Будущее — за конкуренцией

Многие проблемы ЖКХ могла бы решить приватизация коммунальных предприятий, считает независимый аналитик Шамиль Дауранов.

Шамиль Дауранов
Шамиль Дауранов

— Шамиль Абдулович, что собой представляет казахстанская тарифная политика?

— Государственная экономическая политика в отношении естественных монополий заключается в обеспечении баланса между производственными затратами и доходами от реализации продукции, с учетом нормы прибыли. Эту норму прибыли должна определять власть. Если инвестиционную составляющую по развитию естественных монополий государство полностью или частично берет на себя, то норма прибыли должна незначительно превышать производственные затраты, а если компании-монополисты полностью станут обеспечивать свое развитие, то государство будет контролировать только обоснованность производственных затрат и размер прибыли предприятий.

— Учитывается ли при установлении тарифов платежеспособность населения?

— Проблема баланса между стоимостью услуг естественных монополий и платежеспособностью всех слоев населения является главным фактором, определяющим выбор государственной экономической политики в отношении естественных монополий.

В условиях современного Казахстана эта политика носит выборочный характер. Так, например, в железнодорожном транспорте и транспортировке электроэнергии государственная политика сводится к контролю нормы прибыли, в целом по системе естественной монополии и тарифов для населения. В то же время в системе коммунального хозяйства — наиболее социально значимой — государственная экономическая политика предполагает минимизацию тарифов за счет того, что государство в лице местных органов власти берет на себя полное или частичное инвестирование развития коммунальных предприятий.

Вместе с тем уровень экономического развития областей и сбор налоговых платежей различны, что вынуждает правительство проводить перераспределение доходов между регионами, а также концентрировать значительную часть доходов для реализации общереспубликанских стратегических программ. В результате доходы местных бюджетов зачастую не позволяют местным органам проводить активную инвестиционную политику по развитию коммунального хозяйства. Необходимо также учитывать, что макроэкономические факторы — такие, как инфляция и девальвация тенге — ежегодно оказывают влияние на увеличение производственных затрат и приводят к убыточной деятельности производителей коммунальных услуг. Изменение тарифов на оказание услуг в целях государственной поддержки малоимущих слоев населения

 производится один раз в 3–5 лет, это вынуждает местные власти вместо проведения инвестиционной политики восполнять убытки предприятий, чтобы обеспечить население электро- и теплоэнергией, водой и канализацией. Не секрет, что при такой неразберихе в коммунальном хозяйстве эта сфера стала привлекательной для отмывания бюджетных денег.

— Все же как соотносятся темпы роста доходов населения и динамика тарифов на услуги монопольных структур?

— В связи с тем, что денежные доходы населения в Казахстане дифференцированы, большая часть населения в состоянии безболезненно покрыть процент увеличения тарифов на платные услуги. Эта проблема актуальна для населения, работающего в бюджетных организациях, пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных групп, в том числе безработных.

Если у врачей и учителей доходов не хватит для проживания, то они вынуждены будут брать взятки, чего, естественно, допускать нельзя.

У пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения выплаты ежегодно индексируются на планируемую инфляцию (которая всегда почему-то совпадает с отчетными данными!). В связи с этим правительство считает, что реальный уровень пенсионных выплат практически не меняется даже в те годы, когда происходит «плановое» увеличение тарифов на коммунальные услуги или происходит разовая, как в 2009 году, девальвация тенге. Между тем — номинальный рост денежных доходов населения и заработной платы в последние десять лет составлял около 20% в год, что привело к дальнейшему разрыву между богатыми и бедными. То есть все, что правительство называет дальнейшим ростом пенсий в Казахстане, представляет собой только индексацию их от прогнозируемой инфляции.

Рост тарифов на коммунальные услуги должен сопровождаться реальным увеличением пенсионных выплат и заработных плат работникам бюджетных организаций. В противном случае повышение тарифов на коммунальные услуги может привести к накоплению задолженностей и ухудшению социально-политической обстановки в стране.

— Почему в Казахстане не используют или используют редко другие источники для финансирования модернизации коммунальных сетей, кроме тарифов?

— Как было отмечено выше, государственная экономическая политика в отношении монопольных структур может быть направлена на создание условий их саморазвития с установлением нормы прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство, то есть проведение самостоятельной инвестиционной политики. Такое регулирование монополий признано самым эффективным, так как оно не противоречит общим правилам развития производства товаров и услуг, а лишь не позволяет монополиям получать сверхприбыль.

Очевидно, что Казахстану необходимо выработать стратегию постепенного и поэтапного доведения коммунальных предприятий до развития с последующей приватизацией этих объектов. Примеров правильно организованной работы монополий в развитых странах достаточно. Можно привлечь менеджеров по реабилитации и приватизации предприятий, их реструктуризации на конкурирующие и монопольные структуры. Очевидно, что тарифная политика в этом случае будет индексироваться с целью обеспечения установленной нормы прибыли, с предварительным проведением аудита всех эксплуатационных затрат.

Этой работе должно предшествовать приведение нижнего уровня доходов населения к размеру, обеспечивающему оплату всех коммунальных услуг, пропитания, одежды, приобретения лекарственных средств и удовлетворения духовных потребностей. В дальнейшем эти доходы должны индексироваться на индикатор прогнозируемого номинального роста ВВП, а по итогам года надо выплачивать компенсацию по разнице между плановым и фактическим размером номинального роста ВВП. Но только в случае, если прогнозный номинальный рост ВВП меньше отчетного более чем на один процент.

В этом случае проблема повышения тарифов естественных монополий станет техническим инструментом регулирования прибыльности предприятий от реализации коммунальных услуг.

— В последнее время в Казахстане пытаются тарифами стимулировать ресурсосбережение. Как вы оцениваете эффективность такого подхода?

— Ресурсосбережение является главной составляющей снижения производственных издержек. Частные предприниматели заинтересованы в этом. Реабилитация и реструктуризация монополий с последующей приватизацией предприятий при детальном государственном контроле денежных потоков и эффективности произведенных затрат позволят без стимулирующих тарифов обеспечивать эффективность производственной деятельности.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?