Куда катимся

Продажи официальных автодилеров в Казахстане в 2007 году побили все рекорды. Однако продавцы прогнозируют – рекордной динамике развития пришел конец

Куда катимся

В конце января казахстанские автодилеры огласили итоги работы за прошлый год. Результаты оказались более чем впечатляющими – покупатели приобрели 33 385 новых машин. Хотя в последние годы автодилеры регулярно бьют рекорды, прошлогодний рост продаж составил почти 70%, а у отдельных компаний – еще больше. Армия автомобилистов за прошлый год выросла почти на полмиллиона человек, то есть правами обзавелся каждый 12-й казахстанец. Как отмечают в МВД, желающих получить этот документ с каждым годом становится все больше. Так что цитата из классики советского кинематографа «Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать», не теряет своей актуальности. Продавцы автомобилей ожидают, что 2008 год станет не менее удачным – несмотря на банковский кризис, отразившийся в том числе на выдаче автокредитов, участники рынка ожидают дальнейшего роста продаж. Правда, основная часть доходов достанется «серым» дилерам и продавцам, торгующим в обход авторизованных автоцентров.

Один белый…

В Казахстане на данный момент работает 11 компаний, официально представляющих 25 автомобильных марок. Формируют рынок новых автомобилей уже в течение нескольких лет две компании – Mercur Auto и Казахская моторная компания (КМК) «Астана Моторс», и в 2007-м ситуация не изменилась – каждая из них контролирует около трети рынка новых автомобилей. Стоит отметить, что эти игроки продемонстрировали высокие показатели роста. Так, реализация машин Mercur Auto выросла почти на 56,5%, а у КМК «Астана Моторс» – на 86%.

Львиная доля продаж официальных дилеров пришлась на внедорожники и паркетники – они занимают почти 35% от общего объема реализации машин. «Такие вот у нас дороги, что только на внедорожнике и проедешь», – шутят продавцы новых автомобилей. Что касается брендов, то казахстанцы выбирают Toyota, Uz-Daewoo и Huyndai. Именно эти марки заняли первые три места в общем объеме продаж официальных автодилеров. Если же говорить о конкретных моделях, то бесспорный бестселлер – Daewoo Nexia. В 2007 году официальными дилерами было продано 3483 таких авто, то есть каждый десятый новый автомобиль.

Пользуясь благоприятной конъюнктурой, крупные игроки «белого» авторынка в Казахстане в прошлом году продолжали экспансию в регионы, открывали новые автоцентры в столицах и работали над улучшением системы сервисного обслуживания. Эти же направления остаются приоритетными и на 2008 год. В конце января «Астана Моторс» уже открыла в Алматы первый в Казахстане автоцентр Nissan, на строительство которого, по словам президента «Астана Групп» (контролирует автодилера) Нурлана Смагулова, было потрачено около 5 млн долларов.

Еще один момент, который отмечают маркетологи – 2007 год в Казахстане стал удачным для дилеров китайских автомобилей. «Восток Авто», официальный представитель Chery в Казахстане, отчитался о 224 продажах китайских моделей, это более чем в 2 раза превышает продажи 2006 года (106 машин).

Возможно, торговцы иномарками закончили бы год с еще более впечатляющими результатами. Но с сентября 2007-го банки ужесточили условия выдачи кредитов, в том числе для будущих автовладельцев. Глобального падения продаж не случилось, но определенных изменений, как полагают участники рынка, избежать не удалось. Причем не всегда предсказуемых. Например, как рассказывает маркетолог «Аллюр-Авто» Юлия Кронгарт, в компании ожидали, что клиенты теперь пойдут в первую очередь за недорогими автомобилями, но получилось иначе: «Сложности с оформлением кредитов сказались в первую очередь на автомобилях из ценового сегмента от 30 до 35 тыс. долларов, уменьшились их продажи – хотя не резко». Но небольшое снижение продаж в этом ценовом сегменте компенсировал небольшой рост в сегментах и более дешевых и более дорогих авто.

Официальные дилеры практически в один голос утверждают: несмотря на проблемы с кредитованием в конце 2007 года, компании выполнили план. А некоторые автодилеры даже приветствуют ужесточение правил выдачи кредитов. Так, Ерлан Косаков, директор ТОО «M-Auto», говорит: «Мы должны более эффективно оценивать своего клиента. Он должен понимать, что автомобиль это еще и расходы на владение. Что касается падения продаж, мы не заметили драматизма. Ужесточение условий банков, конечно, привело к определенному снижению, но говорить, что рынок обвалился, я бы не стал. Правильнее сказать, что произошла коррекция». А в БТА заявляют, что спад автокредитования в конце года был ожидаемым. «Вне зависимости от того, какая ситуация на рынке, декабрь и январь считаются не самыми активными в плане выдачи автокредитов. Но сейчас многие банки приводят условия автокредитования к тем, которые были летом 2007 года», – объясняет начальник управления автокредитования БТА Зарина Жумадилова, и добавляет, что у БТА план выдачи автокредитов на 2008-й гораздо выше, чем в 2007-м.

Другой серый…

Участники рынка отмечают, что после того как банки ужесточили условия кредитования, покупатели стали чаще спрашивать подержанные автомобили стоимостью до 10 тыс. долларов. В сегменте машин «с пробегом» на первом месте стоят недорогие машины из Европы, затем автомобили из США, на третьем месте машины из Японии с левым рулем и только после них новые машины из Европы или Эмиратов.

Что касается марок-лидеров среди подержанных автомобилей, то здесь ситуация такая же, как и на рынке новых машин. На первом месте Toyota. Компанию ей составляет Mersedes. «Сколько бы ты их ни купил и ни завез, они продадутся», – говорят в компаниях, торгующих подержанными автомобилями.

Хотя в последнее время позиции Toyota оказались несколько ослаблены – в связи с введенным с начала 2007 года запретом на ввоз в республику автомобилей с правым рулем. Как рассказал на условиях анонимности руководитель одной из компаний, которая занимается поставкой в Казахстан «бэушных» авто, «мы работаем с Америкой, Японией, Эмиратами. До запрета на ввоз праворульных машин возили 80% автомобилей из Японии, а сейчас их доля – 5–10%». Изменения в структуре поставляемых автомобилей не особенно сказались на финансовых показателях компаний, а вот кошельки потребителей пострадали, уверен представитель другой автомобильной компании, работающей в этой же сфере: «Раньше японские автомобили с правым рулем составляли очень большую конкуренцию европейским машинам – и не только по цене, но и по качеству. Даже старше по году, больше по пробегу, по комплектации и состоянию они зачастую были намного лучше европейских автомобилей. Когда праворульных “японок” запретили, народ, привыкший к дешевым качественным праворульным машинам, начал то же самое требовать от других машин – и из Европы, и из США. Но, как показывает практика, требования не всегда выполняются. Машины приходят в худшем состоянии, худшей комплектации, приходится дополнительно тратить деньги на ремонт, менять какие-то агрегаты. Получается, что потребители стали покупать машины по цене выше, а по качеству ниже». Еще один минус для потребителя: подорожала доставка машин и удлинились ее сроки, поскольку большинство поставщиков «праворулек» б/у переориентировались на США, расстояние до которых значительно больше, чем до Японии.

Новые автомобили «серые» дилеры, по их собственным утверждениям, ввозят в двух случаях: если этот автомобиль официально не представлен на рынке – например Lexus или Infiniti, и если «белые» дилеры не успевают удовлетворить спрос. Представитель компании «серого» продавца объясняет: «Многие люди обращаются в частные компании по доставке новых машин, а не к официальному дилеру, потому что дилер порой просто не справляется с объемами, у него большие очереди или на данный момент нет возможности заказать автомобиль в той комплектации, которая нужна этому клиенту. Он, например, хочет, чтобы машина была определенного цвета, с определенной комплектацией, на определенной резине, на определенных дисках. А дилер не может реализовать желание клиента». При этом «серые» дилеры отмечают, что заказов, связанных с тем, что «белый» дилер не может выполнить желание клиента, становится меньше.

Желают знать, что будет

«Автомобилей в 2008 году продадим больше, чем в 2007-м, но рекордного роста у рынка новых автомобилей не будет», – прогнозирует генеральный директор Mercur Auto Юрий Лим. И предполагает, что рост рынка составит не более 30%, т.е. реализовано официальными дилерами будет около 43 тыс. машин. При этом г-н Лим отмечает, что речь не идет о резком падении покупательского спроса на новые автомобили, просто в рост автомобильного рынка республики вносит свою коррекцию экономическая ситуация: «Сегодня мы говорим о том, что рынок приобретает стабильную формулу развития». Г-жа Кронгарт из «Аллюр-Авто» считает, что в наступившем году большему числу покупателей будут интересны экономичные модели «А» и «B» класса, но при этом сегмент компактных внедорожников сохранит свои позиции.

Вряд ли в 2008 году изменится соотношение ввозимых в республику подержанных и новых автомобилей. «В очередной раз мы хотим обратить внимание нашего правительства на этот вопрос. Посмотрите, Россия с 1 января 2008 года ввела новые экологические стандарты “Евро-3”. А мы только вступаем в “Евро-2” с января следующего года», – с возмущением говорит г-н Лим. Согласно постановлению правительства РК, принятому перед самым Новым годом (29 декабря), Казахстан к экологически безопасному автопарку будет переходить постепенно. «Евро-2» начинает действовать с 1 января 2009 года, «Евро-3» – с 1 января 2011-го, а «Евро-4» с 1 января 2014-го. В нынешнем году ужесточения экологических норм не ожидается, так что продавцы, да и покупатели автомобилей секонд-хэнд могут пока чувствовать себя относительно спокойно.

 В подготовке материала принимал участие Игорь Киндоп

[inc pk='335' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики