«Креативный капитализм» от Билла Гейтса

Глава Microsoft представил на суд мировой общественности свою «дорожную карту» достижения мировой гармонии через реформирование современного капитализма

«Креативный капитализм» от Билла Гейтса

Возвращаясь нынешней зимой из рождественского семейного отпуска в Новой Зеландии, Билл Гейтс скрасил однообразие 21-часового перелета, набрасывая основные тезисы плана по системному переустройству капитализма. Основатель и бессменный руководитель корпорации Microsoft писал в блокнотике о том, что необходимо превратить трансформацию «звериного оскала» современной мировой системы в «человеческое лицо», направленное в первую очередь к бедным и нуждающимся странам третьего мира. Человек, который год занимающий верхние строчки в хит-парадах глобальных миллиардеров, пришел к выводу, что главное – творчески инкорпорировать концепцию выгоды в практику филантропии. Полученный гибрид Гейтс назвал не мудрствуя лукаво творческим (креативным) капитализмом – creative capitalism. Натура человеческая, уверен владелец 35-миллиардного состояния, движима двумя интересами: эгоизмом, или стремлением в первую очередь обеспечить собственные интересы, и альтруизмом, или заботой о других. Но современный капитализм слишком зациклен на личной выгоде и не уделяет должного внимания выгоде общественной.

Мы наш, мы новый

Свою концепцию глава Microsoft вынес на суд мировой финансовой и политической элиты во время форума в Давосе в конце января этого года. Правда, как выяснилось, мысль о креативном капитализме уже озвучивалась им раньше. Сам термин впервые прозвучал в июне 2007 года на выпускном собрании Гарвардского университета. Как признался тогда Гейтс, его взгляды на капитализм значительно эволюционировали за 30 лет, прошедших с того момента, как он покинул эти стены. За полгода после выступления перед университетским сообществом Билл Гейтс доработал свою концепцию из несколько туманной идеи в четкий стратегический план по переустройству мира.

Как рассказал в Давосе сам Гейтс, раньше он верил в то, что технологические прорывы смогут решить ключевые проблемы, стоящие перед человечеством. Теперь же он осознал – технологии решают многое, но не все и, что самое главное, не для всех. Только для той части жителей планеты, которые могли себе позволить купить результаты этих инноваций, создавая тем самым экономический спрос. Но экономический спрос не равен экономической необходимости. В мире живут миллиарды людей, которые нуждаются в технологических новинках компьютерного века. Но у них, по словам Гейтса, просто нет способа выразить свои потребности в том виде, который бы заинтересовал участников рынка. Поэтому все бедные потребители обходятся без них. «Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы изменить жизнь простого человека к лучшему, – говорит Гейтс, – нам нужна… системная инновация».

«Мир становится лучше, но он не становится лучше достаточно быстро и для всех», – констатирует миллиардер. Признавая роль капитализма и свободного предпринимательства в улучшении условий жизни населения нашей планеты, глава Microsoft тем не менее убежден, что единственно действенный способ ускорить позитивные перемены – это облагородить имеющуюся экономическую систему.

Усовершенствованная модель, по замыслу бизнесмена, должна будет выполнять двойную миссию: приносить прибыль собственно предпринимателям и улучшать жизнь тех, кто сейчас не получает никаких выгод от рыночных отношений. Чтобы креативный капитализм был жизнеспособен, необходимо как можно шире использовать как рыночный стимул возможность получения прибыли. Вместе с тем материальная прибыль не всегда возможна, когда имеешь дело с беднейшими слоями населения, признает Гейтс. В этом случае в качестве стимула должно выступать общественное признание. По мнению Билла Гейтса, на тех рынках, где обычная прибыль невозможна, признание должно стать единственной наградой; там, где прибыль возможна, признание будет добавочным стимулом.

Три шага навстречу простым людям

Глава Microsoft предложил пять креативных подходов к выравниванию экономического развития. Прежде всего, он считает, развитым странам необходимо уделять больше времени изучению потребностей и ограничений рынка бедноты. Для обмена опытом и мозгового штурма эксперты по потребностям развивающихся стран могли бы несколько раз в год встречаться с исследователями, представляющими крупные корпорации. Лидер Microsoft также предложил усилить прямую роль правительств развитых стран в предоставлении различного рода экономических стимулов для тех компаний, которые в своей деятельности опираются на принципы креативного капитализма.

Помогать бизнесменам из развивающихся стран в продвижении продукции на западных рынках – таков третий подход. Последним и наиболее оригинальным подходом Гейтс считает начатую несколько лет назад Красную кампанию (Red Campaign), в рамках которой компании выпускают часть своей продукции с красной маркировкой. Часть прибыли, полученной от ее реализации, будет направляться на благотворительные нужды. В «красных рядах» такие известные фирмы, как Gap, Motorola, Armani, Dell.

В заключение своей давосской речи глава Microsoft предложил три практических шага, с которых его слушатели могут начать строительство «нового мира». Прежде всего Билл Гейтс призвал мировую элиту начать работу по построению более справедливого мироустройства с себя: в этом году взять под свое крыло один проект в рамках креативной концепции (или перестроить в соответствии с концепцией уже имеющиеся благотворительные проекты). Кроме того, он выразил надежду на то, что корпорации рассмотрят возможность перенацелить часть своих исследований на решение проблем, которые могут помочь людям, оказавшимся сегодня за бортом глобальной экономики. И, наконец, обратился к выдающимся мыслителям с просьбой посвятить часть своего времени для создания ясных критериев, по которым можно было бы измерять степень общественной пользы, которую приносит своей деятельностью та или иная компания. В таких критериях остро нуждаются и сами предприниматели, и правительства, и неправительственные организации, и массмедиа.

Не первый и не последний

Билл Гейтс отдает себе отчет, что его креативный капитализм – не первая попытка сделать экономическую систему более моральной. История, в том числе и недавняя, знает разновидности капитализма с эпитетами «социальный», «сознательный», «моральный» и просто «социально ответственный бизнес». «Не оригинально» – пожалуй, одна из наиболее часто встречающихся оценок, которыми критики наградили концепцию.

Но Гейтс и не скрывает, что у него были предшественники. Среди людей и идей, которые оказали наиболее существенное влияние на новую доктрину, лидер Microsoft называет профессора Ганса Рослинга, занимающегося проблемами международного здравоохранения. Его работы убедили Гейтса в том, что глобальное улучшение жизни населения планеты возможно практически. Книга «Миллиард в основании пирамиды» мичиганского экономиста Коимбаторе Прахалада помогла Гейтсу осознать экономическую важность и потенциальную емкость рынка бедных потребителей. В число своих учителей американский миллиардер включил и Адама Смита, процитировав в Давосе его высказывание: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, при более близком знакомстве с его природой становится вполне очевидно, что в нем изначально заложены определенные моральные принципы. Эти принципы заставляют его принимать участие в благополучии других людей и полагать их счастье частью собственного благополучия, даже если он не получает от этого интереса ничего, кроме удовольствия видеть других людей счастливыми».

Биллу Гейтсу напоминают, что критикуемый им эгоистический капитализм сделал его тем, кто он есть сегодня, и что он хочет изменить условия игры, которую сам уже выиграл

Другие критики указывают на концептуальные недостатки доктрины Гейтса. Многие экономисты полагают, что неравномерность в экономическом развитии различных стран и регионов является не столько следствием «врожденных пороков» капиталистической системы, сколько следствием отсутствия или неразвитости таковой в проблемных регионах.

Биллу Гейтсу напоминают, что критикуемый им эгоистический капитализм сделал его тем, кто он есть сегодня, и что он хочет изменить условия игры, которую сам уже выиграл. Многие эксперты недоумевают, зачем нужно было придавать моральную окраску понятию «признание», указывая на то, что в контексте рыночных отношений есть синоним – слово «маркетинг».

Приводимую Гейтсом в качестве примера Red Campaign называют симуляцией благотворительности. Потребитель, вместо того чтобы самостоятельно изучить проблемные направления и решить, кто больше всего нуждается в его материальной помощи, перекладывает эту работу на плечи генеральных директоров компаний. Подобные акции, полагают эксперты, только профанируют деятельность благотворительных организаций. «Нет никакой уверенности, – говорит американский аналитик Деклан МакКаллах, – что топ-менеджер примет более правильное решение, чем представитель гуманитарной миссии, знающий обстановку на местах».

Но один позитивный эффект от выступления Билла Гейтса на форуме в Давосе признают, пожалуй, все эксперты: благодаря этой речи к словосочетанию «ответственный бизнес» в деловых кругах начали относиться с еще большим вниманием. Более того, обсуждение путей улучшения качества жизни тех миллиардов людей, которые сегодня живут в бедности, наконец вышло за рамки конференций, проводимых различными неправительственными организациями с относительно небольшим политическим (и, что не менее важно, экономическим) весом. По мнению наблюдателей, выступление главы одной из самых крупных в мире корпораций спровоцирует эффект снежного кома как в появлении новых социально ответственных бизнес-инициатив, так и в присоединении к этому движению новых сторонников.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?