Новые песни о древнем

Беда, если за сочинение учебника истории берутся люди, опрокидывающие старые догмы, но не способные предложить ничего внятного взамен

Новые песни о древнем

Обложка нового казахстанского учебника для 6-го класса «История древнего мира» (авторы Т. Тулебаев, Р. Кусаинова, М. Дакенов) очень похожа на аналогичное издание советских времен. Пирамида, сфинкс, небо. На первый взгляд, содержание тоже схоже. Увы, только на первый. При внимательном рассмотрении количество досадных ошибок и недоразумений в новом учебнике просто зашкаливает.

В выходных данных указан переводчик (С.Бакенов), следовательно, изначально книга написана на казахском языке. Трудно сказать, в какой степени перевод передает красоты стиля казахского оригинала. Вот характерный образчик: «...начало объединению всех городов Двуречья положил царь Аккада Шаруккин. Он создал в Двуречье в XXIV веке до н.э. крупное государство – Аккад, которое вошло в историю как Аккадское государство. Шаруккин объединил Шумер и Аккад в сильную державу – Шумеро-Аккадское государство…» Так сколько всего царств создал Шаруккин? Можно ли, являясь царем Аккада, создать Аккадское государство?

Примеры такого бесконечного нанизывания бессмысленных однотипных фраз можно найти на любой (буквально!) странице учебника. Есть вовсе загадочные утверждения: «...ассирийцы использовали верблюдов для перевозки трофеев и для стрельбы из лука» (стр. 49). Порой переводчик пытается выражаться «изячно»: «Их (скульптур) отличительная особенность – глаза, выглядящие как живые. В них как бы отражается удивление на застывшем выражении лица» (стр. 20), «поэзия Горация показала величие силы латинской поэзии» (стр. 168). Чем занимались и где находились в то время, как учебник готовился к изданию, редактор Н. Жиенгалиев и корректор И. Кротов, мне неизвестно.

Примерно так же переводчик (или авторы?) силен в самой истории. Срок правления императора Августа уменьшен в учебнике на 28 лет, Мессения, находившаяся к западу от Спарты, названа ее восточным соседом. Страна Финикия почему-то названа городом, римские магистраты – магистрами. Меньше всех повезло Александру Македонскому – его упорно именуют просто Македонским и в скобочках добавляют – Искандер Зулькарнайн (то есть получается, что Македонский – это псевдоним араба Зулькарнайна).

Во вступлении авторы пишут, что в прежних учебниках «преобладали евроцентристские взгляды… С целью преодоления этих недостатков в настоящий учебник были включены отдельные темы о развитых в свое время царствах Древняя Бактрия, Древний Кушан, Древняя Парфия, которые раскрывают суть многих важных исторических явлений, событий, фактов и сведений об этих странах… Именно в этом заключается особенность данного учебника».

Вообще-то подход к историческим событиям, для которого характерно представление о Европе как о пупе Вселенной, а о европейском пути развития – как о магистральной дороге человечества, в серьезной литературе принято называть европоцентризмом. Но это мелочи. Какими же методами предполагают бороться с этим негативным явлением господа Тулебаев, Дакенов и госпожа Кусаинова? Простым выбрасыванием из учебника фактов, относящихся к истории Европы. Войне Рима с Ганнибалом посвящено 13 строк. Всей деятельности Юлия Цезаря – 5 строчек! Греко-персидских войн вообще не было!

Добро бы еще безвинно пострадавшие от рук Т. Тулебаева, Р. Кусаиновой и М. Дакенова Леонид с Фемистоклом были заменены достойными азиатскими или африканскими «аналогами». Ничуть не бывало! Их место заняли туманные по цели высказывания декларативные утверждения. «Археологические раскопки доказали, что самые первые люди в каменном веке жили в Индии» (стр. 91). Как это понимать? Что Индия – родина человечества? Повсюду подчеркивается, что «в восточных странах были заложены основы для зарождения и развития всех видов искусства» (стр. 118) и что европейские наука и искусства развивались на этой восточной основе (стр. 144). Однако наполнить декларации живыми примерами авторы то ли не догадываются, то ли по каким-то неведомым обстоятельствам не могут.

Специальный раздел посвящен Древнекушанскому царству. В параграфе нет ни одной точной даты, не упомянуто ни одно историческое событие, зато как-то сразу поражает воображение следующая фраза: «Именно в это время был проложен межконтинентальный Великий Шелковый путь» (стр. 81). Межконтинентальными бывают баллистические ракеты, а сухопутные караванные пути – исключительно трансконтинентальными.

Если честно, складывается впечатление, что метод работы Т. Тулебаева, Р. Кусаиновой и М. Дакенова напоминает детскую игру в испорченный телефон. Они грубо-механически сократили материал учебных пособий советских времен, бессистемно дополнили его наспех написанными и никак не адаптированными к подростковому возрасту разделами о кушанах, сарматах и т.д., после чего отдали плоды своих усилий С. Бакенову, который и довел текст до полнейшей неудобоваримости. И все это под прикрытием квазинаучных разглагольствований о борьбе с евроцентризмом.

 В выходных данных опуса Т. Тулебаева, Р. Кусаиновой и М. Дакенова значится: «Изд. 2-е, перерботанное» (стр. 2 – еще раз привет вам, г-н Кротов!). Каким же было первое? Неужели еще хуже? Кто одобрял этот безграмотный ужас, кто платил гонорары? Ответил ли хоть кто-нибудь за 1-е, неперерботанное издание? Судя по тому, что появилось 2-е, нет. Так они и в третий раз так же перерботают. А Министерство образования и науки опять порекомендует этот кошмар школьным учителям. Впрочем, скажу вам по секрету, хорошие учителя (такие еще остались) им не пользуются. Потихоньку работают с российскими аналогами. Но это между нами. А то ведь накажут – за евроцентризм.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики