Это не последний скачок цен

Эксперты предупреждают: период повышения цен на молочные продукты продлится несколько лет. Любые попытки повлиять на рынок административными методами приведут к новым потрясениям. Так считает Николай Тимошенко, президент компании «ДеЛаваль», Россия, Украина, Беларусь и страны Центральной Азии.

Это не последний скачок цен

– Уважаемый Николай, насколько, на ваш взгляд, отличается ценовая ситуация на рынках Казахстана и других стран СНГ?

– Принципиальных отличий нет. Молоко и молочные продукты очень зависят от цен на мировом рынке. Насколько мне известно, основная часть продаваемого в Казахстане молока и молочных продуктов приходится на импорт. В Россию импортируется около 30–40% продукции, по ряду позиций больше – до 60%, как в случае с сырами. Поэтому все мировые тенденции сразу же отражаются на нас. А на мировом рынке цены растут.

– Чем могут угрожать рынку попытки регулировать цены административными методами?

– Мы считаем, что в этом случае потери понесут местные производители молока. Для них начала складываться ситуация, когда молочный бизнес реально становится прибыльным, интересным. Для ведения полномасштабного молочного производства необходимы серьезные инвестиции. Не только в оборудование – в высокоудойный скот, необходимо мотивировать персонал, обучать его постоянно.

По нашим подсчетам, инвестиции возвращаются через пять-шесть лет. Понятно, что при фиксировании отпускной цены сокращается время окупаемости.

– А ритейлоры пострадают?

–Что касается ритейлоров, то, что бы они ни говорили, потери своей прибыли они будут прямо или косвенно перекладывать на других участников рынка и потребителей.

Обратите внимание. Торговую наценку уменьшают, скажем, на простое пастеризованное молоко. Но в то же время увеличивают наценку, чтобы не терять маржу, на высокомаржинальные молочные продукты. Йогурты, сыры и другое. Субсидируемое молоко будет заканчиваться часам к 11 утра. И останется только дорогой продукт.

– Когда можно ожидать стабилизации цен?

– Лишь тогда, когда спрос будет адекватен предложению. Молочный рынок растет медленно – грубо говоря, нужно, чтобы родились новые телята и выросли в коров. Поэтому, думаю, в ближайшие пять лет спрос будет превышать предложение. Потребление будут подстегивать Китай, Индия, распробовавшие молоко, страны СНГ, Восточная Европа. На росте спроса скажутся и другие факторы. Например, сокращение кормовой базы. Сейчас почти половина посевных площадей в Европе, на которых раньше выращивалась кормовая кукуруза, переориентирована на культуры под биотопливо. Чтобы справиться на местных рынках со всеми этими проблемами, нужны серьезные инвестиции.

– Кто должен инвестировать – государство, частный бизнес?

– Задача государства – не мешать. А лучше – помогать. В России несколько лет назад одним из приоритетных направлений, национальным проектом стало ускоренное развитие агропрома. Благодаря этому практически во всех регионах страны производителям молока в течение 2–3 лет удалось модернизировать молочно-товарные фермы, укрепить свой бизнес. Это позволило несколько смягчить нынешнюю ситуацию на российском молочном рынке. Хочется верить, что аналогичная государственная программа поддержки молочного животноводства будет в Казахстане развиваться более быстрыми темпами.

Интервью взял Юрий Дорохов

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики