Каспийский Дубай

По словам вице-президента корпорации Kazemir Group Жомарта Сайбулатова, к проекту строительства Актау Сити интерес в основном проявляют иностранные инвесторы. Казахстанские же компании готовы выступать главным образом в качестве подрядчиков.

Каспийский Дубай

– Жомарт Кумарханович, было заявлено, что в проект планируется вложить 40 миллиардов долларов. Каковы источники финансирования: собственные средства, займы банков, международных финансовых институтов? Может быть, компания намерена выйти на фондовый рынок Казахстана?

– Пока мы можем назвать сумму инвестиций приблизительно. Сейчас речь идет о 40 миллиардах долларов. Но это ориентировочная сумма. Проект долгосрочный, завершить его предполагается в 2020 году. За 12 лет могут поменяться цены на недвижимость, землю, поэтому очень трудно рассчитать, сколько денег понадобится на осуществление проекта. Вполне возможно, строительство его обойдется в 100–120 миллиардов. С деньгами у нас проблем нет. Это средства акционеров, заемные средства. Мы можем привлечь деньги на западных рынках по ставке 3–4 процента. Кроме того, есть инвесторы, которые предоставляют деньги не под проценты, а на условии участия в прибыли. Есть деньги пенсионных фондов, страховых компаний. Во многих странах законодательство более либеральное, чем в Казахстане, там разрешено инвестировать пенсионные и страховые активы в строительные проекты. Одним словом, привлечение с международных рынков нам обходится дешевле. Мы могли бы предложить на казахстанском рынке наши бумаги, но не можем обещать высокую прибыль с учетом инфляции. К тому же на фондовый рынок выходят, когда требуются дополнительные средства, а у нас, повторюсь, деньги есть.

– Заинтересовались ли какие-либо инвесторы проектом, в частности, есть ли уже подписанные договоры с компаниями из-за рубежа или с местными игроками? Не могли бы вы назвать какие-то компании и объекты, по которым подписаны договоры?

– Проект приобрел популярность в кругах инвесторов. Как мы знаем, в мире очень много свободных денег. Другой вопрос – насколько высоки риски и насколько привлекателен сам проект. Мы смогли, как сейчас говорят, хорошо пропиарить его на Западе. Макеты объектов нового города были представлены на выставке инвестиционных проектов в Дубае. О масштабе этого мероприятия можно судить хотя бы по тому факту, что там выставлялся проект «Сочи-2014». Я с гордостью могу заявить, что самым крупным – по абсолютной величине, по застраиваемой площади, по сумме инвестиций – был проект Актау Сити.

Чем привлекателен этот проект для инвесторов? Мы применили опыт застройки Астаны, где вся инфраструктура на левобережье была подведена за счет средств государства. Это многократно увеличило инвестиционную привлекательность столицы, потому что там с застройщиков была снята большая часть затрат. Акимат Мангистауской области продал нам землю, но на этом участке, в том виде, как он есть, никакой выгоды не получишь. Мы обязуемся подвести все инженерные сети, телекоммуникации, обеспечить будущий город водой, электроэнергией, что автоматически увеличит стоимость земли. Наши инвесторы уже выделили деньги на эти цели. В данный момент разрабатываем проектную документацию на инфраструктуру.

Президент Нурсултан Назарбаев высказал пожелание, чтобы в проект были привлечены деньги казахстанских инвесторов. Именно с этой целью мы проводили презентацию в сентябре в Алматы. По предварительным ее итогам могу сказать, что есть определенный интерес к участию в проекте, правда, в основном в качестве подрядчиков. Это не только строительные компании, но и дорожники, озеленители... Для меня, например, было открытием, что в Казахстане есть компания, управляющая отелями. Она также готова с нами работать. Вышла на нас и очень известная мировая сеть отелей, пока не буду ее называть. Сейчас все проекты на стадии обсуждения. Для юридического обслуживания мы наняли английскую компанию, которая открыла офис в Дубае. Все контракты идут через нее. Есть прямые инвесторы, с которыми заключены устные договоренности. Им мы предоставляем землю, они будут строить на ней объекты, продавать их, сдавать в аренду, одним словом, извлекать прибыль. К нам на презентации подходило много представителей компаний, но все иностранцы.

– Актау Сити, как говорят, будет райским местом для людей с деньгами. Наверное, казахстанские богачи также проявляют интерес к проекту?

– Да, есть такие люди. Но, к сожалению, пока это больше спекулятивный интерес. Они сейчас готовы скупить объекты, чтобы продать их через несколько лет с выгодой для себя. Существующий спрос меня как девелопера радует, но для государства, мне кажется, это большой минус. Это говорит о том, что у людей деньги есть, есть стремление их вложить, а предложить им нечего. Нам бы не хотелось, чтобы дома в нашем городе стояли пустые. Но ведь человеку не запретишь купить квартиру. Тот тренд, который был в Алматы, нас тоже ожидает. Нам нужно думать, как его оптимально использовать.

– Город рассчитан на один миллион человек. Из чего исходила компания Kazemir Aktau в своих расчетах, ведь сегодня население всей области составляет около 400 тысяч человек? Отсюда такой вопрос: за счет чего вырастет население – за счет миграционных потоков, естественного прироста, туристов, работников нефтяной отрасли области?

– В Актау сейчас около 250 тысяч человек, и этот показатель все время увеличивается. За 12 лет, даже если на пять процентов население будет расти, то увеличится на 60 процентов. Мне Актау напоминает Алматы 1990-х. Я обратил внимание, что здесь постоянно видишь или слышишь объявления о найме работников. Например, в Костанае или Петропавловске этого нет, а в Актау бурно развивается деловая жизнь. В свободной экономической зоне запущено более 10 предприятий по производству промышленной продукции. Им требуются рабочие. Кашаган по странной логике находится под юрисдикцией Атырауской области, но географически ближе к Мангистау. Обслуживать это месторождение, скорее всего, будет порт Баутино в Мангистауской области. Там тоже нужны работники. К Мангистау прилегают два депрессивных региона – это бывшая Красноводская область Туркмении и Каракалпакия. Избыток населения будет притекать в Мангистау. Это в основном этнические казахи. Они легко смогут интегрироваться в местное население. Нам только нужно будет продумать, как этих людей легализовать.

Кроме того, есть еще иностранцы и наши ребята, работающие в нефтяных проектах. Актау – единственный морской порт в Казахстане. Его тоже нужно кому-то обслуживать. Так что в регионе есть и работа, и деньги. По моим подсчетам, одно рабочее место в секторе материального производства создает пять рабочих мест в сфере услуг, то есть имеет мультипликативный эффект. Кто-то должен кормить, лечить, обучать, торговать... Если мы создадим 100 тысяч рабочих мест, то у нас появится полмиллиона населения. И при этом я не говорю о нашем проекте, для реализации которого тоже нужны рабочие руки.

Интервью взяла Светлана Грибанова

Статьи по теме:
Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор