В ожидании третьего поколения

В 2007 году операторы сотовой связи почти исчерпали пределы роста абонентской базы в крупных городах Казахстана. В следующем году главной задачей станет не только привлечение новых клиентов, но и повышение лояльности старых

В ожидании третьего поколения

В уходящем году показатель проникновения сотовой связи в стране вырос почти на 20%, достигнув 70% (11 млн абонентов). Это предварительные итоги. Сейчас у сотовых операторов идет один из самых активных периодов продаж – предновогодние дни. Подобные результаты весьма показательны, ведь в РК большая территория и низкая плотность населения, осложняющие постоянный рост числа абонентов.

Рост проникновения с 20 до 80% в классической модели развития рынка сотовой связи – это всегда самый динамичный период. Он характеризуется повышением напряженности конкуренции, и в первую очередь это отражается на ценах. В 2007 году ценовая борьба участников рынка была очень заметна. Весь год вводились новые тарифные планы, цены упали в среднем на 10–15%. К тому же борьба обострилась с выходом на рынок третьего GSM-оператора сотовой связи. Бренд NEO появился в феврале, его представила компания «Мобайл Телеком Сервис». Новый оператор не претендовал на значительную долю рынка, но сразу сделал пользователям очень выгодное ценовое предложение. Ценовая конкуренция во многом способствовала привлечению абонентов из регионов, которые особенно чувствительны к стоимости услуг сотовой связи.

«Развитие рынка в этом году носило очень активный характер, уровень пенетрации в крупных городах близок к отметке 100%, – рассказывает директор департамента корпоративных связей компании «GSM Казахстан» Куат Домбай. – На первый план выходит клиентоориентированный подход, в ближайшие годы именно уровень сервисного обслуживания будет решающим. При выборе сотового оператора приоритеты в критериях сместились в 2007 году в сторону качества, тогда как в 2006 году для большинства абонентов решающим фактором была стоимость одной минуты».

Некоторые операторы предлагают сейчас по нескольку сотен дополнительных услуг. Появилась возможность звонить в долг, звонить за счет абонента, переводить деньги на чужой телефон, переадресовывать на свой телефон электронную почту и так далее.

Сейчас ведутся переговоры с регулирующими органами на предмет внедрения в Казахстане сотовой связи третьего поколения (3G), которая используется во всем мире. Она позволит расширить спектр услуг за счет высокоскоростного доступа в интернет, видеовызовов и т.п. Снизится проблема перегрузки операторов, так как 3G работает в другом, более широком диапазоне частот. По прогнозам участников рынка, уже в следующем году ожидается выдача лицензий сотовым операторам на работу с 3G.

Участники рынка отмечают, что достижения отметки, близкой к 100%, в 2008 году ждать не стоит. Абонентская база будет расти гораздо медленнее, чем раньше. Это происходит с большинством мировых рынков сотовой связи по достижении уровня проникновения на 80%. Стопроцентного уровня проникновения можно ждать к 2009–2010 году. А ценовая конкуренция теперь будет все больше переходить в конкуренцию сервиса и качества связи.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики