, Литву и Польшу. А до тех пор условия транзита будут оговариваться на двустороннем уровне, но Россия вряд ли возьмет на себя обязательства обеспечивать все страны-подписанты нужными объемами нефти. И это понятно.

В связи с тем, что цены на мировом рынке серьезно выросли, Москве выгодно поставлять больше сырья в страны дальнего зарубежья.

Несмотря на существование ряда соглашений, ни государствами–членами СНГ, ни ЕврАзЭС единые подходы по формированию тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов до сих пор не выработаны. Так, для казахстанских экспортеров нефти транзитные тарифы более чем в два раза превышают тарифы для российских нефтяных компаний. Тогда как белорусские тарифы одинаковы как для российских, так и для казахстанских экспортеров.

Не исключено, что отказ России от участия в соглашении стал ответом на активные попытки некоторых подписавших документ стран выстраивать альтернативную политику в нефтяной сфере. Так, например, 10 октября Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина заключили в Вильнюсе соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе, договорившись о создании общего транзитного нефтяного коридора от Каспия до Польши путем продления до польского города Плоцка и порта Гданьска на Балтике нефтепровода Одесса – Броды с дальнейшей перспективой выхода на западноевропейский рынок.

Как известно, нефть в Прибалтику идет по трубопроводам, проложенным через территорию Белоруссии, и несогласование вопросов транзита нефти с Белоруссией автоматически приводит к непоставкам сырья в Латвию, Литву и Эстонию. Кроме того, на какое-то время могут перестать получать нефть и газ (которые идут через Украину и Белоруссию) и европейские страны. Понятно, что Москва предложит Киеву и Минску снизить стоимость транзита нефти. И если получит отказ, то развернет масштабную кампанию в отношении их «деструктивной» политики. Евросоюз, судя по событиям двух последних лет, отреагирует однозначно: начнет призывать Украину и Белоруссию «к порядку».

Таким образом, возможно, Россия готовится запустить очередной механизм давления на некоторые страны СНГ (и не только) в преддверии переговоров относительно цены на газ в 2008 году (ожидается, что для соседей России в этом году цены могут повыситься на 30–40%, а для стран Балтии будут установлены среднеевропейские цены). В этом случае распоряжение российского премьер-министра о выходе страны из соглашения станет его авторским куплетом в «старую песню о главном».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности