Возвращение блудного Телепузика

Из торговых сетей США в массовом порядке отзываются некачественные китайские игрушки. Американские товаропроизводители пытаются занять освобождающиеся рыночные ниши. Но вытеснить с рынка компании из КНР им вряд ли удастся

Возвращение блудного Телепузика

Hанимающий не одну страницу список игрушек, отозванных с полок американских магазинов с лета прошлого года из-за потенциальной опасности для здоровья покупателей, на днях пополнился очередным пунктом: 17 января американская Комиссия по безопасности товаров широкого потребления (U.S. Consumer Product Safety Commision) внесла в него выпущенную в Китае настольную игру Cranium Cadoo. Причина отзыва – превышение нормы содержания свинца в краске. С начала года это уже шестое извещение об отзыве игрушек и детских товаров. В предыдущих пяти случаях производитель один и тот же – Китай. Причина отзыва одна и та же – превышение содержания вредных для здоровья химических веществ.

«Желтая угроза»

Если для жителей Казахстана нет ничего удивительного в том, что к товарам из Поднебесной предъявляются претензии, то американский покупатель не привык ассоциировать лейбл «Сделано в Китае» с некондиционной продукцией. Китайские производители давно научились выпускать товары, соответствующие западным стандартам качества. Направлялись они, соответственно, на рынки Европы и Северной Америки. А поддельные джинсы и свинцовые игрушки доставались развивающимся странам. Но в прошлом году ситуация начала меняться.

В 2007 году объем изъятых из торговой сети потенциально опасных детских товаров достиг в США небывалых масштабов: к концу декабря их общее количество превысило 25 млн. Почти 90% отозванных игрушек, по данным американского сенатора Ричарда Дурбина, сделаны в Китае. «Продавцы игрушек не должны играть с родителями в китайскую рулетку!» – уверен американский законодатель. Если в 2006 финансовом году из 40 отозванных партий игрушек китайскими были 28, то в 2007-м – уже 54 из 63.

Кстати сказать, «желтая угроза» исходит сегодня не только от игрушек. Тысячи домашних животных в США отравились консервами для кошек и собак, выпущенными китайскими компаниями. Дабы увеличить процентное содержание протеина в своих продуктах, производители из КНР добавляли туда химикат меламин, который обычно используется для производства пластмасс. Затем была китайская зубная паста, в которой использовался химикат гликоль (тот же, что и в антифризе). Список можно продолжать: автошины без защитного покрытия, настольные лампы повышенной пожаро-опасности, ядовитые морепродукты.

Неудивительно, что американские покупатели все чаще голосуют своим кошельком за лейбл «Сделано НЕ в Китае». По данным опроса маркетинговой компании Harris Interactive, проведенного в середине ноября прошлого года, чуть меньше половины опрошенных признались, что в 2007 году при покупке рождественских подарков они будут избегать игрушек, произведенных в Китае. Американский союз потребителей провел собственное исследование, которое показало, что 70% покупателей обязательно будут проверять страну происхождения товара, прежде чем приобрести его в качестве подарка.

Антикитайское Рождество

Что же они будут дарить? Игрушки и товары, которые сегодня переживают месяцы давно невиданного увеличения объема продаж. Производители заказывают дополнительные партии броских наклеек с тремя волшебными словами «Сделано в Америке». К изменениям покупательских предпочтений срочно адаптируются торговые интернет-площадки: вводится специальная категория «Made in USA».

Так, компания Little Tikes (один из наиболее известных в мире американских производителей игрушек) открыла на своем веб-сайте специальную секцию. В ней потенциальный покупатель может узнать, где произведен тот или иной детский товар. Вице-президент компании Том Причард говорит: «Наши клиенты прямо дают нам понять о желании знать наверняка, что из нашего ассортимента сделано здесь, в Америке, а что – нет. В последнее время мы становимся свидетелями гораздо большего интереса к продукции, произведенной в США».

Для этого Little Tikes с 2008 года начинает маркировать свою продукцию тремя различными знаками. Знак «Made in USA» будет ставиться только на тех игрушках, все части которых произведены и собраны в Соединенных Штатах. Маркировка «Made in USA with US and Imported Parts» («Сделано в США с использованием американских и импортных комплектующих») появится на игрушках, собранных в США, но в которых незначительная часть комплектующих произведена за рубежом. Интересно, что компания решила вообще отказаться от указания страны-производителя, если игрушка полностью произведена за пределами Америки: на ней будет стоять лейбл «No Country of Origin» («Без страны происхождения»).

Не отстают от производителей и продавцы игрушек и детских товаров. Они уже окрестили праздничную торговлю на рубеже 2007 и 2008 года, имея в виду многократно возросший спрос на игрушки, произведенные в США, «антикитайским Рождеством». Один из самых крупных игроков в США, Toys R Us, сделал доступной для каждого желающего информацию о стране происхождения любого товара, продающегося в каждом отдельно взятом из 842 магазинов на территории США. По словам пресс-секретаря компании, Роберта Фридленда, «список производителей предоставляется покупателю по первому требованию для того, чтобы он мог найти – или избежать покупки – игрушки, произведенные в какой-либо конкретной стране». Впрочем, из названия списка становится понятно, о каком конкретном производителе идет речь: он озаглавлен «Not Made in China List» («Не сделано в Китае»).

Американские производители (на их долю приходится лишь одна игрушка из десяти, продающихся в США) лихорадочно нанимают дополнительных работников, увеличивают площади складских помещений, запускают новые производственные линии и вводят дополнительные рабочие смены. Индустрия, которая в последние годы занималась выпуском продукции для очень ограниченной рыночной ниши – кукол из натурального материала, деревянных зверей и машин, игрушек для специального обучения – и состояла из небольших, часто семейных бизнесов, сегодня стремительно расширяет свое присутствие на внутреннем рынке.

Президент фирмы Maple Landmark Inc., Майк Рейнвилл (фирма владеет небольшой фабрикой, где 30 работников делают деревянные игрушки), утверждает, что прямые продажи их продукции перед Рождеством по сравнению с прошлым годом увеличились в пять раз, а по результатам года объем продаж возрос почти вдвое. «Последние несколько лет наш бизнес еле сводил концы с концами из-за дешевого импорта. Отзыв китайских игрушек позволяет нам занять гораздо более выгодную позицию на рынке», – говорит Рейнвилл.

По словам другого предпринимателя, Марка Карсона, который руководит командой из 26 человек, он был вынужден перед Рождеством нанять дополнительно 125 сезонных рабочих и в три раза увеличить размер складских помещений. Пять лет назад, когда он открывал фирму Fat Brain Toys Inc. по производству игрушечных кубиков в самом центре Соединенных Штатов, ритейлеры в один голос заявляли, что он сумасшедший. Сегодня они требуют, чтобы в игрушках все было идеально – идеально произведены и абсолютно безопасны. «Единственный способ добиться этого – производить все как можно ближе к дому», – уверен Марк.

Мода или тренд?

Обеспокоенность общества качеством детских игрушек достигла такой степени, что один из сенаторов, Кристофер Додд, даже призвал ввести абсолютный запрет на все игрушки из Китая. Но, как резонно отмечают экономисты, запрет на китайские игрушки означает запрет на игрушки вообще. В Китае производится 84% всех ввозимых в США настольных игр, игрушек и детских автомобилей и велосипедов, а также 95% кукол и мягких игрушек. И не только игрушек: за последнюю декаду импорт товаров широкого потребления из Китая в США вырос с 62 млрд до 246 млрд долларов в год. Сегодня каждый пятый продукт на американском рынке ширпотреба произведен в Поднебесной; в 1997 году пропорция составляла один к двадцати.

Представитель компании Toys R Us уверяет: «Из нашего опыта изучения динамики спроса за последние полгода становится ясно, что несмотря на все скандалы, наши покупатели по-прежнему не очень сильно озабочены страной происхождения товара. Они ищут определенные бренды или конкретные игрушки, которые просят их дети». Эксперт журнала Toy Wishes Крис Брайн полагает, что продажа игрушек в 2007 году не превысит показателя 2006 года, когда она составила 30 млрд долларов. Но эта стагнация будет результатом общего снижения деловой активности в стране, а не отзыва опасного импорта. «Даже если американцы смогут организовать производство еще нескольких сотен тысяч собственных игрушек, китайский производитель будет по-прежнему доминировать», – утверждает Брайн. По словам Гари Линдсея, директора по маркетингу онлайн-ритейлера eToys.com, «покупатель, нацеленный исключительно на американские игрушки, имеет очень ограниченный выбор». В большинстве своем это деревянные игрушки из категории «ностальжи», которые напоминают родителям о собственном детстве, «но сегодня ни у кого не пользуются популярностью, за исключением самых маленьких».

Эксперты также обращают внимание на тот факт, что, несмотря на многочисленные отзывы продукции, ни одна из киностудий (персонажи которых являются прообразами для сотен типов игрушек и украшают миллионы детских аксессуаров) не разорвала контракты с компаниями по импорту игрушек, наиболее пострадавших от недобросовестных поставщиков – Mattel, Fisher-Price. Более того, ни одна студия не предъявила к ним финансовых исков на возмещение экономического или морального ущерба.

Перерастет ли внезапная страсть американцев к игрушкам, произведенным «в сарае у соседа», в устойчивый потребительский тренд или постепенно спадет под бременем дорожающего бензина, роста выплат по ипотеке и грядущего экономического спада – покажет время.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?