Погружение в барахолку

Погружение в барахолку

Чтобы понять, что такое современный уличный рынок, я, представившись предпринимателем, желающим снять на рынке торговые места, прошел по нескольким рынкам и пообщался с теми, кто там работает. Меня интересовали проходимость, цена аренды, деятельность администрации и прочее.

Первое, о чем я узнал – это о массовом падении спроса после минувшего Нового года. По ряду позиций спрос упал на 70–100% – сами продавцы связывают падение с финансовым кризисом. Рынки пустуют, некоторые продавцы последние два месяца закрыли практически «по нулям». Столь плохих времен на рынках не видели давно, даже для ежегодного затишья после Нового года потребителей слишком мало.

Тем не менее «вход» на рынок для начинающего торговца по-прежнему обходится недешево. Официальная цена торгового места на рынках Алматы (со всеми платежами) будет варьироваться от 50 000 до 70 000 тенге в месяц, на барахолке стоимость несколько ниже. Плюс, в зависимости от категории рынка и площади торгового места, стоимость разового талона на право реализации товаров составит от 120 до 540 тенге в сутки (налог устанавливается в каждом регионе самостоятельно). Алматинские власти недавно пытались поднять этот налог, но протест рынков был услышан, и этого не произошло.

Еще больше придется выложить в неофициальном порядке. На многих рынках мне намекали, что нужно заплатить определенную «шапку» администрации в размере 2–5 тыс. долларов. Иногда такую «шапку» берут регулярно раз в год.

На некоторых рынках отношение администрации к торговцу, его место на рынке, размер «шапки» и прочее будет зависеть от национальности предпринимателя. Например, с моим разрезом глаз на некоторых рынках мне в принципе советовали не появляться. По этой и другим причинам знакомая, предприниматель с опытом, контролирующая несколько торговых точек на алматинских рынках «Тиграхауд», «Каркара» и в торговом доме «Адем», посоветовала мне работать в торговом доме. Там больше цивилизации, законности, комфортнее торговать, больше состоятельных клиентов и хорошая проходимость. Цена аренды выше, но это окупается. Хорошим предложением является торговое место в новом строящемся здании «Адема» – цены там пока дешевые. Но лучше снять торговое место в первом, самом старом «Адеме», найти пустующее место там сложно, но наработанная кем-то точка гораздо эффективнее и быстрее окупится.

В торговый центр стоит обратиться еще и потому, что, по мнению продавцов, любой рынок могут снести в ближайшие годы. Однако не все продавцы могут уйти в торговые центры. Торговлю там можно вести только фирменным товаром под одним брендом или несколькими схожими.

Что же касается рынка, то практически все торговцы, с которыми мне удалось поговорить, утверждали, что новичку будет очень сложно выжить в нынешних условиях. Многие продавцы нарабатывают своих клиентов по 5–10 лет. И работать с нуля сегодня на рынке очень сложно. Снимать новое торговое место будет выгодно, если у вас уже есть несколько наработанных точек. Убытки, сопровождающие первое время новое место, можно будет покрывать за счет продажи на старых точках.

Немного подумав, я решил пока не бросать журналистику.