Миссия – учить снимать кино

Миссия – учить снимать кино

В начале декабря в Алматы прошел вечер короткометражных фильмов с участием режиссера из Германии Файта Хельмера, который организовали Гёте-институт и киноклуб Олега Борецкого. Файт – член Европейской киноакадемии. Он выступал соавтором Вима Вендерса в «Братьях Складановски» (1997). Его первый фильм «Тувалу» (1999) с Дени Лаваном и Чулпан Хаматовой в главных ролях принимал участие в 62 кинофестивалях.

Сейчас Файт Хельмер ездит по миру с благородной миссией: он не только учит молодежь развивающихся стран снимать фильмы, но и сеет, как он утверждает сам, разумное, доброе, вечное. А коллекция Гёте-института включает шесть собственных фильмов режиссера (1989–1995 гг.) и столько же фильмов, которые снял вместе со своими студентами в 2001–2005 годах при участии Гёте-института в Джакарте, Ташкенте, Алматы и Тбилиси.

Файт Хельмер придает большое значение коллективному творчеству еще со времен учебы в Высшей школе телевидения и кинематографии в Мюнхене.  Совместное творчество режиссер превратил в концепцию создания фильмов, в свой фирменный конек.

На вечере в Алматы были представлены фильмы, снятые со студентами Казахстана, Грузии и Азербайджана. Их предваряли короткометражки, сделанные в Германии: «Surprise!» («Сюрприз!»), вошедший в программу 48 фестивалей и получивший 26 кинопремий, и «Дом радостей». В «Сюрпризе!» использована сложная  механическая конструкция, назначение которой зрителю до конца фильма непонятно, а результат обманывает все ожидания. Изюминка, как говорит режиссер, в том, что зритель думает, что героиню хотят убить каким-то чудовищно запутанным способом. Но, как оказывается, это просто нелепое проявление любви. «Я и мои сокурсники никак не могли отобрать историю, удовлетворяющую всех, и думали, как сделать так, чтобы соединить все фильмы в одном. Таким образом, в основу сюжета «Сюрприза» легли идеи коллег», – рассказывает Файт. Приемы, использованные в короткометражке, как будто подсмотрены на семинарах по физике и в немых фильмах с участием Чарли Чаплина. Но это и не удивительно: Файт против диалогов в кадрах и считает, что зритель должен получать информацию не через слова, а через видеоряд, через действия и реакции персонажей.

«Дом радостей» сразу убивает двух зайцев. Название  фильма намекает на два дома, в традиционном словоупотреблении названных «домом призрения» и «домом терпимости» и обозначает две общественные проблемы – геронтологическую (проблему старения) и гендерную (проблему пола). Этот фильм может показаться кому-то из наших зрителей скабрезной шуткой. Ведь возрастные и гендерные проблемы не являются приоритетными в традиционном обществе. Сюжет короткометражки – сладострастных старушек посещает молодой разносчик пиццы. Кочуя по вызову из квартиры в квартиру, с этажа на этаж, парень доставляет престарелым дамам не только еду, но удовлетворяет и другие не менее важные потребности, это невинные шалости и маленькие радости на склоне лет. В общем, любви все возрасты покорны. Непривычным для нашего человека покажется и разворот перспективы, смена ролей. То, что кажется нормой на патриархальном Востоке, где возрастно-половой мезальянс допустим лишь в одностороннем направлении, в современном западном обществе осуждается. А приветствуется, напротив, союз старшей по возрасту женщины и более молодого мужчины.

После просмотра фильмов было обсуждение. Присутствующие в зале казахстанские мужчины задали Файту волнующие их вопросы: как вы относитесь к феминизму? И как вам живется с феминистками в Европе?  Для вопрошающих ответ прозвучал неожиданно: «Думаю, женщины – лучшее, что есть в мире. Чем женщина сильнее, тем она интереснее. Я за феминизм, но до тех пор, пока женщина не решит обходиться без мужчин».    

Но сыр-бор разгорелся по другому поводу. У казахстанских зрителей, подавляющую часть которых составляли студенты вузов, обнаружилась вполне объяснимая страсть к сравнению результатов коллективного сотворчества немецкого режиссера и студентов стран Содружества. Как было отмечено, работы последних слабее немецких. А самые нелестные отзывы получил фильм, сделанный совместно со студентами Академии искусств им. Жургенева «Собачья жизнь». Еще хуже оказалась лишь короткометражка «Из Таджикистана, с любовью». Казахстанские студенты, соавторы фильма, защищались от нападок зрителей, ссылаясь на трудности, холод и жесткие сроки. Согласно требованиям режиссера фильм должен быть снят и смонтирован за неделю.  «Перестаньте сравнивать фильмы. В Душанбе нет академии кино, а есть 20 молодых людей, желающих стать режиссерами. Они собираются, чтобы посмотреть и обсудить фильмы других режиссеров и научиться снимать самим. Это первый фильм, который они сделали в своей жизни», – встал на защиту таджиков Файт Хельмер. Также режиссера благодарили за то, что он прививает студентам доброе отношение к жизни. На мой взгляд, показанные фильмы довольно схожи, несмотря на то что они сняты в разных странах и разными людьми. Это неудивительно, ведь за ними стоит один человек – Файт Хельмер. Но в чем же тогда смысл коллективного творчества?

Если о художественных достоинствах фильмов можно спорить, то в образовательной и гуманитарной значимости деятельности Гёте-института и Файта Хельмера трудно усомниться. «Я снимаю кино, и у меня есть специальные люди, отвечающие за съемку. У нас возникает взаимопонимание. Мы соратники. Я выбираю сценарии, которыми бы смогла наслаждаться публика разных стран. Там нет насилия и наркотиков, а присутствуют общечеловеческие ценности. Я не смог бы сделать эти фильмы в одиночестве. И эти студенты тоже. Эти фильмы могли бы появиться только в результате сотрудничества», – говорит Файт. Он также заметил, что мастерская придумана не им, он всего лишь последователь Вима Вендерса: невозможно обучать изготовлению фильмов в классной комнате, надо учиться решать проблемы с камерой в руках.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее