На износ

На износ

На прошлой неделе в столице Индии состоялся Всеиндийский экономический саммит. Особое внимание собравшихся привлекло выступление одного из ключевых советников индийского правительства по вопросам экономики, заместителя председателя Комиссии по планированию Монтека Сингха Ахлувалия. По его мнению, постепенно приходящие в упадок морские и речные порты страны, ее дороги, линии электропередачи и другие элементы промышленной инфраструктуры являются критическим сдерживающим фактором для экономического роста Индии и «освобождения сотен миллионов индийцев из оков бедности».

«В 2006–2007 годах инвестиции в инфраструктуру составили пять процентов от ВВП, и это была неадекватная сумма. К 2011–2012 финансовому году нам необходимо увеличить ее на 9%, что составит примерно 5 млрд долларов США, – поделился своими расчетами советник. – Цель правительства Индии – без увеличения капиталовложений в инфраструктуру достичь в 2011–2012 годах темпов экономического роста в 10% – недостижима».

В течение последних четырех лет рост ВВП страны составлял в среднем 8,6%, что недостаточно для ощутимого уменьшения уровня бедности. Для этого величина темпа роста экономики должна выражаться двухзначной цифрой. По словам заместителя председателя комиссии, центральное правительство готово взять на себя 70% расходов на обновление инфраструктуры Индии, но остальное – а это около 150 млрд долларов – должно поступить из частных источников. Ахлувалия напомнил, что индийское правительство недавно ввело новые, более привлекательные условия для частных инвесторов и «теперь нам нужно увеличить уровень деловой активности для того, чтобы компенсировать инфраструктурный дефицит».

Высокие темпы экономического роста, которые страна демонстрирует в течение последней декады, привели к тому, что ее промышленная инфраструктура, в первую очередь транспортная и энергетическая, работают в буквальном смысле на износ. Обычными стали многочасовые отключения электроэнергии, порты не справляются с возросшим товарооборотом, а национальные автодороги превратились в «коллекцию ям и кочек».