Стартап из трущоб

Журналист Сара Лейси показывает, как в хаосе развивающихся экономик зарождается венчурное предпринимательство и как следом за ним из хаоса постепенно выбираются целые страны и нации

Лейси Сара. Мечтай, создавай, изменяй! Как молодые предприниматели меняют мир и зарабатывают состояния
Лейси Сара. Мечтай, создавай, изменяй! Как молодые предприниматели меняют мир и зарабатывают состояния

У бразильца Марко Гомеса в детстве не было хороших примеров для подражания: отец продавал кокаин, а дядя промышлял контрабандой. Когда Марко повзрослел, он основал компанию, занимавшуюся интернет-рекламой, и получил 300 тыс. долларов финансирования после первого же раунда переговоров с венчурным фондом. Руандиец Джин Кагабо потерял родителей во время геноцида 1994-го и вырос в разрушенной стране. Сегодня он местный олигарх в сфере упаковки потребительских товаров. С этих историй начинается книга «Мечтай, создавай, изменяй!» американской журналистки Сары Лейси.

В принципе дальше все вполне могло бы продолжаться в том же духе. Стартапы, зародившиеся в самых, казалось бы, неподходящих для этого уголках планеты, — материал, которого хватит не на одну книгу. Но Сара Лейси не для того проехала несколько континентов и встретилась с сотнями людей, чтобы написать обычный сборник историй успеха. Рассказы о предпринимателях, строящих свой бизнес в Тель-Авиве, Бангалоре или Джакарте, превращаются в виньетки для скрупулезного исследования, затеянного Лейси. Предмет исследования — венчурный капитализм. Главные герои — развивающиеся рынки, облюбованные инвесторами.

Оригинальное название книги — «Блестящие, безумные, нахальные — как 1% предпринимателей зарабатывает на мировом хаосе». Речь идет в первую очередь о хаосе венчурного капитала, которому в какой-то момент стало тесно в Силиконовой долине. Ведь если поначалу в двери американских венчурных компаний стучались гениальные гики, паявшие микросхемы в гараже, то довольно скоро денег там стало так много, что создать свой стартап мог абсолютно любой. В этих условиях венчурному капиталу не оставалось ничего другого, как распылиться по миру.

В этом плане «Мечтай…» рифмуется с культовой книгой «No Logo» канадской журналистки Наоми Кляйн. Там, где Кляйн заканчивает тезисом о беспощадной эксплуатации жителей Китая подрядчиками Nike, Лейси громко заявляет: перенеся производство на развивающиеся рынки, транснациональные компании тем самым спровоцировали там бурный рост стартапов. Развивающиеся страны слишком долго пребывали в ранге отсталых. Получив доступ к множеству технологий, последовательно формировавшихся на Западе в течение нескольких циклов модернизации, они тут же продемонстрировали экспоненциальный рост собственных экономик.

Прекрасная иллюстрация — Индия. Здесь почти нет нормальных дорог, чистой воды и интернета, но зато в кармане и богача, и бездомного гарантированно лежит мобильный телефон. То обстоятельство, что многомиллионное население страны в короткие сроки познало преимущества мобильной связи, привело к появлению выстроенных с примитивным изяществом бизнес-моделей. Такова, например, система безналичного движения денежных средств во многих индийских районах: в роли банковских отделений выступают лавки бакалейщиков, отчеты о снятии и поступлении денег на счета пишутся от руки, а все операции осуществляются с помощью примитивных команд или SMS-сообщений.

Еще один колоритный пример — восьмиэтажный супермаркет SEG Electronics в китайском Шеньчжэне. Если пройти его целиком, можно приобрести все необходимое, чтобы тут же собрать собственный iPhone.

Но главная причина интереса венчурных капиталистов к развивающимся рынкам, по мнению Лейси, заключается в другом: вкус к риску переместился из офисов Силиконовой долины в бразильские или индийские трущобы. «Человек в большей мере склонен к риску и успеху, когда ему нечего терять, — пишет Лейси. — Предпринимательство — это разрушение статус-кво, и те, кто всего лишен, особенно сильно стремятся к переменам. И поездки по развивающимся странам, раздираемым наследием колониализма, насилием, политическими проблемами, но обладающим потенциалом быстрого, хотя и нестабильного роста, служат потрясающим экскурсом в изучение различных типов бедности». Предприниматели в странах, которые посетила Лейси, выведены за зону комфорта, а это для хорошего бизнеса — безусловное благо.

Важно и то, что в развивающихся странах предпринимательство и венчурный капитал встречаются не только для формирования сверхдоходности. Хаос, о котором пишет Лейси, демонстрирует еще одно свое измерение — социальное. Из подобного хаоса на протяжении последнего двадцатилетия отчаянно пытается выбраться не один десяток стран. И чем отчаяннее эти попытки, тем активнее развивается национальный бизнес, который в итоге делает жизнь в стране более или менее сносной.

К этому, казалось бы, простому выводу Сара Лейси идет на протяжении почти всей книги. Это неудивительно. В таких странах, как Израиль и Китай, которым посвящены первые главы, много успешных крупных стартапов — именно они выходят на первый план, заслоняя все остальное. В главах про предпринимателей Индии, Бразилии и Индонезии мерилом успешности стартапа выступает уже не акционирование на NASDAQ, а улучшение качества жизни окружающих. И наконец, в главе, посвященной Руанде, социальное окончательно берет верх над экономическим. Лейси лишь вкратце рассказывает о паре компаний, остальная часть текста посвящена трудностям восстановления страны после ужасов геноцида.

Прочесть книгу стоит хотя бы ради этой заключительной главы. То, что начиналось как сборник историй об успешных стартапах, а затем стало исследованием венчурного предпринимательства на рубеже веков, в итоге берет верхний регистр и превращается в манифест о сильных духом и их мечтах сделать мир лучше.

Лейси Сара. Мечтай, создавай, изменяй! Как молодые предприниматели меняют мир и зарабатывают состояния. — М.: Макс, Иванов и Фербер, 2012. — 256 с. Тираж 3000 экз.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?