Дорога с двусторонним движением

О проблемах, режиме и перспективах ГЧП в Казахстане мы поговорили с главным экономистом по бизнес-планированию ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» Романом Андруцким.

Дорога с двусторонним движением

– При каких условиях инфраструктурные проекты, которые предполагается реализовать на принципах ГЧП, станут инвестиционно привлекательными для казахстанского бизнеса?

– Основным условием привлекательности инвестиций в инфраструктурные проекты является достижение максимального баланса интересов государства, частного сектора и доступность объектов инфраструктуры потребителям. Реальное разделение рисков и гарантии стабильности контрактов, вот, пожалуй, основные факторы успеха крупных инфраструктурных проектов. Пока в Казахстане нет реального разделения рисков, поскольку по действующим нормам концессионер должен профинансировать проект, застраховать привлекаемый капитал, если он хочет получить правительственные гарантии или поручительство, обеспечить эффективную эксплуатацию и окупаемость объекта и передать его в установленный срок государству. Очевидно, что передаваемое концессионеру имущество в виде натурного гранта также переходит в собственность государства. Таким образом, государство сохраняет за собой пассивную позицию.

– Что мешает использованию механизмов ГЧП в Казахстане?

– Перед тем как сделать покупку в магазине, особенно дорогую, мы обязательно подумаем, отвечает ли продукт нашим требованиям, предпочтениям по сроку службы, качеству. Взвесим все, что принято называть потребительскими характеристиками. Инвестор, перед тем как вложить свой капитал в тот или иной бизнес, делает свой SWOT-анализ (применяется для стратегического планирования. – «ЭК»), тщательно оценивает выгоды, затраты, риски и альтернативные варианты инвестирования.

Поэтому ряд предложенных правительством концессий буксует из-за недостаточной внутренней нормы доходности (IRR), длительности возможного срока окупаемости инвестиций, отсутствия надежного гарантированного рынком спроса на услуги и продукты этих проектов. Соотношение требуемой инвестором премии за риск и реальная отдача от проектов не выдерживается, потому для таких проектов государству необходимо разрабатывать новые модели ГЧП, возможно, использовать софинансирование, а в каких-то случаях и прямое субсидирование. Эти механизмы не предусмотрены действующим законом «О концессиях», хотя могли бы реанимировать ряд проектов.

– Как разделить функции между государством и бизнесом?

– Государство могло бы взять на себя финансирование инфраструктуры, а частные партнеры – заплатить за оборудование и другие производственные фонды. Эта схема успешно применена при создании транспортной автобусной системы Transmilenio в Боготе. Так, частный сектор обеспечил услуги перевозки пассажиров и приобрел подвижной состав, а государство профинансировало проектные и строительные работы по обустройству остановочных пунктов, обособленных полос, системы светофорного регулирования и др.

В Казахстане создание собственного автобусного парка частным перевозчикам не по карману. В случае если такая инфраструктура будет предоставляться государством, то поступления от перевозки пассажиров могли бы покрывать текущие затраты и инвестиции на приобретение автобусов. Эта форма обеспечила бы контроль со стороны государства и повышение качества услуг, выведя из тени один из секторов экономики.

– Что может получить государство от привлечения субъектов отечественного бизнеса к крупным инфраструктурным проектам? Что в свою очередь получит бизнес от участия в ГЧП?

– По green fields-проектам государство получит новые объекты инфраструктуры после окончания срока концессии. Если речь идет о уже существующих объектах, то основным мотивом для государства считается признание того факта, что частный бизнес – эффективный менеджер, который не может рассчитывать на финансирование из бюджета и должен организовать деятельность таким образом, чтобы покрыть свои затраты, обеспечить приемлемую маржу при достойном качестве продукта (услуг).

Большое значение для государства имеет возможность привлечения дополнительных вливаний в те сферы, финансирование которых лежит тяжелым бременем на бюджете и в то же время без определенных уступок не привлекает частный капитал. Инвестор ориентируется как на возможность получения доходов от дополнительного вида деятельности, так и на открывающиеся преимущества в виде инвестиционных преференций, доступа к более дешевым источникам финансирования и находящихся в собственности государства активам, предоставляемым в виде натурных грантов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее