Барахольная экономика

Редакционная статья

Барахольная экономика

Первая пятница после Дня благодарения в США – «черная пятница». Крупнейшие розничные сети страны открываются в 4–5 утра, и уже за час до открытия перед магазинами выстраиваются очереди по нескольку сотен человек. Все ждут начала новогодних распродаж. На сотни групп товаров цены падают на 20–50%, по дешевке можно купить даже электронику и бытовую технику. По данным американской National Retail Federation, больше половины американцев собирается потратить на рождественские подарки около 800 долларов.

В крупных российских  средний житель готов потратить на новогодние подарки 6340 рублей, или около 260 долларов, – это результаты исследований ХКФ-банка.

Сколько и на что собирается потратить средний житель Казахстана в предновогодние праздники – остается только гадать. Подобного исследования рынка ретейла, тем более предновогоднего, в нашей стране нет. Специфика казахстанской торговли заключается в преобладании спроса над предложением. В нашей стране даже при использовании минимальных маркетинговых приемов можно продать практически любой товар. Поэтому изучать рынок никто не считает нужным и не хочет платить за это деньги. Продавцы, не зная в достаточной степени рынок, зачастую интуитивно составляют план будущего ассортимента и выбирают ценовую политику.

На казахстанском розничном рынке нет борьбы за потребителя – потребителей у нас много, и денег у них более чем достаточно. И продавец часто не считает нужным работать над своим профессионализмом и прорабатывать свой маркетинг. Такие приемы торговли, как скидки и распродажи, в супермаркетах и магазинах массовый клиент делает невостребованными.

На самом деле у нас есть место, где всегда можно получить скидку, найти широкий ассортимент и купить дешевый товар, – барахолка. Во второй половине декабря в выходной день все рынки переполнены покупателями. Именно здесь предпочитают закупать товары казахстанцы. Барахолка предоставляет широчайший выбор товаров по самым низким ценам. Только вот качество обслуживания часто хромает.

Доминирование барахолок и базаров – верный индикатор того, что страна относится к развивающимся, что цивилизованный ретейл, работающий по мировым стандартам, только делает первые шаги. До конкуренции между игроками дело еще не дошло – стратегической задачей для розничных сетей и торговых центров на данный момент является борьба за покупателя, отоваривающегося на базаре. Как забрать потребителя оттуда – вопрос, волнующий сейчас маркетологов розничных сетей.

Пока многим супермаркетам удается переманить базарного потребителя и без особых усилий. Рост доходов потребителей все больше ориентирует их на более дорогие и качественные товары. Покупатели становятся внимательнее к качеству сервиса и комфорту процесса покупки. Подобные тенденции служат только на руку торговым сетям и крупным магазинам. Но барахолка не сдается. Даже топ-менеджеры некоторых крупных сетей признаются в неофициальных беседах, что их супруги периодически делают вылазки на вещевые рынки. Значит, качество обслуживания в крупных торговых центрах все еще не компенсирует низкие цены уличных рынков, и даже риск столкнуться с некачественной продукцией не останавливает наших сограждан, отправляющихся в выходные на барахолку.

Так что следующий этап развития ретейла – конкуренция между супермаркетами, которые серьезно потеснят барахолки, – начнется не скоро. А ведь лишь тогда розничный рынок станет цивилизованнее. На витринах будут множиться объявления о скидках и распродажах. Маркетологи озаботятся вопросами качества исследований и количеством маркетинговых инструментов. Рынок станет яснее, понятнее для игроков. Соответственно, они будут вести себя увереннее, смелее использовать новые для нас методы работы с покупателями, в том числе массовые распродажи. И в Казахстане появится своя «черная пятница». Правда, эксперты говорят, что ждать этого момента осталось как минимум лет пять. А то и больше.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее