Миссия – учить снимать кино

Миссия – учить снимать кино

В начале декабря в Алматы прошел вечер короткометражных фильмов с участием режиссера из Германии Файта Хельмера, который организовали Гёте-институт и киноклуб Олега Борецкого. Файт – член Европейской киноакадемии. Он выступал соавтором Вима Вендерса в «Братьях Складановски» (1997). Его первый фильм «Тувалу» (1999) с Дени Лаваном и Чулпан Хаматовой в главных ролях принимал участие в 62 кинофестивалях.

Сейчас Файт Хельмер ездит по миру с благородной миссией: он не только учит молодежь развивающихся стран снимать фильмы, но и сеет, как он утверждает сам, разумное, доброе, вечное. А коллекция Гёте-института включает шесть собственных фильмов режиссера (1989–1995 гг.) и столько же фильмов, которые снял вместе со своими студентами в 2001–2005 годах при участии Гёте-института в Джакарте, Ташкенте, Алматы и Тбилиси.

Файт Хельмер придает большое значение коллективному творчеству еще со времен учебы в Высшей школе телевидения и кинематографии в Мюнхене.  Совместное творчество режиссер превратил в концепцию создания фильмов, в свой фирменный конек.

На вечере в Алматы были представлены фильмы, снятые со студентами Казахстана, Грузии и Азербайджана. Их предваряли короткометражки, сделанные в Германии: «Surprise!» («Сюрприз!»), вошедший в программу 48 фестивалей и получивший 26 кинопремий, и «Дом радостей». В «Сюрпризе!» использована сложная  механическая конструкция, назначение которой зрителю до конца фильма непонятно, а результат обманывает все ожидания. Изюминка, как говорит режиссер, в том, что зритель думает, что героиню хотят убить каким-то чудовищно запутанным способом. Но, как оказывается, это просто нелепое проявление любви. «Я и мои сокурсники никак не могли отобрать историю, удовлетворяющую всех, и думали, как сделать так, чтобы соединить все фильмы в одном. Таким образом, в основу сюжета «Сюрприза» легли идеи коллег», – рассказывает Файт. Приемы, использованные в короткометражке, как будто подсмотрены на семинарах по физике и в немых фильмах с участием Чарли Чаплина. Но это и не удивительно: Файт против диалогов в кадрах и считает, что зритель должен получать информацию не через слова, а через видеоряд, через действия и реакции персонажей.

«Дом радостей» сразу убивает двух зайцев. Название  фильма намекает на два дома, в традиционном словоупотреблении названных «домом призрения» и «домом терпимости» и обозначает две общественные проблемы – геронтологическую (проблему старения) и гендерную (проблему пола). Этот фильм может показаться кому-то из наших зрителей скабрезной шуткой. Ведь возрастные и гендерные проблемы не являются приоритетными в традиционном обществе. Сюжет короткометражки – сладострастных старушек посещает молодой разносчик пиццы. Кочуя по вызову из квартиры в квартиру, с этажа на этаж, парень доставляет престарелым дамам не только еду, но удовлетворяет и другие не менее важные потребности, это невинные шалости и маленькие радости на склоне лет. В общем, любви все возрасты покорны. Непривычным для нашего человека покажется и разворот перспективы, смена ролей. То, что кажется нормой на патриархальном Востоке, где возрастно-половой мезальянс допустим лишь в одностороннем направлении, в современном западном обществе осуждается. А приветствуется, напротив, союз старшей по возрасту женщины и более молодого мужчины.

После просмотра фильмов было обсуждение. Присутствующие в зале казахстанские мужчины задали Файту волнующие их вопросы: как вы относитесь к феминизму? И как вам живется с феминистками в Европе?  Для вопрошающих ответ прозвучал неожиданно: «Думаю, женщины – лучшее, что есть в мире. Чем женщина сильнее, тем она интереснее. Я за феминизм, но до тех пор, пока женщина не решит обходиться без мужчин».    

Но сыр-бор разгорелся по другому поводу. У казахстанских зрителей, подавляющую часть которых составляли студенты вузов, обнаружилась вполне объяснимая страсть к сравнению результатов коллективного сотворчества немецкого режиссера и студентов стран Содружества. Как было отмечено, работы последних слабее немецких. А самые нелестные отзывы получил фильм, сделанный совместно со студентами Академии искусств им. Жургенева «Собачья жизнь». Еще хуже оказалась лишь короткометражка «Из Таджикистана, с любовью». Казахстанские студенты, соавторы фильма, защищались от нападок зрителей, ссылаясь на трудности, холод и жесткие сроки. Согласно требованиям режиссера фильм должен быть снят и смонтирован за неделю.  «Перестаньте сравнивать фильмы. В Душанбе нет академии кино, а есть 20 молодых людей, желающих стать режиссерами. Они собираются, чтобы посмотреть и обсудить фильмы других режиссеров и научиться снимать самим. Это первый фильм, который они сделали в своей жизни», – встал на защиту таджиков Файт Хельмер. Также режиссера благодарили за то, что он прививает студентам доброе отношение к жизни. На мой взгляд, показанные фильмы довольно схожи, несмотря на то что они сняты в разных странах и разными людьми. Это неудивительно, ведь за ними стоит один человек – Файт Хельмер. Но в чем же тогда смысл коллективного творчества?

Если о художественных достоинствах фильмов можно спорить, то в образовательной и гуманитарной значимости деятельности Гёте-института и Файта Хельмера трудно усомниться. «Я снимаю кино, и у меня есть специальные люди, отвечающие за съемку. У нас возникает взаимопонимание. Мы соратники. Я выбираю сценарии, которыми бы смогла наслаждаться публика разных стран. Там нет насилия и наркотиков, а присутствуют общечеловеческие ценности. Я не смог бы сделать эти фильмы в одиночестве. И эти студенты тоже. Эти фильмы могли бы появиться только в результате сотрудничества», – говорит Файт. Он также заметил, что мастерская придумана не им, он всего лишь последователь Вима Вендерса: невозможно обучать изготовлению фильмов в классной комнате, надо учиться решать проблемы с камерой в руках.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности