Ставка на крупных

Ценовой кризис на мировом рынке молока и проблемы российских компаний можно выгодно использовать для развития молочной отрасли в Казахстане

Ставка на крупных

Никогда бы не подумал, что казахстанских молочников могут всерьез беспокоить проблемы производства биоэтанола – топлива, изготавливаемого из растительного сырья. Но подписанное в середине октября соглашение между немецкой компанией Biotech United и казахстанской South Oil о строительстве в Шымкенте предприятия мощностью 50 тыс. тонн горючего в год вызвало у участников молочного рынка пессимизм:

«Странно, что наша страна, богатая нефтью, начала заниматься биоэтанолом… Ведь для его производства используется фуражное зерно. Поэтому есть опасение, что строительство таких заводов отразится на животноводстве. Мы построим фермы, но нам нечем будет кормить коров – все уйдет в топливо», – объяснил «Эксперту Казахстан» Валерий Олиференко, гендиректор компании «Раимбек Агро», напомнивший, что аналогичное производство уже работает в Северо-Казахстанской области.

Заявления представителя Biotech United Нурлана Тагабергенова о том, что побочные продукты нового производства будут использоваться как корм для скота, не успокоили игроков молочного рынка. Их вообще мало что может успокоить в настоящее время – рынок лихорадит, растут и стоимость самого молока, и издержки на его переработку. Только за октябрь молоко подорожало на 10,5%. Пока молочный рынок не привлекает к себе такого же внимания общественности, как, например, рынок подсолнечного масла – там цены растут значительно быстрее, в минувшем месяце рост составил почти 60%. Но эксперты предсказывают, что главные потрясения в казахстанской молочке еще впереди. Участники рынка могут столкнуться с дефицитом импортного сырья, административными ограничениями на рост цен и в конечном итоге – вытеснением с республиканского рынка зарубежными конкурентами.

Ценовое цунами

Расширение площадей под культуры, предназначенные для производства биотоплива, действительно стало одним из главных факторов, подхлестнувших рост мировых цен на продовольствие (см. «Горе от зерна», «Эксперт Казахстан», № 37 от 8 октября 2007 г.). В молочном сегменте рынка цены подогрел резкий рост потребления молока в Китае (ранее этот продукт редко присутствовал в меню жителей Поднебесной), Индии, странах СНГ. Еще одним фактором стала засуха в Австралии, ударившая по местным фермерам, обеспечивающим около 10% мирового производства молока.

Все вместе спровоцировало мировой рост цен на молочную продукцию. Например, в Польше литр молока стоил в середине лета 40 евроцентов, к середине октября подорожал до 60. В западноевропейских странах его стоимость поднялась еще выше.

Во всех странах, которых коснулся ценовой шок, сложилась приблизительно одинаковая ситуация. Производители сырого молока увеличили свою маржу. Ритейлоры, как минимум, не потеряли прибыль, переложив возросшие издержки на потребителей. Не повезло лишь населению и компаниям – переработчикам молока. Последние попали в ценовые ножницы. На них давит увеличение стоимости сырья и в то же время попытки властей ограничить рост цен на розничном рынке.

Особенно остро действие этих ножниц почувствовали на себе российские молочники. С августа по сентябрь литр молока у северных соседей подорожал с 17,5 до 22 рублей. Учитывая, что в стране сейчас предвыборный период (в декабре будет избрана новая Госдума, а на март следующего года назначены выборы президента), российские власти попытались остановить ценовую свистопляску (см. «Ценовая фигура – замри!», «Эксперт», № 39 от 22 октября 2007 г.). Они навязали участникам рынка «добровольное» соглашение о замораживании стоимости ряда молочных продуктов. Но на экспортных расценках это соглашение не отразится.

Российские молочники – один из главных поставщиков продукции для казахстанских потребителей. Ведь республиканский молочный рынок не самодостаточен. По данным Госагентства РК по статистике, в 2006 году в стране было произведено 4,9 млн тонн молока. Этого не хватает, чтобы закрыть даже половину объемов потребления. Остальное импортируется из России и Киргизии.

Неудивительно, что вслед за российским рынком ценовая волна накрыла и Казахстан. С марта по октябрь литр молока подорожал со 110 до 125–130 тенге за литр. Как и в России, ситуацию усугубили инфляционные процессы. Экономисты объясняют, что приток денег благодаря высоким ценам на нефть в сочетании с ростом расходов бюджетов неизбежно начинает раскручивать ценовой маховик – ведь ни в России, ни в Казахстане нет достаточного количества капиталоемких инвестпроектов, способных поглотить избыток ликвидности. По официальным данным, в октябре 2007 года инфляция составила 4,4%, а с начала года – 13,4%. Аналогично росли розничные цены на молочную продукцию.

Правда, в отличие от российских властей Ак Орда пока воздерживается от радикально популистских мер по регулированию цен на молоко. Хотя настроения такого рода в правительстве, очевидно, есть – не случайно министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков призывал к проведению специальных рейдов на рынках для выявления фактов «принуждения торгующих к поддержанию завышенных цен».

Но пока засилья административного ресурса на молочном рынке не наблюдается (в отличие от рынков хлеба или подсолнечного масла). Но это не означает, что казахстанским молочникам повезло больше, чем их коллегам – конкурентам из России. Республиканская молочка находится, пожалуй, в самом уязвимом положении среди крупных стран СНГ, и нынешний ценовой кризис может сказаться на ней гораздо сильнее, чем на молочных компаниях соседних стран.

Чужого молока не хлебать

В отличие от России, где в последние годы интенсивно развивалась наиболее эффективная форма молочных предприятий – современные мегафермы, в Казахстане основная часть производителей молока – это мелкие фермерские хозяйства. По данным «Эксперта Казахстан», на них приходится 96% производимого в стране молока. Но, как отмечает эксперт Молочного союза Казахстана Лидия Михеева, у подобных хозяйств велики издержки, они малорентабельны. Средств на модернизацию основных фондов у фермеров нет, и вообще преобладает ручной труд. Низка производственная культура. Если в Европе от одной коровы ежегодно надаивают около 10 тонн молока, то в Казахстане в 5 раз меньше (см. «Нестандарт молочных ручейков», «Эксперт Казахстан» №19 от 21 мая 2007 г.). При этом, по данным участников рынка, в большинстве случаев молоко частников не соответствует стандартам качества: обсемененность его грибками зачастую бывает настолько высока, что его невозможно использовать даже после высушивания.

Мелкие производители не в состоянии решить проблему сезонности рынка. Осенью и зимой, когда фермеры кормят коров дешевыми комбикормами, удои падают до 4 литров молока в день (считается, что порог рентабельности – 10 литров). К тому же фермеры в основной массе лишены возможности искусственно осеменять коров, что также не способствует повышению удоев. Итог – зимой сырое молоко традиционно дорожает в два раза.

Поэтому казахстанские переработчики молока вынуждены закупать сухое молоко. В таких городах, как Атырау, Актау, Караганда, 100% продающегося зимой молока изготавливается из сухого. В основном оно закупается за рубежом. На иностранных поставщиков приходится 80% сбыта этого вида продукции в Казахстане. Но оно тоже дорожает. По данным Молочного союза, в 2006 году сухое молоко стоило 380 тенге за килограмм, нынешней осенью – 700 тенге. При этом ближайший поставщик – Россия прекратила экспорт этого продукта, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке.

По словам Лидии Михеевой, расходы на сырье составляют у небольших перерабатывающих предприятий около 50% (у крупных меньше), и при нынешних ценах на готовую продукцию за вычетом издержек у молочников прибыли практически не остается. Эксперт говорит, что компании вынуждены переориентироваться на выпуск соков или питьевой воды.

Пан или пропал

Если так дело пойдет и дальше, то доля казахстанских переработчиков на рынке может быть сведена к нулю – они не выдержат конкуренции с иностранцами, прежде всего россиянами. Представители российских деловых кругов утверждают, что благодаря поддержке властей молочные предприятия и крупные фермы смогли запустить масштабные программы по модернизации производства. Кризис на рынке молока и искусственное сдерживание цен могут отсрочить появление эффекта от реализованных инвестпрограмм. Но он неизбежно проявится в виде увеличения объемов производства и снижения себестоимости продукции. Это даст российским игрокам серьезные конкурентные преимущества на рынках других стран, в том числе на казахстанском.

Такая ситуация поставит страну в уязвимое положение. Усиление зависимости от импорта в условиях разогревающегося рынка (эксперты ожидают, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы – см. «Это не последний скачок цен»), очевидно, приведет к удорожанию конечной продукции для потребителей и, как это было видно на примере рынков зерна и масла, к административному вмешательству. Единственной альтернативой такому сценарию является ускоренное развитие отечественной отрасли. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Бизнес-сообщество на ура восприняло идею правительства организовать на территории республики 20 откормочных баз для скота (они позволят улучшить качество питания коров и тем самым увеличить удои). Правительство пообещало фермерам возмещение до половины затрат на приобретение высококлассных племенных животных, расходов на искусственное осеменение и приобретение спецтехники. Но при этом значительные расходы лягут на местные бюджеты, и участники рынка сомневаются, что все территории найдут необходимые средства.

Как утверждают эксперты, необходимо идти по пути соседей и создавать крупные фермы, мощные перерабатывающие комплексы. По мнению Валерия Олиференко, инвесторы готовы вкладывать свои деньги в молочные заводы. Ведь потребление молока растет и в Казахстане, и во всем мире, цены тоже растут, а значит, будет расти и прибыль.

Пока цены высоки, а позиции конкурентов, столкнувшихся с искусственным ограничением роста, слабеют, есть шанс запустить механизмы, которые выведут республиканскую молочку на новый уровень. В том, что своя продукция будет конкурентоспособной, у бизнесменов сомнений нет. В Молочном союзе говорят, что мощным конкурентным преимуществом местных участников рынка является возможность продавать свежее, натуральное молоко и молочные продукты без ароматизаторов, красителей, консервантов. Учитывая общемировой рост спроса на здоровую пищу, более качественная и дешевая продукция казахстанских производителей в перспективе способна серьезно потеснить импорт. Главное тут – не прозевать момент.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности