Человек и события

Редакционная статья

Человек и события

Уходящий год был насыщенным и интересным для тех, кто наблюдал за политической жизнью страны. Произошло немало событий, которые без труда прогнозировались, но случались и сюрпризы. Некоторые из них положили начало долгосрочным процессам, не завершившимся до сих пор, другие, будучи неординарными, сегодня уже стали частью истории и почти забылись за чередой сменяющих друг друга новостей.

В 2007 году в Казахстане изменилось правительство, Конституция, парламент, суд, конфигурация партийного поля, сроки начала добычи нефти на Кашагане, закон о недропользовании, тарифы, цены и рейтинги. Неизменным оставалось лишь одно – в центре политического процесса оставался президент Нурсултан Назарбаев. Он формировал политическую повестку дня в Казахстане, он был символом и синонимом казахстанской внешней политики. И все события прошедшего года прямо или косвенно связаны с ним, независимо от того, кто в них участвовал.

Выступление Нурсултана Назарбаева на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре этого года подвело итог 15 годам пребывания Казахстана в системе международных отношений. Казахстанский президент впервые выступил как лидер государства, которое смогло воплотить в жизнь проекты, о которых было заявлено 15 лет назад, и потому его новые инициативы вызывают не только интерес, но и доверие. Фактически состоялась презентация миру нового Казахстана. От выступлений представителей многих других стран речь Назарбаева отличалась отсутствием обвинений в адрес какого-либо государства или правительства. Официальная позиция в отношении международных проблем была подчеркнуто взвешенной. Одновременно Казахстан выразил готовность внести свой вклад в их решение. Учитывая, что его политические и экономические возможности многократно выросли, цена ответственности также возросла. Нурсултан Назарбаев в своем выступлении подчеркнул, что Казахстан из получателя зарубежной помощи превратился в донора для своих соседей. Причем еще большее значение для наших соседей имеет не собственно помощь, а наши прямые инвестиции и участие в крупных энергетических и транспортных проектах.

И финальным аккордом внешнеполитического курса президента в этом году стало решение совещания министров иностранных дел ОБСЕ об избрании Казахстана председателем этой организации в 2010 году. Решение, ставшее компромиссом для Вены, но не для Астаны.

Во внутренней политике была поставлена задача повышения эффективности государственного управления. Она решалась на разных направлениях – и политическом, и управленческом. Описанная президентом как внедрение корпоративных принципов управления, она предполагала институциональную неизменность в политике. Если корпорации, будучи системами безусловно авторитарными, добиваются повышения конкурентоспособности, то и государство может повысить свою конкурентоспособность без создания демократических институтов.

За 15 лет независимого существования Казахстана Нурсултан Назарбаев превратился в политическую фигуру, чей авторитет непререкаем для всех групп во всех сегментах национальной элиты: политической, управленческой, финансовой, промышленной, а также всех ее симбиозных и мутантных разновидностях.

Платой за эффективность, основанную на простоте и отказе от институциональной системы сдержек и противовесов, стала предельная персонализация политической системы и политического процесса. Платой неизбежной, но для многих на каком-то этапе вполне приемлемой. Конкуренция между политическими партиями (общепринятая форма разрешения конфликтов между различными группами национальной элиты) пусть и не исчезла совсем, но была отодвинута далеко на периферию политического процесса. И на политическую сцену вышла межклановая борьба в чистом виде.

Уже в январе произошел конфликт между двумя группами специальных интересов, одна из которых сложилась вокруг Рахата Алиева, на тот момент занимавшего пост вице-министра иностранных дел, другая – вокруг Имангали Тасмагамбетова, акима Алматы. Не являясь критически важным с точки зрения политического процесса в целом, этот конфликт стал и фоном, на котором проходили все гораздо более важные для страны события, и тестом для системы, сконцентрированной вокруг фигуры президента.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее