Диалог зрячего со слышащим

Туристическая отрасль Казахстана способна выйти на качественно новый уровень развития. Правда, для этого нужно решить сложную задачу: наладить эффективный диалог между властью и бизнесом, скоординировать действия планов правительства и участников рынка

Диалог зрячего со слышащим

На прошлой неделе представители туристического бизнеса, объединенные в Казахстанскую туристскую ассоциацию (КТА), заявили о своем резком несогласии с планами властей изменить законодательство, регулирующее деятельность туркомпаний. Как заявила исполнительный директор ассоциации Рашида Шайкенова, они затрагивают интересы малого и среднего бизнеса, которым является весь туризм.

Речь идет о поправках в закон «О туристической деятельности», одобренных мажилисом еще прошлой осенью, но в силу пока не вступивших. Они обязывают туркомпании получать сразу несколько лицензий: помимо разрешительного документа из Министерства туризма и спорта еще 14 аналогичных бумаг в областях, чтобы заниматься внутренним туризмом по всей территории страны. Кроме того, планируется введение аттестации сотрудников турфирм.

Возражая против новаций, представители бизнес-сообщества указывают, что в Казахстане туристический рынок еще проходит этап становления. Поэтому качество услуг является важным фактором в конкурентной борьбе, а турфирмы и так стремятся обеспечить должный уровень услуг. Не то чтобы лицензирование не было необходимым, но не в той форме, в которой ее предлагает профильное ведомство (см. интервью «Без учета нашего мнения законопроект обречен»).

Представители Минтуризма в ответ говорят, что клиентам туркомпаний часто приходится сталкиваться с низким уровнем услуг, следовательно, система лицензирования и аттестации поможет сделать отрасль более цивилизованной, конкурентоспособной на мировом туристическом рынке (см. интервью «Каждый должен пройти свою часть пути»).

Маленький, но быстрый

Действительно, туриндустрия Казахстана сейчас переживает процессы, характерные для молодых, еще не сложившихся рынков. С одной стороны, вклад туризма в валовой внутренний продукт (ВВП) республики невелик, особенно в сравнении с другими странами. С другой – значение отрасли растет, и довольно быстрыми темпами. Если в 2003 году туризм обеспечил 1,3% ВВП, то в прошлом году уже 1,8%. В денежном выражении доходы от туристской деятельности в 2006 году составили свыше 35 млрд тенге, из них в госбюджет поступили 53,4 млн. В стране работает около тысячи игроков, и их число ежегодно увеличивается примерно на 10%.

Самое главное для интуристов – иметь ванну и туалет в номере. С остальными неудобствами они готовы мириться

Рост предложения – реакция на увеличивающийся спрос. По данным Агентства РК по статистике, за 9 месяцев 2007 года количество въехавших в республику нерезидентов увеличилось на 31,5% по сравнению с аналогичным периодом 2006-го и составило более 3,9 млн человек, а количество выехавших – на 22,7% и составило 3,3 млн человек соответственно. Согласно прогнозным данным, подтвержденным «Эксперту Казахстан» в комитете индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК, эти цифры по итогам 2007 года должны составить 4,9 млн человек по въездному и 3,7 млн человек по выездному туризму.

В КТА считают, что темпы роста выездного туризма в перспективе составят около 40% в год. «Тенденция роста выездного туризма очевидна, – говорит руководитель отдела туризма международной туристической компании Complete Service Ольга Иорданиди. – Если раньше казахстанские туристы ездили за рубеж один раз в год, то теперь 2–3 раза». Что касается отечественного турпродукта, то он окажется востребованным не только представителями среднего класса, но и менее состоятельными слоями общества.

Но оптимизм характерен не для всех участников рынка. В деловых кругах опасаются, что в ближайшем будущем развитие отрасли может затормозиться. По мере увеличения оборотов в туристическом бизнесе все заметнее становится влияние факторов, ограничивающих участников рынка. Ряд из них носит системный характер.

Дорого летать…

[inc pk='1965' service='media']

И въезжающим в Казахстан туристам, и выезжающим на отдых за рубеж казахстанцам приходится сталкиваться с одной и той же проблемой – высокими транспортными расходами. Использование железнодорожного и автотранспорта в туристических целях ограничено из-за неразвитости сопутствующей инфраструктуры. Основным видом транспорта для иностранных туристов является авиация, в частности по международным и внутренним линиям. Здесь роль главной скрипки выполняет компания «Эйр Астана». Доминирование одного участника рынка приводит к высокому уровню цен на авиабилеты – об этом говорят и в Минтуризма, и в деловых кругах. «У нас высокие цены на авиабилеты, – утверждает директор туристической компании Max Travel Star Людмила Клинцова. – Сейчас две трети стоимости путевки составляют расходы на транспорт. Это дорого. Расстояния в той же соседней России несравнимо большие, а цены на билеты – ниже».

Кроме того, проблемы возникают из-за специфики покупательского спроса. На Западе принято планировать отдых заранее, за 2–3 месяца. «У нас это делается в лучшем случае за две недели до отпуска, – сетует г-жа Клинцова. – Поэтому туристические компании вынуждены предлагать своим клиентам билеты по высоким ценам на регулярные рейсы. В принципе, казахстанцам остается брать лишь “горящий” чартер».

Впрочем, в Минтуризма уверены, что ситуация постепенно улучшается. Это связано с тем, что на рынок авиаперевозок уже вышли немецкая «Люфтганза» и голландская «КЛМ». В скором времени конкуренцию «Эйр Астане» должны составить чешские, турецкие, сингапурские и французские авиакомпании.

Нечего смотреть…

Бизнесмены, работающие на рынке внутреннего туризма, говорят, что высокие цены на авиабилеты – еще полбеды. В Казахстане явно ощущается нехватка объектов, способных привлечь даже собственных граждан, не говоря об иностранных туристах. Имеющийся потенциал используется нерационально. Это сказывается на структуре въезда. Число иностранцев, приехавших посмотреть культурные достопримечательности, крайне невелико. Основная масса гостей (82–84%) приезжают к нам с деловыми целями – работать, а не отдыхать. Формально их поездки тоже попадают в категорию «туризм», но только «деловой».

Лишь один из шести иностранцев приезжает в республику отдохнуть – как правило, речь идет о любителях активного времяпрепровождения на природе. «Считаю, что в 2007 году особых идей по въездному туризму не было, – резюмирует Людмила Клинцова. – Большая часть въезжающих туристов едет сюда по делам».

Не все ладно и с инфраструктурой. Сегодня на казахстанском рынке ощущается острый дефицит гостиниц эконом-класса. «Цены в гостиницах не соответствуют уровню предлагаемого в них сервиса, – полагает г-жа Клинцова. – Многие иностранные туристы предпочитают уютные маленькие двух- или трехзвездочные гостиницы. Они готовы жертвовать комфортом ради того, чтобы платить меньше».

[inc pk='1966' service='media']

По мнению опрошенных «Экспертом Казахстан» руководителей казахстанских туроператоров, иностранные туристы, которые приезжают к нам познакомиться со страной, даже не рассматривают варианты четырех-, пятизвездочных отелей. Это связано с контингентом туристов, большая часть которых люди пожилого возраста. Самое главное для них – иметь ванну и туалет в номере. С остальными неудобствами они готовы мириться.

В правительстве надеются, что ситуация постепенно будет меняться. В профильном министерстве планируют реализовать стратегию продвижения Казахстана как нового турнаправления в Центральной Азии и Евразии. На эти цели в рамках госпрограммы развития туризма до 2011 года будет израсходовано почти 60 млрд тенге. В частности, предполагается пустить туристический поезд «Жемчужина Шелкового пути» по маршруту Алматы–Туркестан–Ташкент–Самарканд–Бухара–Ургенч–Мары–Ашхабад–Алматы. Намечено строительство гостиниц и караван-сараев по этому маршруту и решение вопросов по взаимному признанию туристических виз в Центрально-Азиатском регионе.

Готов к реализации проект развития пляжного и круизного туризма на Каспийском море. Интересен проект «Казахстан – первая космическая гавань планеты».

«В 2008 году мы ждем прорыва в туристическом бизнесе», – говорит Людмила Клинцова. В частности, за счет Байконура, который станет туристическим объектом, запада страны, где идет активное строительство туристической инфраструктуры в Актау и Атырау.

Министерство туризма и спорта делает ставку на так называемые прорывные проекты. По данным этого ведомства, в прошлом году казахстанскими туроператорами представлено 99 проектов, из них отобрано 24 наиболее актуальных на общую сумму 2,5 млрд долларов. Им будет оказана государственная поддержка через АО «Фонд устойчивого развития “Казына”». Среди самых крупных – строительство туристских центров «Жана Иле» на побережье Капшагайского водохранилища, «Бурабай» в Щучинско-Боровской курортной зоне и зоне отдыха «Кендерли» Мангыстауской области.

Г-жа Клинцова уверена, что сильным стимулом для развития туристической отрасли станет Азиада-2011. По ее мнению, спортивные сооружения, которые появятся в рамках подготовки к Азиатским играм в Алматы и Астане, впоследствии можно использовать как объекты для внутреннего и въездного туризма.

Никто не знает

Правда, тут тоже есть одно «но». Мало построить новые туристические центры и запустить поезд – необходимо обеспечить национальному турпродукту грамотное продвижение. Здесь Казахстану пока что похвастаться нечем. По свидетельству директора туристического агентства K-TAU TRAVEL Натальи Гук, за границей не очень хорошо знают Казахстан. «Часто иностранцы ассоциируют нашу страну лишь с бескрайними степями. Многие москвичи, приезжающие в Казахстан, признаются, что не ожидали встретить такой высокий уровень цивилизации».

Особенно удручающей выглядит ситуация с продвижением турпродукта в сети Интернет – сетевые ресурсы являются главным источником информации для современного туриста. Но даже сайт Шымбулака – пожалуй, самый раскрученный в мире казахстанский бренд – предоставляет читателям старые новости (на момент верстки статьи последняя новость была датирована 19 ноября прошлого года), отличается бедностью оформления. Обязательная для таких курортов фотогалерея то ли вообще отсутствует, то ли спрятана так глубоко, что найти ее нам не удалось.

В деловых кругах надеются, что ситуация изменится к лучшему в следующем году, когда в Астане пройдет 19-я Генассамблея Всемирной туристической организации. Казахстан будет принимать у себя национальные туристические администрации из 180 стран мира. У республиканских властей и турфирм появляется уникальный шанс представить свой турпродукт бизнесменам всего мира. Остается надеяться, что к этому времени заработает программа по продвижению международного потенциала Казахстана, разработанная профильным министерством. Она предусматривает участие страны в международных туристских форумах, проведение выставок, ярмарок, создание и размещение рекламных роликов на ведущих телеканалах мира, выпуск рекламно-информационной продукции и другие виды промоушна.

Рецепт развития туристической отрасли в Казахстане не нов – успех может обеспечить лишь взаимодействие между государством и бизнесом. Властям стоит чаще прислушиваться к мнению туркомпаний, в том числе в вопросах регулирования отрасли. Игрокам – повышать качество услуг, предлагать рынку новые турпродукты. Новым локомотивом национальной экономики туризм, конечно, никогда не станет, но свои несколько процентов ВВП обеспечивать может стабильно. А большего от туризма и не требуется.

В подготовке материала участвовал Юрий Дорохов

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики