Новый уровень бизнеса

Предлагая рынку системы ERP, Microsoft делает ставку на гибкость решений, учет специфики экономики стран, в которых работают клиенты компании

Новый уровень бизнеса

Aвтоматизированные системы класса ERP становятся все более популярными в Казахстане. При этом компании рассчитывают, что ERP-системы сделают их более конкурентоспособными, помогут успешно адаптироваться к изменениям рынка, в том числе к работе по правилам ВТО. О специфике внедрения ERP в республике рассказывает Айдар Даулетов, региональный менеджер Microsoft в Казахстане.

– Как Microsoft стал работать на рынке ERP-систем и как появились продукты Dynamics?

– Microsoft вышел на рынок ERP-систем 6 лет назад. Тогда перед компанией стояла задача: либо самим разработать ERP-систему, что в принципе под силу такой компании, либо приобрести известного производителя и затем интегрировать его продукты в общий портфель продуктов Microsoft. Был выбран второй путь.

Microsoft приобрел датскую компанию Navision. Чуть ранее в США были куплены две компании – Great Plains и Solomon. Они не очень активно работают на европейских рынках и представлены в основном в Северной Америке. А вот датская компания на момент приобретения занимала третье место на рынке ERP в Европе.

В СНГ мы продвигаем больше продукты, которые раньше принадлежали компании Navision – это системы Navision и Axapta. С приобретением датской компании Microsoft создала новое подразделение внутри компании, которое носило название Microsoft Business Solutions. Данное подразделение занималось интеграцией и продвижением систем ERP.

За прошедшие несколько лет на рынке произошли значительные изменения. Динамика рынка потребовала и изменений в подходе Microsoft к ERP. Исторически ERP была системой бэк-офиса – это система автоматизации производства, бухгалтерии и прочих внутрихозяйственных бизнес-процессов. Сейчас на рынке присутствует так называемая система ERP II – второе поколение ERP. Эта система уже является не только бэк-офисной, но также и фронт-офисной. Например, в ERP второго поколения входит модуль CRM (Customer Relationships Management) – система управления взаимоотношений с клиентами. Все эти изменения на рынке привели к тому, что Microsoft приняла решение провести ребрендинг своего направления ERP, и вместо названия Microsoft Business Solution было введено новое название Dynamics. Продукты Navision и Axapta получили названия Dynamics NAV и Dynamics AX соответственно.

– Могли бы вы описать профиль потребителя ERP-систем?

– Согласно мировой классификации потребителей ERP-систем можно разделить на три группы. Первая группа, так называемая Tear 1, это в основном крупные в мировом понимании компании с оборотом более одного миллиарда долларов в год, у них несколько десятков тысяч сотрудников по всему миру, несколько сотен филиалов, работающих в разных странах. Таких компаний достаточно много. Для них создаются большие системы, такие как SAP, Oracle или BAAN.

Tear 2 – это наиболее многочисленная категория, компании меньшие по размеру, в американском понимании это крупный средний бизнес и средний бизнес. Их оборот от 10 млн до миллиарда долларов в год. В таких компаниях работает от нескольких десятков сотрудников до нескольких тысяч, а филиалов может быть несколько десятков, равно как и не быть вовсе. Microsoft ориентируется на вторую группу и позиционируется тремя своими продуктами – Dynamics NAV, AX и CRM, которые как раз созданы для этой группы потребителей. Это очень большой сегмент, в том числе в Казахстане. К Tear 1 в нашей стране относится немного компаний. И мы видим для себя очень большие перспективы именно во второй группе потребителей. Стоит отметить, однако, что Dynamics AX в последние годы активно выходит за рамки среднего уровня Tear 2 и составляет прямую конкуренцию крупным системам из Tear 1, гибко сочетая приемлемый уровень цен и расширенный функционал. Примерами такой возросшей конкуренции может послужить переход некоторых мировых компаний на систему Dynamics AX, например всемирно известная Wall-Mart.

Ну и третий уровень, Tear 3, это системы для автоматизации преимущественно малого бизнеса, некоторые источники даже не приравнивают такие системы к уровню EPR, поскольку они в большей степени нацелены на автоматизацию отдельно взятого процесса, например бухгалтерского учета, в то время как все преимущества систем класса ERP как раз таки проявляются в автоматизации всех основных бизнес-процессов, оптимизируя и повышая эффективность, таким образом, всего бизнеса. Типичные представители систем этого уровня – в основном локальные системы на каждом рынке, в нашем случае это 1С, «Парус», из западных можно отметить Scala и SunSystems.

– Каким образом вы выбираете для себя приоритетные отрасли для внедрения ERP-систем?

– Мы исходим из структуры экономики страны. В Казахстане доминирует нефтегазовый сектор, горнодобывающий, финансовый, также развивается очень сильно ретейл, соответственно, мы двигаемся в тех же направлениях. В тех секторах, которые объективно развиваются быстрее всех, в первую очередь появляется потребность в IT-технологиях и ERP-системах. С ростом бизнеса растет и конкуренция, именно поэтому к нам часто обращаются компании – одни из лидеров своих индустрий, которые осознают, что оптимизация бизнес-процессов в рамках ERP-системы – одно из ключевых конкурентоспособных преимуществ.

– Можно ли установить лишь несколько модулей ERP-системы?

– Можно, разумеется, это зависит от предприятия. Вы можете приобрести один модуль, и если вас это устраивает и автоматизация, по вашему мнению, достигла тех целей, которые вы перед ней поставили, то на этом процесс можно завершить. Но обычно происходит иначе. Все преимущества системы можно увидеть в целостной постановке задачи. Клиент поставил один модуль, и, увидев плюсы, которые этот модуль принес, он задумывается об автоматизации других бизнес-процессов. Может, стоит еще и производство автоматизировать или управление кадрами (HR), ведь люди являются главным активом компании.

– Готов ли сегодня казахстанский рынок к ERP-системам?

– Сегодня рынок имеет достаточно высокий уровень готовности, перед владельцами и акционерами компаний возникают новые задачи – построение более прозрачного бизнеса. Например, владельцы компаний решают выйти на биржу для проведения IPO, и чтобы сделать нечто подобное, необходимо повысить прозрачность финансовых потоков, показать эффективность работы предприятия. Акционеры компаний понимают, что это невозможно без внедрения современных ERP-систем.

[inc pk='1973' service='media']

С другой стороны, мы живем в конкурентном мире. И чтобы получить сильное конкурентное преимущество, нужны ERP-системы, которые при успешном внедрении дают данной компании новые возможности и сильные факторы конкурентоспособности. В частности, оперативную информацию о состоянии дел в компании. Система позволяет улучшить планирование, бюджетирование, контроль, если внедряется модуль CRM, то взаимоотношения с клиентами и т.д. И, соответственно, улучшаются такие показатели, как объем продаж на одного клиента, количество новых клиентов, которых мы получили за отчетный период, и прочее.

В Казахстане ERP-решения Microsoft уже внедрили более 30 компаний. Те компании, которые являются лидерами в своей отрасли, первыми приходят к пониманию, что им нужна эта система, и в той или иной форме внедряют ее. Сегодня без этого невозможно продолжать быстрый рост компании и невозможно повысить свою эффективность. Страна находится в преддверии вступления в ВТО, и после этого на наш рынок придут более опытные международные игроки в разных отраслях экономики, и конкуренция только повысится. Соответственно, те, кто будет не готов к повышению уровня конкуренции, уступят место на рынке. Также с 2008 года компании должны перейти на МСФО и уже переходят. А наши ERP-решения содержат все современные финансовые требования и могут помочь в таком переходе. К тому же модули можно постоянно перенастраивать и обновлять вместе с какими-то нормативными изменениями.

В тех секторах, которые объективно развиваются быстрее всех, в первую очередь появляется потребность в IT-технологиях и ERP-системах

Любая наша система достаточно гибкая. Формально завершив внедрение, подписав договор на техподдержку, клиент уверен, что изменения, которые будут происходить в законодательстве, будут отражены в системе.

– Наверное, существуют и некоторые сложности внедрения ERP-решений?

– Обычно внедрение происходит в лидирующих компаниях, они быстрее всего к этому созревают. Любая быстрорастущая компания постоянно сталкивается с проблемами роста, необходимо на ходу менять структуру компании, проводить реорганизацию. Меняющаяся организационная структура влияет на внедрение ERP-системы, и требуются постоянные корректировки. Реорганизация, которая происходит в самой компании, всегда влияет на скорость успешного внедрения.

Человеческий фактор также очень важен – нежелание работников переучиваться, традиционное желание работать по старинке.

Кроме того, влияет отсутствие поддержки процесса внедрения со стороны акционеров или топ-менеджеров компании. Также осложняет внедрение руководитель, который постоянно пытается ускорить этот процесс. Внедрение системы приводит к тому, что на каком-то этапе, когда старая система уже не работает, а новая еще не начала работать, контроль над деятельностью компании ослабляется. И, соответственно, у час-ти среднего персонала возникает желание сказать, что новая ERP-система приводит к ухудшениям в работе. Помимо этого, внедрение системы позволяет сделать компанию более прозрачной, и те люди, которые использовали непрозрачность в своих целях, всегда будут противиться внедрению новой системы. Если у акционеров компании и у топ-менеджмента есть сильное желание довести внедрение до конца, то эту волю необходимо проявлять в течение всего процесса внедрения.

– Каким образом вы продвигаете ваши продукты и строите отношения с партнерами?

– Традиционно Microsoft продвигает свои продукты Dynamics через авторизованных партнеров и оказывает всяческую поддержку как в процессе продажи, так и в процессе внедрения. Существует целая система тренингов, разработанная специалистами Microsoft, и партнеру необходимо пройти через все эти ступени, чтобы получить авторизацию и, соответственно, право внедрять подобные системы. Ввиду сложности таких проектов, мы очень тщательно относимся к выбору партнеров и строго следим за соблюдением всех установок. Также одно из несомненных преимуществ партнерства с нами – это огромная база решений по всему миру. Если у нас появляется заказчик, например в сфере автодилерства, а у местного партнера нет специализированного решения для него, партнер всегда может обратиться в базу данных и выбрать одно из готовых решений. Партнеры со всего мира создают свои уникальные вертикальные решения на основе наших продуктов, регистрируют его в базе данных и получают прибыли в виде роялти, если их решение востребовано в другой стране.

– Как часто происходят изменения программных продуктов? Внесение дополнений, улучшения.

– В IT-бизнесе все быстро меняется. Если говорить о наших традиционных продуктах, не включая ERP-системы, каждые 3–4 года мы предлагаем новую версию. Был офис 2003 – сейчас предлагаем 2007. Был Windows сервер 2000, был 2003, уже будет 2007. Если говорить о ERP-системах, то это более консервативный бизнес, так как он подразумевает большие инвестиции при внедрении и сильнее привязан к самим бизнес-процессам внутри компании, поэтому здесь цикл смены более длинный. Тем не менее Microsoft на регулярной основе выпускает дополнения и обновления, оставаясь на гребне цифровой волны. Кстати, в Microsoft вы всегда можете выяснить, когда вышла та или иная версия, когда будет новая и т.д. Вам в любое время предоставят такую информацию.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики