Работаем по-крупному

Заместитель председателя Комитета по госконтролю за ЧС и промышленной безопасности МЧС РК Виктор Веснин считает: высокий уровень аварий и инцидентов на производстве – следствие низкого уровня подготовки работников предприятий в вопросах промышленной безопасности.

Работаем по-крупному

– Виктор Николаевич, как работает система контроля комитета?

– Это система советского периода, работаем в соответствии с действующими правилами, законом. Пока используем методику времен Советского Союза и только думаем, как все это перевести на современные рельсы, повысить эффективность контроля. Система, действовавшая в СССР, была эффективна для своего времени, но тогда были совершенно другие производственные отношения, сегодня же они строятся по-новому, и подходы должны быть новыми. Нужно менять систему.

– Насколько критичен для казахстанских предприятий вопрос износа оборудования?

– Это один из самых актуальных вопросов. Поэтому были внесены изменения в законодательство Республики Казахстан о том, что оборудование подвергается осмотру. Сейчас должны быть представлены графики замены оборудования, которое отработало срок эксплуатации. Конечно, предполагать, что все изношенное оборудование тут же будет заменено – наивно. Поэтому оборудование, которое не может быть заменено сразу, должно пройти экспертизу промышленной безопасности, чтобы определить возможность его дальнейшей эксплуатации. Вот такие требования сегодня предъявляют.

– Закон о промбезопасности дает комитету право приостанавливать деятельность предприятия, использующего изношенное оборудование. Норма закона работает?

– Да.

– И как часто такую меру используете?

– Каждый день, можно сказать. В прошлом году около полутора тысяч единиц оборудования было заменено вследствие применения этого закона. Основного оборудования, естественно, до мелочи у нас пока руки не доходят. Работаем по-крупному.

– Можно ли говорить, что изношенность материальной базы – главная причина аварий?

– Нет. Основная причина – это человеческий фактор, ведь и когда работали кайлом, тоже были травмы, это в любом случае – субъективное присутствие человека.

– Если главная причина аварий – низкий уровень подготовки персонала, получается, что компании мало занимаются обучением своих работников?

– Сама система неправильно построена во многих компаниях. Статистика такова, что основной поток несчастных случаев, различного рода инцидентов и нарушений падает на персонал со стажем работы примерно до 5 лет. Это как раз свидетельство того, что персонал плохо обучен, не имеет навыков безопасного выполнения работы. Дальше, примерно лет до 12–15 стажа, идет стабильная, более-менее нормальная картина, после этого количество инцидентов снова начинает нарастать. Тут уже начинает срабатывать принцип «всезнайства». Проблемы возникают у людей с большим стажем, которые достаточно хорошо знают технологический процесс, они его уже отработали до автоматизма, и изменение ситуации просто проскакивает мимо их внимания. Вот такие моменты мы выявили и, в принципе, уже реагируем – второй год восстанавливаем систему производственного обучения, чтобы повышать уровень квалификации персонала.

– Готовы ли казахстанские предприятия инвестировать в промбезопасность?

– Пока достаточно слабо это просматривается. Но, тем не менее, у многих компаний, которые уже перестроились на современный лад, уже есть осознание этого процесса. Некоторые компании откликаются достаточно четко, создают учебные центры, отделы технического обучения и начинают в этом плане работать. Поэтому сказать, что у нас много непонимающих важности вопросов промбезопасности, я не могу. Но в Казахстане многие организации не располагают возможностями создавать свои учебные центры. Поэтому сейчас поддерживаем всех, кто в этом направлении работает, чтобы создать в республике сеть таких учебных заведений, где можно было бы проводить подготовку и переподготовку персонала и производственное обучение.

– Что-то изменится в работе комитета после Совета безопасности, на котором президент Назарбаев заявил о необходимости повышения эффективности государственного управления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

– Думаю, что да. Один из постулатов доклада министра МЧС Владимир Божко, который он делал на этом Совете безопасности, был именно о переходе на самые современные способы организации государственного контроля. Если Советом безопасности эти начинания будут поддержаны, то буквально уже к концу текущего года у нас будет сформирована теория этого процесса, будут выработаны основные требования. В конце года должны быть вынесены на рассмотрение законопроект и ряд других подзаконных актов, которые обеспечат переход на современнейшую систему  организации контроля  промбезопасности.

– Виктор Николаевич, сформулируйте, пожалуйста, какие первоочередные задачи стоят перед Казахстаном в решении проблем промбезопасности?

– Повышение ответственности собственников опасных производственных объектов для выполнения законов Республики Казахстан. Другого пока нет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики