Новый уровень бизнеса

Предлагая рынку системы ERP, Microsoft делает ставку на гибкость решений, учет специфики экономики стран, в которых работают клиенты компании

Новый уровень бизнеса

Aвтоматизированные системы класса ERP становятся все более популярными в Казахстане. При этом компании рассчитывают, что ERP-системы сделают их более конкурентоспособными, помогут успешно адаптироваться к изменениям рынка, в том числе к работе по правилам ВТО. О специфике внедрения ERP в республике рассказывает Айдар Даулетов, региональный менеджер Microsoft в Казахстане.

– Как Microsoft стал работать на рынке ERP-систем и как появились продукты Dynamics?

– Microsoft вышел на рынок ERP-систем 6 лет назад. Тогда перед компанией стояла задача: либо самим разработать ERP-систему, что в принципе под силу такой компании, либо приобрести известного производителя и затем интегрировать его продукты в общий портфель продуктов Microsoft. Был выбран второй путь.

Microsoft приобрел датскую компанию Navision. Чуть ранее в США были куплены две компании – Great Plains и Solomon. Они не очень активно работают на европейских рынках и представлены в основном в Северной Америке. А вот датская компания на момент приобретения занимала третье место на рынке ERP в Европе.

В СНГ мы продвигаем больше продукты, которые раньше принадлежали компании Navision – это системы Navision и Axapta. С приобретением датской компании Microsoft создала новое подразделение внутри компании, которое носило название Microsoft Business Solutions. Данное подразделение занималось интеграцией и продвижением систем ERP.

За прошедшие несколько лет на рынке произошли значительные изменения. Динамика рынка потребовала и изменений в подходе Microsoft к ERP. Исторически ERP была системой бэк-офиса – это система автоматизации производства, бухгалтерии и прочих внутрихозяйственных бизнес-процессов. Сейчас на рынке присутствует так называемая система ERP II – второе поколение ERP. Эта система уже является не только бэк-офисной, но также и фронт-офисной. Например, в ERP второго поколения входит модуль CRM (Customer Relationships Management) – система управления взаимоотношений с клиентами. Все эти изменения на рынке привели к тому, что Microsoft приняла решение провести ребрендинг своего направления ERP, и вместо названия Microsoft Business Solution было введено новое название Dynamics. Продукты Navision и Axapta получили названия Dynamics NAV и Dynamics AX соответственно.

– Могли бы вы описать профиль потребителя ERP-систем?

– Согласно мировой классификации потребителей ERP-систем можно разделить на три группы. Первая группа, так называемая Tear 1, это в основном крупные в мировом понимании компании с оборотом более одного миллиарда долларов в год, у них несколько десятков тысяч сотрудников по всему миру, несколько сотен филиалов, работающих в разных странах. Таких компаний достаточно много. Для них создаются большие системы, такие как SAP, Oracle или BAAN.

Tear 2 – это наиболее многочисленная категория, компании меньшие по размеру, в американском понимании это крупный средний бизнес и средний бизнес. Их оборот от 10 млн до миллиарда долларов в год. В таких компаниях работает от нескольких десятков сотрудников до нескольких тысяч, а филиалов может быть несколько десятков, равно как и не быть вовсе. Microsoft ориентируется на вторую группу и позиционируется тремя своими продуктами – Dynamics NAV, AX и CRM, которые как раз созданы для этой группы потребителей. Это очень большой сегмент, в том числе в Казахстане. К Tear 1 в нашей стране относится немного компаний. И мы видим для себя очень большие перспективы именно во второй группе потребителей. Стоит отметить, однако, что Dynamics AX в последние годы активно выходит за рамки среднего уровня Tear 2 и составляет прямую конкуренцию крупным системам из Tear 1, гибко сочетая приемлемый уровень цен и расширенный функционал. Примерами такой возросшей конкуренции может послужить переход некоторых мировых компаний на систему Dynamics AX, например всемирно известная Wall-Mart.

Ну и третий уровень, Tear 3, это системы для автоматизации преимущественно малого бизнеса, некоторые источники даже не приравнивают такие системы к уровню EPR, поскольку они в большей степени нацелены на автоматизацию отдельно взятого процесса, например бухгалтерского учета, в то время как все преимущества систем класса ERP как раз таки проявляются в автоматизации всех основных бизнес-процессов, оптимизируя и повышая эффективность, таким образом, всего бизнеса. Типичные представители систем этого уровня – в основном локальные системы на каждом рынке, в нашем случае это 1С, «Парус», из западных можно отметить Scala и SunSystems.

– Каким образом вы выбираете для себя приоритетные отрасли для внедрения ERP-систем?

– Мы исходим из структуры экономики страны. В Казахстане доминирует нефтегазовый сектор, горнодобывающий, финансовый, также развивается очень сильно ретейл, соответственно, мы двигаемся в тех же направлениях. В тех секторах, которые объективно развиваются быстрее всех, в первую очередь появляется потребность в IT-технологиях и ERP-системах. С ростом бизнеса растет и конкуренция, именно поэтому к нам часто обращаются компании – одни из лидеров своих индустрий, которые осознают, что оптимизация бизнес-процессов в рамках ERP-системы – одно из ключевых конкурентоспособных преимуществ.

– Можно ли установить лишь несколько модулей ERP-системы?

– Можно, разумеется, это зависит от предприятия. Вы можете приобрести один модуль, и если вас это устраивает и автоматизация, по вашему мнению, достигла тех целей, которые вы перед ней поставили, то на этом процесс можно завершить. Но обычно происходит иначе. Все преимущества системы можно увидеть в целостной постановке задачи. Клиент поставил один модуль, и, увидев плюсы, которые этот модуль принес, он задумывается об автоматизации других бизнес-процессов. Может, стоит еще и производство автоматизировать или управление кадрами (HR), ведь люди являются главным активом компании.

– Готов ли сегодня казахстанский рынок к ERP-системам?

– Сегодня рынок имеет достаточно высокий уровень готовности, перед владельцами и акционерами компаний возникают новые задачи – построение более прозрачного бизнеса. Например, владельцы компаний решают выйти на биржу для проведения IPO, и чтобы сделать нечто подобное, необходимо повысить прозрачность финансовых потоков, показать эффективность работы предприятия. Акционеры компаний понимают, что это невозможно без внедрения современных ERP-систем.

[inc pk='1973' service='media']

С другой стороны, мы живем в конкурентном мире. И чтобы получить сильное конкурентное преимущество, нужны ERP-системы, которые при успешном внедрении дают данной компании новые возможности и сильные факторы конкурентоспособности. В частности, оперативную информацию о состоянии дел в компании. Система позволяет улучшить планирование, бюджетирование, контроль, если внедряется модуль CRM, то взаимоотношения с клиентами и т.д. И, соответственно, улучшаются такие показатели, как объем продаж на одного клиента, количество новых клиентов, которых мы получили за отчетный период, и прочее.

В Казахстане ERP-решения Microsoft уже внедрили более 30 компаний. Те компании, которые являются лидерами в своей отрасли, первыми приходят к пониманию, что им нужна эта система, и в той или иной форме внедряют ее. Сегодня без этого невозможно продолжать быстрый рост компании и невозможно повысить свою эффективность. Страна находится в преддверии вступления в ВТО, и после этого на наш рынок придут более опытные международные игроки в разных отраслях экономики, и конкуренция только повысится. Соответственно, те, кто будет не готов к повышению уровня конкуренции, уступят место на рынке. Также с 2008 года компании должны перейти на МСФО и уже переходят. А наши ERP-решения содержат все современные финансовые требования и могут помочь в таком переходе. К тому же модули можно постоянно перенастраивать и обновлять вместе с какими-то нормативными изменениями.

В тех секторах, которые объективно развиваются быстрее всех, в первую очередь появляется потребность в IT-технологиях и ERP-системах

Любая наша система достаточно гибкая. Формально завершив внедрение, подписав договор на техподдержку, клиент уверен, что изменения, которые будут происходить в законодательстве, будут отражены в системе.

– Наверное, существуют и некоторые сложности внедрения ERP-решений?

– Обычно внедрение происходит в лидирующих компаниях, они быстрее всего к этому созревают. Любая быстрорастущая компания постоянно сталкивается с проблемами роста, необходимо на ходу менять структуру компании, проводить реорганизацию. Меняющаяся организационная структура влияет на внедрение ERP-системы, и требуются постоянные корректировки. Реорганизация, которая происходит в самой компании, всегда влияет на скорость успешного внедрения.

Человеческий фактор также очень важен – нежелание работников переучиваться, традиционное желание работать по старинке.

Кроме того, влияет отсутствие поддержки процесса внедрения со стороны акционеров или топ-менеджеров компании. Также осложняет внедрение руководитель, который постоянно пытается ускорить этот процесс. Внедрение системы приводит к тому, что на каком-то этапе, когда старая система уже не работает, а новая еще не начала работать, контроль над деятельностью компании ослабляется. И, соответственно, у час-ти среднего персонала возникает желание сказать, что новая ERP-система приводит к ухудшениям в работе. Помимо этого, внедрение системы позволяет сделать компанию более прозрачной, и те люди, которые использовали непрозрачность в своих целях, всегда будут противиться внедрению новой системы. Если у акционеров компании и у топ-менеджмента есть сильное желание довести внедрение до конца, то эту волю необходимо проявлять в течение всего процесса внедрения.

– Каким образом вы продвигаете ваши продукты и строите отношения с партнерами?

– Традиционно Microsoft продвигает свои продукты Dynamics через авторизованных партнеров и оказывает всяческую поддержку как в процессе продажи, так и в процессе внедрения. Существует целая система тренингов, разработанная специалистами Microsoft, и партнеру необходимо пройти через все эти ступени, чтобы получить авторизацию и, соответственно, право внедрять подобные системы. Ввиду сложности таких проектов, мы очень тщательно относимся к выбору партнеров и строго следим за соблюдением всех установок. Также одно из несомненных преимуществ партнерства с нами – это огромная база решений по всему миру. Если у нас появляется заказчик, например в сфере автодилерства, а у местного партнера нет специализированного решения для него, партнер всегда может обратиться в базу данных и выбрать одно из готовых решений. Партнеры со всего мира создают свои уникальные вертикальные решения на основе наших продуктов, регистрируют его в базе данных и получают прибыли в виде роялти, если их решение востребовано в другой стране.

– Как часто происходят изменения программных продуктов? Внесение дополнений, улучшения.

– В IT-бизнесе все быстро меняется. Если говорить о наших традиционных продуктах, не включая ERP-системы, каждые 3–4 года мы предлагаем новую версию. Был офис 2003 – сейчас предлагаем 2007. Был Windows сервер 2000, был 2003, уже будет 2007. Если говорить о ERP-системах, то это более консервативный бизнес, так как он подразумевает большие инвестиции при внедрении и сильнее привязан к самим бизнес-процессам внутри компании, поэтому здесь цикл смены более длинный. Тем не менее Microsoft на регулярной основе выпускает дополнения и обновления, оставаясь на гребне цифровой волны. Кстати, в Microsoft вы всегда можете выяснить, когда вышла та или иная версия, когда будет новая и т.д. Вам в любое время предоставят такую информацию.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее