Ветка независимости

Ветка независимости

Участок железной дороги протяженностью 150 километров, соединяющий станцию Шар с областным центром Восточного Казахстана, был открыт 8 декабря, на год ранее намеченного срока. Строительство линии предусмотрено стратегическим планом развития республики до 2010 года. Ветка сокращает расстояние между Усть-Каменогорском и центром страны на 311 километров, поскольку соединяет их напрямую, минуя территорию России. Составы, следующие из Рудного Алтая в различные пункты назначения в Казахстане и странах Центральной Азии, избавятся от необходимости делать крюк по российской территории и дважды проходить пограничный и таможенный контроль. Это позволит снизить транспортные расходы, сократить сроки доставки грузов, увеличить пассажиропоток.

Данная железнодорожная линия интересна не только своей значимостью для экономики страны, но и тем, что это первый инфраструктурный проект, осуществляемый на основе концессии. В качестве концессионера выступило АО «Досжан Темир Жолы» (ДТЖ), специально созданное Инвестиционным фондом Казахстана для реализации этого проекта. Финансирование осуществлялось за счет акционерного капитала ДТЖ и выпуска инфраструктурных облигаций.

Изначально предполагалось, что облигации будут погашены в августе 2028 года, когда истекает срок концессии, и ДТЖ передаст объект в госсобственность. Но, как сказал «Эксперту Казахстан» председатель правления АО «Досжан Темир Жолы» Нуржан Маханов, «сегодня отрабатывается схема погашения займа, которая позволит выплатить деньги инвесторам к 2020–2023 годам».

Что касается тарифов, то ДТЖ может претендовать на инвестиционный тариф, который учитывает все капитальные затраты на строительство. «Но в таком случае наши цены превысят действующий тариф “Казахстан Темир Жолы”, что невыгодно для грузоотправителей, – отмечает г-н Маханов. – Если дорога в обход была дешевле, то не имело смысла строить эту ветку. Поэтому мы решили установить тариф, основанный на ставках КТЖ, и прибавить к нему небольшую часть из дохода, получаемого грузоотправителями за счет экономии от сокращения пути».

В целом можно говорить о том, что с запуском железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск Казахстан завершит формирование национальной железнодорожной сети на северо-востоке республики.