Будущее – неизвестно, настоящее – непонятно

Отсутствие эффективных механизмов помощи оралманам не позволяет им успешно адаптироваться к жизни на исторической родине

Будущее – неизвестно, настоящее – непонятно

Куттыбек Байтуяков приехал в Казахстан из Узбекистана в 2006 году, рассчитывая получить статус оралмана, а затем – гражданство РК. Как рассказывает сам Куттыбек, «началось все за здравие». В алматинском офисе Комитета по миграции его попросили собрать документы, необходимые для включения в квоту иммигрантов, и отправить в Астану. Бросить семью из пяти человек в незнакомом городе Куттыбек не решился, почтой тоже пользоваться не хотелось – он опасался, что бумаги будут идти слишком долго. Повезло – документы удалось передать с оказией.

На этом везение кончилось. Даже спустя два месяца оралман по имени К. Байтуяков в единой компьютерной базе данных так и не появился – документы затерялись. Искали их долго. А когда бумаги нашлись, переселенец прожил с семьей на съемной квартире в Алматы целый год. Обращение в местный акимат с просьбой выделить участок земли закончилось ничем – ему отказали «в связи с отсутствием в г. Алматы свободных от застройки земельных массивов…». Аренда жилья в Алматы дорогая, и за несколько месяцев пособие, выданное государством, было израсходовано, собственные накопления тоже быстро таяли. К тому моменту, как Куттыбек получил гражданство, семья оралмана осталась без денег и без шансов обзавестись собственным жильем.

История Куттыбека Байтуякова типична. Государство неоднократно демонстрировало неспособность помочь репатриантам адаптироваться в обществе и найти себя на рынке труда. Попытки создать действенные механизмы поддержки оралманов не привели к желаемому результату.

В очередной раз правила игры изменились 1 января 2008 года. Раньше получение господдержки семьей переселенцев зависело от количества домочадцев. Квалификация, профессия и образование лиц, возвращающихся на историческую родину, во внимание не принимались. Теперь эти факторы имеют значение: каждый член семьи оралмана может в зависимости от профессиональной подготовки и специальности получить от 2 до 10 баллов, за уровень образования – еще до 6. Правда, семейный состав тоже учитывается – если с родителями переезжает более пяти несовершеннолетних детей, то на семью в целом дается 10 баллов, а если лишь один-два ребенка – 3 балла. Чем больше семья наберет баллов, тем раньше получит субсидию на приобретение жилья и подъемные.

Власти надеются, что с помощью новой балльной системы поощрят к переезду в РК лиц, обладающих высокой квалификацией, востребованных на рынке труда. Однако насколько действенным окажется новый механизм – вопрос неоднозначный.

Все репатрианты будут в гости к нам

За пределами Казахстана проживает около 5 млн казахов, казахские диаспоры существуют в 39 странах мира. Сразу же после обретения РК независимости на историческую родину потянулись первые переселенцы – еще в 1991 году из Монголии приехало 97 казахских семей. Казахстанские власти поддержали миграцию, но столкнулись с ограничениями финансового характера. Поэтому в 1993 году была введена квота на переселение 10 тыс. семей в год. Попадание в квоту гарантировало поддержку со стороны государства, хотя часть переселенцев приезжала и помимо квот.

Экономические неурядицы заставили власти пойти на коррекцию квоты – она была уменьшена до 500 семей в год. Несмотря на введенные ограничения, по данным статистических органов, в период с 1991 по 2000 год в Казахстан переехало 42 тыс. семей, или 180 тыс. человек.

[inc pk='1956' service='media']

В 1997 году с принятием закона «О миграции населения» оралманы получили официальный статус. Спустя несколько лет неплохие темпы роста экономики позволили правительству повысить квоту с 500 до 15 тыс. семей, и с 2001 по 2005 год в страну въехало еще 65 тыс. семей, или 250 тыс. человек. А всего, по данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК, на 1 января 2008 года общее количество прибывших оралманов составило более 165,8 тыс. семей, или около 651,3 тыс. человек. Поскольку население Казахстана составляет около 15 млн человек, можно сказать, что каждый тридцатый казахстанец – оралман.

Учитывая, что государство проводит политику поощрения миграции этнических казахов в РК, логично было бы предположить, что власти примут меры, необходимые для социальной адаптации переселенцев, предложат им помощь в повышении квалификации или приобретении специальности, востребованной на рынке труда. К сожалению, приходится констатировать, что желаемая картина далека от действительности. Причем проблемы начинаются уже на первом этапе переселения в РК – при получении статуса оралмана.

Процедурные вопросы

На первый взгляд законодатели сделали все, чтобы облегчить оралманам жизнь на новой старой родине. По мнению председателя Комитета по миграции Жасбека Абдиева, порядок предоставления статуса оралмана и включения в квоту иммиграции ясен и понятен. Потенциальный переселенец должен подать соответствующее ходатайство в Комитет по миграции. Формальности при получении статуса оралмана особых нареканий у экспертов не вызывают. Правда, они отмечают, что проблемы возникают на уровне отношения работников миграционных служб к оралманам. Председатель республиканского общественного объединения «Союз оралманов Казахстана» Артыкбай Укубаев сетует на факты грубости, чванливости чиновников миграционных служб. Корень бездушия он видит «в неотработанном механизме контроля за миграционными службами, слабой воспитательной работе с кадрами, у которых нет достаточного понимания важности проблемы».

Более серьезные проблемы возникают из-за противоречия в интересах Комитета по миграции и миграционной полиции. Строго выполняя требования первого, оралман фактически нарушает требования второго ведомства. С точки зрения Комитета по миграции оралману необходимо попасть в квоту иммиграции до того, как он получит гражданство РК. Ведь после включения в квоту он получает право на материальную помощь со стороны государства. Миграционная же полиция заинтересована в том, чтобы оралман как можно быстрее собрал и сдал документы на гражданство. Однако согласно законодательству РК, получив гражданство, мигрант теряет свой статус оралмана. Как отмечают в комитете, «лица, потерявшие статус оралмана, не могут быть включены в квоту иммиграции и, соответственно, претендовать на финансовые выплаты». Поэтому перед каждым репатриантом возникает непростой выбор. Чтобы попасть в квоту, необходимо привезти семью, прописать совершеннолетних членов семьи, отдать детей в школу и дошкольные учреждения, представив в Комитет по миграции документальные подтверждения того, что семья находится на территории Казахстана. В комитете утверждают: «Данный порядок позволяет пресечь случаи, когда глава семьи, получив денежные выплаты, предусмотренные по квоте иммиграции, возвращается обратно в страну выбытия». В ведомстве убеждены, что тем самым осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств. А миграционная полиция с прошлого года прописывает совершеннолетних членов семьи оралмана по месту жительства лишь при условии сдачи документов на получение казахстанского гражданства. Причем в паспорте проставляется штамп, что человек сдал документы на гражданство с припиской: «Действительна до получения гражданства РК». Получается замкнутый круг: не прописав семью, оралман не может претендовать на включение в квоту, а прописка осуществляется лишь при условии подачи документов на гражданство, получение которого лишает оралмана его статуса.

В соответствии с упрощенным порядком получения гражданства у членов семьи на натурализацию уходит от трех до шести месяцев. Поэтому перед каждым репатриантом стоит задача: успеть получить субсидию на жилье в этот промежуток времени. Но даже получение матпомощи еще не означает, что все проблемы переселенца решены.

«Квадратура» квадрата

До 2004 года вопрос предоставления жилья оралманам решался просто: всем лицам, включенным в иммиграционную квоту, предоставлялась жилпощадь в городах или в сельских районах. С 2004-го система изменилась: иммигрантам-казахам оставили лишь средства для приобретения жилья в размере 100-кратного минимального расчетного показателя (МРП) на каждого члена семьи и компенсацию расходов по переезду на новое место жительства. В Комитете по миграции поясняют: «Отрицательная разница между суммой выделенных средств и покупной стоимостью приобретаемого жилья доплачивается за счет средств самих членов семьи оралмана, а положительная разница остается у семьи оралмана».

В «Союзе оралманов Казахстана» полагают, что государство перешло от выделения жилья к предоставлению денежных субсидий, во-первых, из-за высоких темпов роста цен на недвижимость, а во-вторых, из-за высокого уровня коррупции при распределении квартир и домов.

[inc pk='1957' service='media']

Новый порядок существенно уменьшил шансы оралманов решить жилищную проблему. Поясним на примере. МРП в текущем году составляет 1168 тенге. Простые арифметические подсчеты показывают, что семья оралмана из пяти человек получит 584 тыс. тенге, или около 4,8 тыс. долларов, плюс расходы, которые компенсируются оралману на переезд до места постоянного жительства. Очевидно, что приобрести на эти деньги квартиру в городе или дом на селе практически невозможно.

Не секрет, что недвижимость в странах, откуда прибывают оралманы, стоит довольно дешево. Поэтому далеко не все переселенцы могут компенсировать разницу между субсидией и стоимостью жилья за счет собственных средств. В результате нередки случаи, когда оралманам приходится жить в помещениях, изначально не приспособленных для проживания людей. Особенно эта проблема характерна для сельской местности.

В Комитете по миграции признают, что выделяемых для оралмана денег недостаточно, чтобы приобрести жилье. Как сообщили «Эксперту Казахстан» в ведомстве, в настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект Государственной программы поддержки оралманов на 2008–2015 годы, который проходит согласование в государственных органах. Он предусматривает увеличение средств на приобретение жилья с учетом средней стоимости одного квадратного метра жилья в целом по республике. К сожалению, насколько предполагается увеличить выплаты, в комитете не сообщили.

Ищу работу

Не менее серьезная проблема для оралманов – трудоустройство. Поток переселенцев мог бы стать неплохой подпиткой для национальной экономики. По официальным оценкам, потребность Казахстана в рабочей силе в 2008 – 2010 годах составит 274 тыс. человек. Республике не хватает более 80 тыс. технических специалистов. Строительству недостает 10 тыс. человек, аграриям – более 9 тыс., ощущается недостаток в сварщиках, водителях, слесарях и представителях других специальностей.

Бытует мнение, что в страну приезжают в основном лица, планирующие жить на социальные пособия. Это не совсем так. По данным Комитета по миграции на 1 января 2008 года, в структуре приехавших в страну оралманов более трети – молодежь, не достигшая трудоспособного возраста (потенциальные налогоплательщики), более половины переселенцев – лица трудоспособного возраста. Количество пенсионеров невелико – около 5%. Отметим, что многие переселенцы едут в РК в поисках работы. Согласно результатам исследований, проведенных общественным фондом «Агентство социальных технологий “Эпицентр”» в 2006 году, эксперты в области миграции считают, что стремление трудоустроиться стоит у оралманов на втором месте в качестве побудительного мотива для переезда в Казахстан, опережая намерение улучшить собственное материальное положение и уступая лишь стремлению вернуться на историческую родину.

Но репатрианты не становятся кадровым резервом для отраслей, остро нуждающихся в рабочей силе. Отчасти проблема – в низкой квалификации оралманов. Согласно сведениям Комитета по миграции, основная масса оралманов трудоспособного возраста имеет образование среднее или ниже среднего. Среднее специальное образование имеется менее чем у 72 тыс. человек, а высшим может похвастаться менее 33 тыс. оралманов. Более 240 тыс. оралманов обладают невысоким уровнем образования. Неудивительно, что лишь относительно небольшой процент из них становится фермерами или устраивается по специальности. Остальные идут в торговлю либо занимаются неквалифицированным трудом. По признанию министра труда и социальной защиты населения РК (в структуру данного ведомства входит и Комитет по миграции) Бердибека Сапарбаева, среди оралманов высок процент безработных.

Ситуацию могло бы исправить создание действенных механизмов, способствующих повышению квалификации репатриантов, освоению новых профессий. Согласно казахстанскому миграционному законодательству этими вопросами должны заниматься местные исполнительные органы. Практика же показывает, что до момента получения гражданства РК оралманы находятся под опекой Комитета по миграции.

[inc pk='1958' service='media']

Как пояснили «Эксперту Казахстан» в Комитете по миграции, «законом РК «О занятости населения» предусмотрено содействие занятости целевым группам, в которую входят и оралманы». Как раз здесь и возникают проблемы. Согласно статье 19 закона «О занятости населения» лишь безработные, входящие в целевые группы, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. Однако пока оралман сохраняет свой статус и находится под опекой Комитета по миграции, местные исполнительные органы не могут ввести его в состав тех или иных целевых групп. Поэтому, по мнению многих оралманов, период между приездом в Казахстан и получением гражданства РК можно считать мертвым сезоном. В этот промежуток времени оралман практически лишен возможности осуществлять куплю-продажу недвижимости, получать кредиты в банках и др.

Правда, последние изменения в законе «О миграции населения» предусматривают создание центров адаптации и интеграции оралманов в форме государственных учреждений. Предполагается, что основными направлениями деятельности данных центров будет предоставление адаптационных услуг, включающих в себя профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации оралманов. Такие центры уже действуют в Караганде, Шымкенте и селе Аксукент Южно-Казахстанской области, еще один строится в Актау. Предполагается выделить на эти цели бюджетные средства в размере 633,1 млн тенге в 2007–2009 годах. На сегодняшний день информации по этим центрам недостаточно, чтобы судить об их эффективности. Но очевидно, что имеющихся центров совершенно недостаточно для охвата всех переселенцев во всех регионах страны.

Четыре шага навстречу оралманам

Как считают в экспертном сообществе, проблемы оралманов можно решить в два этапа. На первом этапе необходимо создать комиссию по делам оралманов при президенте или премьер-министре, которая должна содействовать в поиске источников финансирования. На втором, как предлагают в «Союзе оралманов Казахстана», проблему жилья можно решить силами самих оралманов. Для этого необходимо разработать и запустить государственную программу, в рамках которой следует решить три ключевых вопроса. Первый – обязать исполнительные органы на местах бесплатно выделять оралманам земельные участки под ИЖС. Второй – увеличить сроки кредитования и одновременно снизить процентные ставки по кредитам коммерческих банков для оралманов. Схема финансирования может быть использована уже функционирующая – через Казахстанскую ипотечную компанию (КИК), посредством которой финансируется государственная жилищная программа. Третий – государство должно взять на себя сумму первоначального взноса, необходимого оралману для получения кредита. Репатрианты готовы к тому, чтобы в качестве первоначального взноса за кредит принимались средства, которые им выделяют для приобретения жилья. Это одновременно решит проблему недоверия государственных миграционных органов по отношению к оралманам. Добавим, что необходимо создание эффективной системы профессиональной переподготовки переселенцев. Без решения этих задач рассчитывать на то, что оралманы сумеют органично влиться в общество, не приходится.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности