Это не последний скачок цен

Эксперты предупреждают: период повышения цен на молочные продукты продлится несколько лет. Любые попытки повлиять на рынок административными методами приведут к новым потрясениям. Так считает Николай Тимошенко, президент компании «ДеЛаваль», Россия, Украина, Беларусь и страны Центральной Азии.

Это не последний скачок цен

– Уважаемый Николай, насколько, на ваш взгляд, отличается ценовая ситуация на рынках Казахстана и других стран СНГ?

– Принципиальных отличий нет. Молоко и молочные продукты очень зависят от цен на мировом рынке. Насколько мне известно, основная часть продаваемого в Казахстане молока и молочных продуктов приходится на импорт. В Россию импортируется около 30–40% продукции, по ряду позиций больше – до 60%, как в случае с сырами. Поэтому все мировые тенденции сразу же отражаются на нас. А на мировом рынке цены растут.

– Чем могут угрожать рынку попытки регулировать цены административными методами?

– Мы считаем, что в этом случае потери понесут местные производители молока. Для них начала складываться ситуация, когда молочный бизнес реально становится прибыльным, интересным. Для ведения полномасштабного молочного производства необходимы серьезные инвестиции. Не только в оборудование – в высокоудойный скот, необходимо мотивировать персонал, обучать его постоянно.

По нашим подсчетам, инвестиции возвращаются через пять-шесть лет. Понятно, что при фиксировании отпускной цены сокращается время окупаемости.

– А ритейлоры пострадают?

–Что касается ритейлоров, то, что бы они ни говорили, потери своей прибыли они будут прямо или косвенно перекладывать на других участников рынка и потребителей.

Обратите внимание. Торговую наценку уменьшают, скажем, на простое пастеризованное молоко. Но в то же время увеличивают наценку, чтобы не терять маржу, на высокомаржинальные молочные продукты. Йогурты, сыры и другое. Субсидируемое молоко будет заканчиваться часам к 11 утра. И останется только дорогой продукт.

– Когда можно ожидать стабилизации цен?

– Лишь тогда, когда спрос будет адекватен предложению. Молочный рынок растет медленно – грубо говоря, нужно, чтобы родились новые телята и выросли в коров. Поэтому, думаю, в ближайшие пять лет спрос будет превышать предложение. Потребление будут подстегивать Китай, Индия, распробовавшие молоко, страны СНГ, Восточная Европа. На росте спроса скажутся и другие факторы. Например, сокращение кормовой базы. Сейчас почти половина посевных площадей в Европе, на которых раньше выращивалась кормовая кукуруза, переориентирована на культуры под биотопливо. Чтобы справиться на местных рынках со всеми этими проблемами, нужны серьезные инвестиции.

– Кто должен инвестировать – государство, частный бизнес?

– Задача государства – не мешать. А лучше – помогать. В России несколько лет назад одним из приоритетных направлений, национальным проектом стало ускоренное развитие агропрома. Благодаря этому практически во всех регионах страны производителям молока в течение 2–3 лет удалось модернизировать молочно-товарные фермы, укрепить свой бизнес. Это позволило несколько смягчить нынешнюю ситуацию на российском молочном рынке. Хочется верить, что аналогичная государственная программа поддержки молочного животноводства будет в Казахстане развиваться более быстрыми темпами.

Интервью взял Юрий Дорохов

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее