Дело на теле

Спрос на услуги казахстанских фитнес-клубов устойчиво опережает предложение. Насытить рынок не позволяют высокие цены на недвижимость и катастрофическая нехватка профессионалов

Дело на теле

В последние годы подтянутая фигура и ухоженная внешность стали признаками успеха и в нашей стране. «Я знаком со многими топ-менеджерами казахстанских компаний и знаю – они хотят, чтобы их работники не только обладали высокими профессиональными качествами, но еще были бы подтянутыми и здоровыми», – говорит Талап Иматалиев, президент Национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта.

Потенциал роста у казахстанской фитнес-индустрии значителен. Взять, к примеру, Алматы – сейчас здесь, по подсчетам участников рынка, фитнесом занимаются от 8 до 12 тыс. человек. Это менее 1% населения мегаполиса. Для сравнения, в Великобритании этот показатель составляет около 13%. Генеральный директор фитнес-сети Fidelity Жанна Субханбердина предлагает подсчитать: если в Алматы фитнесом будут заниматься те же 13% населения и тратить на эту услугу хотя бы 40 долларов в месяц (эта цена считается приемлемой для человека со средним доходом), то получится 480 долл. в год с каждого из почти 200 тыс. потенциальных клиентов. Выходит, что фактическая емкость рынка составляет от 3,8 до 5,7 млн долларов, а потенциальная – около 96 млн долларов в одном Алматы.

Опрошенные «Экспертом Казахстан» представители фитнес-индустрии оценивают свое поле деятельности как «перспективное и динамично развивающееся». Так, по мнению специалистов казахстанской сети клубов Fitnation, ежегодный рост фитнес-индустрии в последние годы составлял 15–20%. В World Class Астана говорят, что количество клиентов клуба выросло за три года в 2 раза. Но при этом игроки отмечают, что развитие отрасли тормозят нехватка квалифицированных кадров, высокие цены на недвижимость, не позволяющие запускать новые проекты, и неготовность участников рынка идти из столиц в регионы.

Денежный вопрос

В мировой фитнес-индустрии выделяют два основных пути развития рынка: по «английской» модели и по «американской». Англичане начинали с клубов премиум-класса и дорогих клубных карт. Только по мере заполнения этого сегмента в Великобритании появились фитнес-клубы эконом-класса. Американская же фитнес-индустрия фактически выросла из небольших, но повсеместно распространенных «качалок».

10–12 лет назад казахстанский рынок пошел именно по английскому пути развития. Это вполне закономерно – ведь покупателем фитнес-услуг в первую очередь стала самая обеспеченная и активная часть населения. То есть люди, которые уже съездили за границу, посмотрели, как «у них» – и захотели получить подобный уровень сервиса у себя на родине. Тем же, кто открывал фитнес-клубы, нужно было возвращать деньги, гасить проценты по кредитам. При этом учитывалось, что заведения премиум-класса приносят больший доход (ведь клубная карта в них значительно дороже, чем в эконом-классе). В Астане и Алматы появились такие крупные игроки, как сети Fidelity, Fitnation, World Class, клубы Rakhat-Fitness и другие. Первоначально клубы покупали франшизу, сейчас предпочитают развиваться сами.

Заполнить рынок они пока не смогли – спрос по-прежнему велик. «Все существующие фитнес-клубы заполнены, невзирая на ежегодный рост стоимости клубных карт, и прекратили маркетинговую активность, направленную на привлечение новых клиентов», – свидетельствует директор ТОО FitnessLink (фитнес-сеть Fitnation) Ирина Орлова.

Ниша эконом-клубов тоже пока остается достаточно просторной. На столичных рынках она заполнена в лучшем случае на 20%. Одним из последних в нее вошел алматинский клуб UniFlex. Впрочем, его учредители заявляют, что поначалу строили вовсе не фитнес-клуб, а академию дзюдо. «Задача была – увести детей с улицы, от алкоголя и наркотиков в спортзал. Чтобы готовить хороших спортсменов – мы сделали хороший тренажерный зал, чтобы спортсмены могли после тренировок восстанавливаться – сделали сауну и бассейн. В общем, строили мы, строили и, наконец, построили – и у нас получился фитнес-клуб», – говорит Бахтияр Юсупов, один из учредителей фитнес-клуба UniFlex и его бывший директор. «Когда наш клуб себя окупит – мы не считали. Думаю, что фитнес – это дело хорошее, но отбивается оно очень долго», – отмечает новый директор UniFlex, еще один из его учредителей Джурат Маметов.

Для самого низкого ценового сегмента – дешевых клубов с небольшими площадями – «отбивка» вложений превращается в неразрешимую задачу. «Малышек» вытесняют с рынка. Например, в Алматы, по данным национальной ассоциации профессионалов физической культуры и спорта, в 2007 году были закрыты 28 тренажерных и шейпинг-залов. В первую очередь потому, что этот бизнес невыгоден, если владелец клуба не является собственником помещения. Ставка аренды съедает все доходы. «Что делаем? Теперь снимаем спортзал ПТУ на определенное время. Конечно, там не слишком комфортные условия для занятий, но и другого выхода у нас нет», – рассказала «Эксперту Казахстан» инструктор одной из танцевальных студий, пожелавшая остаться неизвестной. Даже если владелец маленького клуба является собственником помещения, это еще не факт, что его клуб будет столь же привлекательным для клиентов, как и пять лет назад. Если рядом открылся большой оздоровительный центр с бассейном, сауной и ценами, которые на этапе предварительных продаж не слишком отличаются от цен в маленьком клубе, то вероятность потерять клиента довольно велика. У маленьких клубов остается фактически один выход – занимать определенную, узкоспециализированную нишу – становиться студией йоги или танца. Или закрываться – если вести направление просто некому. Ко всему прочему большие клубы оттягивают на себя профессионалов-инструкторов, предлагая более высокие зарплаты, карьерный рост и поездки.

Охотники за головами

Агрессивная политика крупных клубов на рынке труда объясняется просто. Все игроки в один голос говорят: «Кадры – вот наша главная головная боль». Сейчас во всей республике существует только одно учебное заведение, где готовят тренеров – это Казахская академия спорта и туризма, во всех остальных заведениях учат на преподавателей физкультуры. Да и в академии учится куда больше желающих работать в туристической индустрии, нежели в фитнесе, считает г-н Иматалиев. По его словам, практически ежедневно в возглавляемую им ассоциацию обращаются представители и крупных фитнес-клубов, и маленьких тренажерных залов с просьбой помочь найти инструктора.

[inc pk='1949' service='media']

«Нет базы, на которой готовили бы тренеров для фитнес-системы. Да, общая подготовка тренеров, она существует, но нет тренеров, которые специализировались бы на индивидуальных тренировках, могли, что называется, “продаваться”», – говорит г-н Юсупов, полностью соглашаясь с мнением коллеги.

Поэтому казахстанским фитнес-клубам чаще всего приходится действовать по принципу «сам не вырастишь хорошего инструктора, никто его за тебя не вырастит» и самостоятельно заниматься обучением персонала. Например, в Fidelity регулярно устраивают кастинги, куда приглашают всех желающих. В лучшем случае на такие мероприятия, рассказывают в клубе, приходят человек 50. О том, чтобы пришли 250, как это случается в крупных российских городах, в Казахстане приходится только мечтать. Из 50 выбирают одного. И, как правило, новичок далеко не сразу приступает к работе. Потенциальный инструктор проходит серьезное обучение внутри компании. На обучение каждого тренера, говорит г-жа Субханбердина, уходит минимум 3 тыс. долларов, на ключевых инструкторов – значительно больше: «В 2007 году только на фитнес-конвенцию в США от нашего клуба ездили 12 человек, в среднем же за новыми технологиями за рубеж ежегодно ездят 5–7 инструкторов». Впрочем, в Fidelity признают, что их бюджет на обучение – один из самых больших среди фитнес-клубов СНГ, и далеко не все их коллеги готовы идти на такие расходы.

Фитнес космических прибылей не приносит. Нужны 2–3 года и масса нервов и энергии, чтобы клуб встал на ноги и начал приносить устойчивый доход

Кадровый голод приводит к тому, что каждый раз на стадии открытия очередного фитнес-клуба инструкторы уже существующих получают выгодные предложения о новой работе – ведь переманить профессионала легче, чем вырастить. Однако сейчас в кадровом вопросе установилось временное равновесие – дело в том, что появления значительного числа новых игроков на рынке не предвидится. Путь им преградили цены на недвижимость.

Барьер из квадратных метров

По свидетельству Ирины Орловой, высокая стоимость покупки и аренды коммерческой недвижимости в Алматы и Астане привели к тому, что за последний год новые клубы современного формата не открывались. Цены кусаются: «Вот нам предлагают приобрести помещение под фитнес-клуб в жилом комплексе в центре Алматы. Площадь – 2 000 кв. метров, так ведь просят 8 млн долларов. И это в черновом варианте, там понадобятся инвестиции еще примерно на такую же сумму. Насколько мне известно, это помещение предлагалось многим участникам рынка, но никто его не взял», – удивляется директор клуба Samal de Lux Геннадий Ремес, отмечая, что это просто цена за площадь, а еще нужно делать ремонт плюс перестраивать то, что не учла строительная компания, проектируя фитнес-клуб. И, наконец, ставить в клуб оборудование.

С привлечением сторонних инвесторов дело тоже обстоит сложно. Те, кто вкладывает деньги в коммерческую недвижимость, предпочитают более доходные проекты – например торговые центры. Желающих инвестировать в фитнес-индустрию пока не слишком много. «Фитнес космических прибылей не приносит. Нужны 2–3 года и масса нервов и энергии, чтобы клуб встал на ноги и начал приносить устойчивый доход. Этот бизнес весь построен на нюансах, на человеческих отношениях, на внимании к деталям. А процент прибыли – не такой большой, как если просто сделать торговый центр и сдавать бутики в аренду», – объясняет г-жа Субханбердина.

Цена за квадратный метр ставит барьер как для выхода на рынок новичков, так и для эволюции уже существующих фитнес-клубов в сети. Слишком большие инвестиции могут затянуть срок окупаемости фитнес-проектов до 10–15 лет. Правда, нельзя сказать, что расценки застройщиков окончательно остановили рост рынка. Нынешней осенью в Алматы намечено открытие клуба World Class, а в Астане – Fitnation. Клуб этой сети уже существует в столице, но на территории большого спортивно-оздоровительного комплекса. Впрочем, при открытии нового клуба Fitnation собирается отказаться от аренды, так что расширения сети не произойдет.

За границей столицы

Открывать новые клубы в регионах, где недвижимость в разы дешевле, чем в столицах, – вот, казалось бы, выход из положения. Именно такая тенденция наблюдается сейчас в России. Однако пока на региональный рынок даже самые крупные игроки казахстанского фитнес-рынка не собираются. «На ближайший год у World Class таких планов нет, может быть, года через три-четыре», – говорит управляющий клубом World Class в Астане Татьяна Никифорова. Такой же позиции придерживаются менеджеры сети фитнес-клубов Fitnation. Игроки не готовы рисковать, потому что не уверены, что найдут в регионах достаточное количество клиентов. Зато готовы рисковать сами региональные компании. Например, в Актобе компания «Коктас-Актобе» построила трехэтажный фитнес-клуб площадью 4 000 кв. метров. О размере инвестиций в проект здесь не говорят, но рассчитывают, что окупиться он должен за 4 года. Пока все идет по плану, число посетителей – 500, через год–два, уверены в клубе, будет 1000–1500. Тем не менее, по мнению управляющей клубом Инны Снаткиной, в регионах многие пока просто не понимают, что такое фитнес и для чего он нужен. «Люди привыкли думать, что фитнес – это тренажерка, маленькая, пропахшая потом и каждый раз, когда приходят новые клиенты и мы показываем им клуб, они бывают удивлены: вот он на самом деле какой, оказывается, фитнес-клуб. Ах вот за что, оказывается, нужно платить такие деньги».

Конкуренции не будет

Обострения конкурентной борьбы на столичном рынке в сегменте эконом-класса, а в регионах вообще ждать не приходится. Появления в Казахстане фитнес-сетей, включающих в себя десятки площадок, специалисты не прогнозируют. «Причина – отсутствие поддержки государства, небольшая численность населения, отсутствие системы подготовки специалистов фитнес-индустрии, низкий уровень жизни людей», – считает Ирина Орлова.

У государства своя забота. «Для населения в каждом районе Казахстана будут построены физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК)», – заявили нам в Министерстве спорта и туризма РК. В этом ведомстве еще 2 года назад подсчитали, что существующая в РК сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений удовлетворяет в лучшем случае 30% запросов населения страны, да и доступны они далеко не всем. Однако ожидать, что ФОКи составят конкуренцию дешевым фитнес-клубам, не приходится. В Министерстве спорта и туризма РК уверены, что комплексы, доступные простым гражданам, появятся в областных центрах не позднее 2011 года. Но пока проектно-сметную документацию под строительство ФОКов начали готовить только в районах Костанайской и Павлодарской областей.

Льгот или господдержки для уже существующих фитнес-клубов не предусмотрено. Хотя пока на государственном уровне декларируют заботу о здоровье нации, фитнес-клубы эту задачу по мере возможности решают. Привлекая к занятиям спортом не только взрослых, но и детей. В той же академии дзюдо UniFlex занимается 200 детей, в клубе Fidelity – 450. Более того, фитнес-клубы стали базой для тренировки сборных. Например, в том же UniFlex занимается сборная по дзюдо, а в «Рахат-Фитнес» – по водному поло.

Так что рынок фитнес-услуг в Казахстане будет расти еще долго, осваивать его будут постепенно. До того времени, когда у каждого жителя казахстанских городов появится выбор – пойти в клуб подороже или подешевле, рядом с домом или рядом с работой, – пройдет еще немало времени.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?