Хлопотный бизнес

Если государство поддержит фитнес-индустрию, клубы демократического класса начнут появляться в Казахстане, считает Жанна Субханбердина, генеральный директор фитнес-сети Fidelity. Пока же, чтобы открыть новый клуб в Казахстане, необходимы миллионные инвестиции.

Хлопотный бизнес

– Жанна Ержановна, какой объем инвестиций требуется для открытия фитнес-клуба?

– Клубу, чтобы он приносил доход, необходимы площади. Клуб в 300 кв. метров никогда не будет коммерчески рентабельным. Значит, если вы хотите зарабатывать, то вам нужно минимум 800 кв.метров, а лучше все-таки 1500 кв. метров. Это небольшой клуб, который сможет в год делать продажи на 1–1,5 млн долларов. Теперь считайте: цена за квадратный метр, например, от 2,5 тыс. долларов до 3,5 тыс. долларов – значит, нужно от 3,5 до 5 млн долларов только на кв. метры, без ремонта.

Ремонт фитнес-клуба обойдется гораздо дороже, чем ремонт магазина или аптеки. Здесь свои требования по вентиляции, кондиционированию, освещению – масса нюансов. Возьмем для примера душевые: если ты рассчитываешь на большое количество клиентов, ты не можешь поставить дешевую сантехнику, ее сломают в первые же 3 месяца. Значит, нужно ставить качественную, хорошую. И так – во всем. Поэтому даже на такую небольшую площадь, как 1500 кв. метров, придется потратить еще минимум миллион долларов на ремонт. Плюс оборудование. Здесь уже все зависит от того, на какой сегмент вы ориентируетесь. Оборудование для тренажерного зала обойдется минимум в 300 тысяч долларов. Вот и получается 6,5 млн долларов – это минимум, если вы хотите сделать более-менее хороший фитнес-клуб. Если вы хотите купить какой-то консалтинг, это вам будет стоить еще 200 тыс. долларов минимум (если договоритесь – может, и меньше). Плюс реклама и так далее.

– Каков средний срок окупаемости таких проектов?

– 5 лет минимум, а скорее – лет 7–8. И такое предложение вызовет интерес далеко не у каждого инвестора. Кроме того, это просто очень хлопотный бизнес, завязанный на отношениях со многими людьми. Например, вот вы открылись и за год набрали 800–1000 человек – это очень хороший показатель для первого года работы фитнес-клуба. И представьте: с каждым из этой тысячи надо возиться, чтобы он через год продлил отношения. Пусть не каждый выскажет свои претензии, но из этой тысячи 100 человек обязательно что-нибудь напишут, что-нибудь скажут, и необязательно в вежливой форме. Со всем этим надо разбираться, все это надо пережить, правильно воспринять, учесть и вовремя успеть исправить недостатки – чтобы люди остались и продлили абонемент.

– Много ли ошибок совершают начинающие игроки?

– Массу. Да, можно год проходить в фитнес-клуб, пошпионить, понять, где, что и как: какое оборудование стоит, какой потолок сделан. Если на рынке есть хороший пример, можно просто скопировать планировку уже существующего клуба и даже улучшить ее – если подумать и творчески подойти. То есть в плане строительства, оборудования, качества работ ошибок можно избежать. Но настоящая жизнь начинается после того, как клуб открылся. Появляются первые клиенты. Появляются первые ситуации, к которым новичок абсолютно не готов. Невозможно все написать в инструкции для персонала. Только какую-то стандартную часть, остальное зависит от того, насколько эффективно ты работаешь с персоналом. Умеет ли персонал действовать так, чтобы клиент всегда оставался доволен. То есть если говорить именно об организации фитнес-клуба, притом что сейчас консалтингом занимаются очень многие, это все можно решить. Но что касается того момента, когда ты уже открылся – здесь надежда только на свой собственный опыт. За 6 лет мы наделали кучу ошибок, но благодаря этому мы располагаем теми технологиями сервиса и поддержания качества, ко-торые позволяют нам оставаться на лидирующих позициях в этой индустрии.

– Существуют ли для фитнес-клубов какие-то льготы от государства, какая-то поддержка?

– На данный момент нет. Хотя, на мой взгляд, именно частные вложения в этой индустрии могут быть очень эффективными для решения государственных задач.

Возможно, такое отношение сложилось потому, что почти все фитнес-клубы работают в сегменте премиум, к нам относятся так: «А, это для богатых, они все свои проблемы и так решат». А ведь многое можно менять – и уровень налогов пересмотреть, и размер коммунальных платежей. И если фитнес-индустрия получит какую-то поддержку от государства – она гораздо быстрее начнет развиваться в демократичном сегменте, то есть в том направлении, которое необходимо.

– Вы сами занимаетесь фитнесом?

– Да, регулярно. Управляя фитнес-клубом, я улучшила свою физическую форму – это факт.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности