Lufthansa ушла на север

Перенос транспортных маршрутов Lufthansa Cargo из Казахстана в Россию причинит серьезные убытки казахстанским аэропортам

Lufthansa ушла на север

Kонфликт между Минтрансом РФ и немецким грузоперевозчиком начался в феврале 2007 года. Российские чиновники заявили компании, что если она хочет продолжить полеты над территорией РФ, приземляясь в стране «А» для того, чтобы дальше полететь в страну «Б», то ей необходимо получить разрешение в Минтрансе РФ. У Lufthansa Cargo, летающей из Европы в Азию через Россию с промежуточной посадкой в Казахстане, такого соглашения не было. Формально, с точки зрения международного права, компания могла организовывать маршруты подобным образом – ей это разрешает пятый пункт международных правил «Восемь основных свобод воздуха». Но в России приняты только первые 4 правила, и пункт пятый на территории страны не учитывается.

Когда не хватает свободы

Власти РФ воспользовались сложившейся ситуацией для оказания давления на компанию. Московские чиновники попытались заставить Lufthansa выбрать пункт для промежуточной посадки на территории России. В конце февраля на переговорах немцам было предложено на выбор два аэропорта – Новосибирск и Красноярск. Процесс переговоров сопровождался угрозами вообще запретить полеты авиакомпании над РФ после 15 ноября. Как стало известно на днях, Lufthansa предпочла выбрать Красноярск, при условии, что он будет полностью оборудован по стандартам ИКАО второй категории. Компания переберется в сибирский город в феврале следующего года. В самом немецком авиапредприятии отказались от подробных комментариев, заявив, что «теперь у них все хорошо».

Выбор аэропорта объяснила аналитик управляющей компании «БрокерКредитСервис» Анастасия Жданова. По ее словам, «в рамках российского альянса авиаперевозчиков AirUnion идет очень тесное сотрудничество Lufthansa Cargo с компанией Krasair, для того чтобы оптимизировать свои направления в России. В какой-то момент немцы отказались от сотрудничества с Красноярским аэропортом. Они, видимо, посчитали, что это будет невыгодно».

Но под давлением российской стороны компания изменила свою точку зрения. Стоит отметить, что сама Lufthansa потеряет немного. Ведь переход в Красноярск, несмотря на удлинение полетных маршрутов, может вызвать некоторую экономию для немецкой компании. Как рассказал нам коммерческий директор авиакомпании «Саяхат» Николай Прибоев, «совершать дозаправку в России выгоднее из-за меньших цен на горючее. Мы сами иногда приземляемся в российских аэропортах вместо казахстанских».

А нам-то что?

Казахстану повезло меньше. На сегодня Lufthansa Cargo входит в число крупных клиентов Карагандинского аэропорта и АО «Международный аэропорт Астана», через который и осуществляются транзитные перелеты в страны ЮВА. Из-за потери такого крупного базового перевозчика результаты деятельности предприятий в следующем году могут серьезно снизиться.

Интересно, что в самом Карагандинском аэропорту совершенно не знали о таких коллизиях с авиаперевозчиком и о том, что в феврале он уйдет в Красноярск. И рассказанная нами новость стала для них неприятным сюрпризом. По этой причине они отказались что-либо комментировать. Об этом также ничего не слышали в аэропорту Астаны, начальник службы корпоративных связей и маркетинга которого вообще усомнился в достоверности этой информации.

Как отметил источник на Казахстанской фондовой бирже (KASE), пожелавший не называть своего имени, «перенос транспортного узла в Россию может поставить одного из наших эмитентов в тяжелое положение». С ним согласна и Анастасия Жданова: «На результатах того аэропорта, где находится Lufthansa Cargo, это скажется серьезно. Подобного рода базовые перевозчики обычно берут на себя большую часть финансирования связок для оптимизации маршрутов».

Карагандинское АО «Аэропорт “Сары-Арка”» может вообще не перенести ухода немецкой авиакомпании. Аэропорт в этом году разместил на KASE свои облигации сроком на пять лет, объем эмиссии которых составил один миллиард тенге (8,3 млн долларов). Цифра вроде бы небольшая, однако прибыль аэропорта постоянно снижается. В 2004 году он заработал 32,5 млн тенге. В текущем, по прогнозу «Эксперта Казахстан», предприятие получит лишь 2,9 млн тенге. В деловых кругах утверждают, что, лишившись доходов от сотрудничества с Lufthansa Cargo, аэропорт может понести серьезные убытки.

Впрочем, возможно, Lufthansa Cargo еще вернется в Казахстан. Как ни парадоксально – благодаря тем же россиянам. В августе российский альянс авиаперевозчиков выступил за открытие доступа иностранных компаний ко всем остальным «свободам воздуха». Единственным условием будет являться технологическая и коммерческая интеграция перевозчиков на российском рынке. Но все же игроки вновь смогут сами выбирать транзитные аэропорты. «Lufthansa Cargo, у которой есть свои операционные цели, безусловно, будет стремиться остаться в Казахстане, – делится мнением Анастасия Жданова. – Они понимают, что им дешевле вкладываться в старый аэропорт, чем в новый». Однако это может случиться не раньше, чем немцы получат все свободы воздуха.

 

Уточнение. После публикации статьи руководство АО "Сары Арка" (Карагандинский аэропорт) сообщило, что с начала 2007 года доля Lufthansa Cargo в доходах аэропорта составила лишь 0,53% общих доходов, и "Сары Арка" является для нее запасным аэропортом.

Плановая прибыль Карагандинского аэропорта в 2007 году - 84,2 млн тенге.

Приносим свои извинения руководству аэропорта Караганды и читателям.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики