Двигаться дальше

Действия правительства по реализации поручений президента, содержащихся в его послании народу Казахстана, показывают, что социально-экономический курс, который был намечен еще два года назад, будет продолжен

Двигаться дальше

В свое время плакат «Трезвость – норма жизни», висящий на советском заводе, свидетельствовал отнюдь не о торжестве трезвого образа жизни, а о почти повальном пьянстве у рабочих. Точно так же название нынешнего послания президента народу Казахстана – «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» – прямо указывает на то, где и какие именно проблемы возникли у нашего государства. Впрочем, и у многих наших граждан тоже.

Послание было зачитано Нурсултаном Назарбаевым на совместном заседании палат парламента 6 февраля, причем не столько зачитано, сколько пересказано своими словами. Оно стало своего рода индульгенцией для правительства, разрешающей предпринимать любые шаги, которые помогут преодолеть наметившийся спад в ряде секторов экономики и обуздать инфляцию. Единственное условие – сохранить социально ориентированный характер политического курса президента.

Послание, дополненное планом мероприятий по выполнению поручений президента, превращается в нечто большее, чем бюджет

Ни одно из казахстанских правительств последнего десятилетия не работало в настолько сложных и одновременно тепличных условиях. Все сложности исходят извне – высокая волатильность международных рынков, кризис ликвидности в Европе, к заимствованиям у которой мы уже привыкли, замедление темпов роста мировой экономики, угрожающее падением спроса на сырье. Зато внутри страны правительству никто и ничто не мешает. Казахстанский парламент полностью сформирован из членов президентской партии «Нур Отан», поэтому с его стороны никаких препятствий проведению президентского курса правительству ожидать не приходится. Масштабных акций протеста со стороны профсоюзов работников бюджетной сферы не предвидится. А забастовки шахтеров – это до поры до времени проблема частных компаний. К тому же цены на продукты и значимые услуги на ближайшее время заморожены, а потому существенного роста социальной напряженности не будет. Осталось заручиться поддержкой крупного бизнеса. Очередное послание дает в руки правительства все рычаги (и регулирующие, и стимулирующие) для получения такой поддержки.

Концептуальные руины

Послание президента народу Казахстана – документ хотя и ежегодный, а потому с неизбежностью несущий отпечаток рутинности, но в то же время далеко не рядовой. Он является предметом обсуждения в обществе (обычно на протяжении текущего года, но бывает, что и дольше), его пропагандой занимаются Министерство информации и Казахстанский институт стратегических исследований, на него ссылаются парламентарии в своих запросах и министры в своих ответах.

В известном смысле его можно сравнить с бюджетом, в котором и изменения, и неизменность тех или иных показателей могут многое сказать специалисту. И если в бюджете допущены какие-то неточности, то они могут быть следствием небрежности авторов, а могут быть сознательно созданными площадками для будущей коррекции. Вот, кстати, и самый свежий пример пользы от бюджетной гибкости – правительство выкупит для госслужащих несколько тысяч квартир у строительных компаний, но при этом никаких изменений в бюджет вносить не потребуется. Как сказал глава правительства РК Карим Масимов о госслужащих, «не было бы счастья, да несчастье помогло» – очевидно, имея в виду кризис, парализовавший строительный сектор.

Те же самые слова можно отнести и к тексту нынешнего послания. Удачным его не назовешь, с какой стороны ни взгляни. Структура послания вызывает легкое недоумение, стилистические небрежности его усиливают, а смещенные смысловые акценты, дополненные очевидной понятийной путаницей, делают это недоумение тягостным. Послание получилось настолько неподогнанным под президента, под привычный стиль его выступлений, что тому пришлось постоянно отходить от текста. В итоге то, что было сказано Нурсултаном Назарбаевым в парламенте, и то, что было напечатано в «Казправде», очень сильно различается, хотя и не противоречит друг другу. Однако все это не означает, что текст писался на коленке за час до выступления.

Да, со спичрайтерами президенту в этот раз не повезло. Кроме того, послание президента, будучи документом концептуальным, в своем итоговом виде является лишь конспектом концепции, которая просто не умещается в рамки полуторачасового выступления в парламенте.

Но все небрежности и неточности – это, прежде всего, следствие ожесточенной борьбы между различными заинтересованными ведомствами, а иногда и группами специальных интересов, принимавшими участие в подготовке документа. Послание, дополненное планом мероприятий по выполнению поручений президента, превращается в нечто большее, чем бюджет. Это инструмент, позволяющий бюджетом манипулировать. Поэтому столкновение интересов превращается в Аустерлиц или даже Сталинград. И стратегический пункт, над которым установил контроль победитель, лежит в руинах. Впрочем, итоги сражения никто и не оценивает с точки зрения архитектурных достоинств занятого победителем города. Нынешнее послание – пример таких вот концептуальных руин.

Для того чтобы понять, что стоит за строками послания (Нурсултан Назарбаев спас своими отступлениями его аудиоверсию, но не тот текст, который теперь стал каноническим), приходится заниматься его реконструкцией.

В качестве преамбулы президент сообщил, что главными для нас остаются задачи по вхождению в 50 конкурентоспособных стран мира и индустриализации страны на основе формирования 30 корпоративных лидеров, поставленные в посланиях народу Казахстана в 2006 и 2007 годах. А правительству в этом году предстоит отчитаться по их выполнению. Как уже отмечал наш журнал, стратегия развития страны, изложенная в тех посланиях, не просто разрабатывалась при непосредственном участии Карима Масимова (что отмечал сам президент), но представляет собой комплексный подход к повышению эффективности госуправления и экономики при сохранении фигуры Нурсултана Назарбаева в центре политического процесса. Следовательно, весь ближайший год тандем Назарбаев–Масимов сохранится.

Еще до того, как запись выступления президента в парламенте была показана по телеканалам, премьер-министр уже провел внеочередное заседание правительства, которое было посвящено исполнению поручений президента.

Та скорость, с какой правительство отреагировало на поручения президента, не оставляет сомнений в его готовности к ним. Можно, конечно, предположить, что президент предварительно обсуждал свое послание с партактивом «Нур Отана». Но, похоже, что лучше всего в нюансы послания был посвящен беспартийный Карим Масимов. То, что он явно ориентировался не на конспект, а на саму концепцию, говорит о том, что премьер-министр вновь стоял у истоков президентского послания.

Время аудита

Первым разделом послания стал экономический. Все, что в нем сказано, поручено выполнять правительству, поэтому пытаться расшифровать и проанализировать невнятные строки послания нет смысла. Вскоре правительственные программы раскроются на различных заседаниях и коллегиях. Отметим лишь, что смысл этого раздела, его альфа и омега – разрешение правительству делать все, что оно захочет, не слишком оглядываясь ни на частный бизнес, ни на иностранных инвесторов, ни на региональные элиты, ни на институты развития.

Фонд устойчивого развития стал объектом жесткой критики. Все наблюдатели поняли, что отныне на каждый прорывной проект есть аудит с пристрастием

Вся необязательная конкретика, содержащаяся в этой части послания, все объекты, которые предстоит завершить, перечисленные вперемешку с теми, применительно к которым поручено «проработать вопрос и начать строительство», наверняка уже выстроены в стройные и логичные схемы и программы на уровне министерств и ведомств.

На правительственном совещании 11 февраля 2007 года Карим Масимов напомнил, что главой государства была поставлена задача по проведению аудита с пристрастием всех государственных расходов, который распространяется и на институты развития, в том числе на фонд «Казына». Хотя скептическое отношение премьера к государственным программам хорошо известно, аудит с пристрастием – не то же самое, что тщательный аудит. Но здесь интересней другое – эти слова, ставшие самым цитируемым элементом послания, и премьер-министром, и комментаторами относятся к экономическим задачам. А в тексте послания они наряду с новым бюджетным кодексом и микрокредитованием почему-то вставлены во внутриполитический раздел, выполнение задач которого поручено в основном администрации президента. Но Карим Масимов, знакомый с первоисточником, знает, к чему должны относиться эти слова, поэтому вспоминает их в нужный момент, во время проведения коллегии в «Казыне». Кстати, в тот день Фонд устойчивого развития, прежде бывший священной коровой, стал объектом жесткой критики. Министр финансов Болат Жамишев заявил, что работа ФУР «Казына» непрозрачна. Недавно назначенный председатель правления ФУР Арман Дунаев обратился ко всем подразделениям «Казыны» с призывом к прозрачности вплоть до публикации аудированных отчетов, а к Банку развития Казахстана – с просьбой не тянуть с рассмотрением проектов. И все наблюдатели поняли, что отныне на каждый прорывной проект есть аудит с пристрастием.

Уже на следующий день после оглашения послания Карим Масимов распорядился начать проверку выполнения контрактов всеми недропользователями (у нарушителей обещано отозвать лицензии), а также прекратить все переговоры с иностранными инвесторами по заключению новых контрактов до принятия нового налогового кодекса. По словам премьера, «в новом налоговом кодексе будет уменьшено количество налоговых льгот, будет снижена нагрузка на предприятия несырьевого сектора, и за счет этого часть природной ренты в налогообложении будет повышена для добывающих отраслей». В тот же день он дал поручение государственному холдингу «Самрук» выкупить долю в Экибастузской ГРЭС-1 (накануне она была приобретена у американской компании AES корпорацией «Казахмыс», считающейся близкой к Ак орде).

Нурсултан Назарбаев заявил в послании: «Надо прямо сказать, что дешевая энергия заканчивается». В некоторых районах Алматы она закончилась в тот же вечер. А поскольку дорогая электроэнергия, видимо, пока не появилась, с тех пор веерные отключения в южной столице стали ежедневными. Возможно, так у граждан воспитывают привычку к экономии электроэнергии. Дело хорошее, жаль только, что без электричества ни телевизор не посмотришь, ни газету вечером не почитаешь, а там как раз пропаганда президентского послания идет.

Кажется, впервые за 12 лет, прошедших с первого президентского послания, оно столь откровенно используется для лоббирования своих проектов различными группами влияния. Например, может вызвать недоумение то, что животноводческая отрасль, как сказано в послании, имеет большой экспортный потенциал, хотя мы уже давно импортируем мясо из Китая. Но если взглянуть на обрамляющие этот тезис слова «в целом эта отрасль становится очень выгодной, сюда мы должны вкладывать деньги», то понимаешь, почему, скажем, разработка программного обеспечения и нанотехнологии, хоть и имеют потенциал, но не упоминаются – потому, видимо, что нет на сегодняшний день у этих проектов сильных лоббистов.

На коллегии Минфина премьер сообщил, что в рамках госхолдинга «Самрук» будет создана горнорудная компания, объединяющая государственные активы – пока не вполне понятно, какие именно, поскольку единственный крупный госпакет остался в компании ENRC. Известно лишь, что этой нацкомпании предстоит выполнять функции, схожие с теми, которые сегодня выполняет «КазМунайГаз».

Позиция, занятая правительством в отношении частного бизнеса, ни в послании президента, ни в выступлениях премьера прямо не обозначается, но фактически сводится к тому, что государство все последние годы бизнесу не мешало, в дела его не вмешивалось – и вот результат. Частный бизнес продемонстрировал не столько эффективность управления, сколько жадность, авантюризм и при этом, как ни удивительно, сохранил надежду на государство как на lender of last resort*.

Теперь государство намерено установить прямой или косвенный контроль над большей частью казахстанской экономики – причем не только через холдинг «Самрук», но и через концессионные проекты, и через приостановление всех программ, не являющихся социальными.

Реформы будут административными

Разделы, посвященные политике внутренней и внешней, не содержали ничего принципиально нового, они присутствовали в послании скорее по традиции.

Слова о казахстанской идентичности и общеказахстанском патриотизме, ставшие преамбулой к тезису об особой роли Ассамблеи народа Казахстана, указывают на тот идеологический водораздел, по разные стороны которого стоят власть и оппозиция, – на вопрос о формировании нации. Оппозиция, взявшая курс на сближение с национально-патриотическим движением, которое вообще против употребления слова «казахстанский», считает, что нация должна строиться на этнической основе.

Здесь же упомянуто развитие современной политической системы: партий, НПО и других общественных институтов. Следует ожидать активизации работы президентской партии – «Нур Отана» и ее молодежного крыла, а также Гражданского форума, возможно и появление каких-то новых структур. Борьба с коррупцией была в послании увязана с административной реформой в правоохранительных органах. А повышение эффективности госуправления было дополнено мыслями о воспитании нового поколения управленцев в рядах «Нур Отана». Выполнение всех этих задач поручено администрации президента.

Внешнеполитический раздел, которым завершилось послание, спасает только то, что им среднестатистический гражданин интересуется в последнюю очередь. Из трех приоритетов первые два – просто вырванные из контекста фразы, а третий – про повышение конкурентоспособности нашей армии (видимо, для того, чтобы ее не вытеснила более дешевая и надежная зарубежная армия).

Ничего лишнего

В конце прошлого года незарегистрированная партия «Алга!» провела акцию под названием «Послание граждан Казахстана президенту Назарбаеву». Около 180 тысяч человек поставили свои подписи под списком поручений президенту из девяти пунктов. Фактически было проведено масштабное социсследование ожиданий населения, поскольку поручения эти были отобраны и сформулированы при участии всех региональных филиалов партии. Первые четыре пункта касаются увеличения стоимости минимальной потребительской корзины, приравнивания к ней минимального размера пенсий, увеличения месячного расчетного показателя (МРП) и, соответственно, зарплаты работников бюджетной сферы, а также снижения темпов инфляции и создания механизма компенсации потерь от нее. Остальные относятся к проблемам сельских жителей и вопросам, связанным с жильем.

Видимо, данные этого своеобразного социсследования не принимались в расчет при подготовке президентского послания, но нельзя не заметить, что они ближе к заявлениям Нурсултана Назарбаева и Карима Масимова о повышении зарплат и контроле над инфляцией, чем к разочарованным комментариям Жармахана Туякбая и Алихана Байменова об отсутствии даже упоминаний о политических реформах.

То, что президент и правительство ориентируются на ожидания простых людей, а не лидеров политических партий, само по себе неплохо. Но все же социальный блок послания получился очень слабым. И дело не только в отсутствии конкретики, неопределенности с увеличением социальных пособий и зарплат бюджетников.

Показательно, что в том разделе, который посвящен вопросам образования, говорится про услуги, инфраструктуру, технологии, программы и методики. А вот слово «преподаватель» ни разу не употребляется. Весь процесс обучения предстает абстрактно-бездушным. В нем нет ни учеников, ни учителей. В нем «создание эффективной инфраструктуры образования» дает «возможность получать современные знания». Учителя тут лишние. Естественно, ничего не было сказано и о повышении зарплат, которые, между прочим, у них примерно вдвое ниже средних по стране.

Если люди, которые, кроме обучения наших детей, обеспечивают еще и процесс выборов, да и пропаганда президентских посланий тоже вменяется им в обязанность, из концепции развития образования вычеркнуты, то будущее нашего образования выглядит мрачным. Впрочем, есть и частные школы, в которых стоимость обучения в два-три раза выше, чем средняя зарплата преподавателя. Там учатся дети нашей элиты. Кроме отечественных вузов, многие из которых фактически просто торгуют дипломами, есть МГУ, Гарвард и Оксфорд. Туда и уезжают они учиться после окончания «Мирасов» и «Достаров». И вернувшись на родину, пополняют элитарные круги.

Любые инвестиции в человеческий капитал и планы повышения качества образования на фоне сохраняющихся крошечных зарплат у учителей выглядят насмешкой. У казахстанского здравоохранения, которое деградирует все последние годы, та же проблема, что и в образовании, – зарплаты столь низкие, что делают работу непривлекательной. И строительство объектов здравоохранения не заменит отсутствия специалистов.

Хочется все же надеяться, что слово «учитель» исчезло из текста послания не потому, что было сочтено лишним для описания образовательного процесса, а всего лишь в результате борьбы хорошего с лучшим, то есть администрации и правительства.

Наконец, спонсорами социального блока послания выступили корпорация «Казахмыс», ENRC, «Казцинк», «Тенгизшевройл» и «Аджип», а также национальные компании «КазМунайГаз», «Казатомпром» и «Казахстан темир жолы». Президент объявил им благодарность за усиление социальной ответственности и призвал средства массовой информации поддерживать такую практику. Что наш журнал с удовольствием и делает.

* Кредитор последней руки (англ.).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики