Клуб для местных

Несмотря на сложную ситуацию на рынке фитнес-услуг – нехватку кадров, дорогостоящую недвижимость и сложную организацию бизнес-процессов, –здоровый образ жизни способен стать источником доходов даже для небольших компаний

Клуб для местных

«Я в прошлом спортсмен, номоя работа никак не была связана с фитнес-индустрией или спортом. Предыдущий бизнес – он работает и сейчас – связан со слабоалкогольными напитками», – рассказывает о себе управляющий и один из соучредителей алматинского клуба Samal de Lux Геннадий Ремес. Среди других учредителей фигурируют представители застройщика жилого комплекса Samal de Lux компании «Центр Строй» (сейчас – «Алматы Центр Строй». – «ЭК»), в чью сферу интересов фитнес ранее тоже не попадал. Правда, проект изначально предусматривал зону отдыха для жильцов – с небольшим круглым бассейном и сауной. Но после того как было принято решение о создании полноценного фитнес-центра, стало очевидно, что план нуждается в корректировке. В новом варианте размеры бассейна были увеличены, из круглого он стал прямоугольным, была пересмотрена схема инженерных коммуникаций.

В итоге на площади в 600 кв. м разместились зал для аэробики, тренажерный зал, бассейн, сауна, солярий, бар, массажный кабинет, раздевалки и душевые. Первые два фактически объединены между собой, хотя пространство зонировано полом разного уровня. Из-за этого женщины на групповых занятиях иногда смущаются соседства мужчин, тренирующихся на беговых дорожках или тягающих штангу. «Но через пару занятий они привыкают и перестают обращать внимание на такое соседство», – говорит Геннадий Ремес. Он признает: «Да, немного тесновато. Но мы и не собирались делать огромный клуб. У нас другой формат, мы – уютный, семейный клуб для тех, кому удобно заниматься рядом с домом». По мнению Геннадия Ремеса, небольшие фитнес-клубы выгодно отличаются от больших более гибким управлением. Ограниченное число клиентов и немногочисленный персонал позволяют достаточно легко находить изъяны в работе и оперативно от них избавляться.

Мужчины – в воду!

В жилом комплексе Samal de Lux – 3 дома по 64 квартиры в каждом. Учредители клуба Samal de Lux посчитали: если членами клуба станут хотя бы 50% жильцов (около 30 семей, или от 60 до 80 человек) – этого хватит, чтобы начать работать. Поначалу жители комплекса обрадовались соседству с фитнес-клубом. Радость длилась ровно до того момента, когда люди узнали – за фитнес-услуги нужно платить. Разочарованные жильцы интерес к клубу утратили.

Небольшие фитнес-клубы выгодно отличаются от больших более гибким управлением. Ограниченное число клиентов и немногочисленный персонал позволяют достаточно легко находить изъяны в работе и оперативно от них избавляться 

После этого в Samal de Lux изменили подход к набору клиентуры. Посетителям предложили более 25 различных тарифов: ввели абонементы на месяц, на квартал, на полгода и на год. Когда в клубе появились 300 постоянных клиентов, тарифные планы снова начали меняться. Сначала отказались от абонементов на месяц, потом на 3, потом на полгода, оставив лишь годовую клубную карту (4 тарифа, которые вводят либо не вводят ограничение по часам посещений). Это решение управляющий клуба считает полностью оправданным – количество было принесено в жертву качеству: «Мы собрали то число постоянных клиентов, которое клубу было необходимо, и сознательно отказались от дополнительных денег, которые могли бы заработать, продавая абонементы на месяц или полгода. Зато была создана достаточно комфортная обстановка для постоянных клиентов. Потому что переполненные раздевалки, переполненный зал приводят к тому, что люди уходят». В предложении только годового абонемента г-н Ремес видит и плюс для посетителей: «Это стимулирует заниматься постоянно, деньги-то уплачены вперед».

Сегодня, спустя четыре года после начала работы, долю посетителей, регулярно продлевающих клубную карту, в Samal de Lux оценивают в 60–70%. С этими клиентами особых проблем не бывает – они сделали свой выбор, а вопросы, которые неизбежно возникают в процессе взаимоотношений с клубом, решают в рабочем порядке. «Пожалуй, самые проблемные клиенты – те, что покупают абонемент, ходят, потом из-за каких-либо обстоятельств перестают, а через полгода вспоминают, что у них есть абонемент и надо срочно потребовать пролонгацию за пропущенный срок, – рассказывает Геннадий Ремес. – Если условия пролонгации подпадают под те, что зафиксированы в контракте (болезнь, беременность) – мы, естественно, свои обязательства выполняем. Но если человек просто не ходил – мы не можем работать на него 2 года».

Как и другие клубы, Samal de Lux предлагает своим клиентам не только индивидуальные, но и групповые программы. Сегодня их более 25 (йога, хореография, аквааэробика и т.д.) – в клубе утверждают, что такой объем соответствует количеству программ, предлагаемых подобными фитнес-центрами, хотя и признали, что крупные игроки предлагают больший выбор. Зато небольшие клубы гибки. Предпочтения людей в фитнесе меняются – меняются и предложения. Новое модное направление фитнеса, как правило, осваивает штатный инструктор, если такой возможности нет – на программу ищут профессионала со стороны. «В последнее время мужчины заинтересовались групповыми программами – хотя обычно этот вариант выбирают женщины, и от мужчин поступило предложение: сделать программу, когда с нами будут заниматься – пусть это будет йога или аквааэробика. Пожалуйста – и мужчины ходят на групповые программы, в том числе на ту же аквааэробику, с большим интересом!» – приводит пример г-н Ремес.

В итоге Samal de Lux удалось выйти за рамки одноименного жилого комплекса и даже отчасти микрорайона. Сегодня более половины клиентов компании – жильцы микрорайона «Самал», а жильцов комплекса, на территории которого находится клуб, в лучшем случае 10% от общего количества посетителей.

Вероятно, привлечь клиентов «со стороны» помогло и то, что сегодня, как утверждают в Samal de Lux, на рынке почти нет конкуренции среди фитнес-центров небольшого, клубного типа. При этом, по словам г-на Ремеса, «единственный клуб, который находится рядом – большой, дорогой и престижный, и мы отличаемся от него как по формату, так и по ценовой политике».

Сколько стоит клуб построить

Общую стоимость своего бизнеса учредители оценивают на сегодняшний день в 3–3,5 млн долларов. При этом первоначальные инвестиции в фитнес-клуб Samal de Lux составили 250 тыс. долларов. Окупиться фитнес-клуб должен был за 3–3,5 года. Но окупился раньше.

Отметим, что срок окупаемости аналогичных проектов, запускаемых сегодня, будет скорее всего большим. Управляющий Samal de Lux говорит, что по сравнению с ситуацией 3–4 года назад рентабельность бизнеса стала несколько ниже. Дорожают электроэнергия и коммунальные услуги, зарплату сотрудникам нужно платить с учетом инфляции. Да и начальные инвестиции возрастут – за последние годы цена на недвижимость выросла в несколько раз.

Что же касается Samal de Lux, то его учредители изначально оказались в выигрышной ситуации. Помещение уже было, так что деньги требовались только на ремонт и спортивное оборудование. Первоначально были закуплены американские тренажеры фирмы Cybex – на них потратили около 200 тыс. долларов. В дальнейшем тренажерный парк понемногу обновлялся. «Это было сделано специально, мы смотрели, чего нам не хватает и что можно поставить в наших условиях – чтобы это было и компактно, и востребованно», – объясняет г-н Ремес. Так что основная статья расходов, связанных с тренажерным парком, – это следить за тем оборудованием, которое есть. На сегодняшний день клуб вложил в тренажеры до полумиллиона долларов.

Отдельный вопрос – кадры. Весь персонал Samal de Lux состоит из15 человек. Из них 6 – тренеры и инструкторы. Требование клуба к сотрудникам – профильное высшее образование (педагогическое или медицинское) и коммуникабельность. Повышение квалификации – обязательное требование в фитнес-центре. Иногда это происходит по указу сверху, если управляющий считает, что тренеру это необходимо. Иногда – по желанию снизу: инструктор может сделать заявку «хочу пройти обучение там-то и тогда-то», далее вопрос рассматривает руководство.

Нижний порог зарплаты тренера – 500 долларов. Ее размер зависит от количества групповых программ, которые ведет специалист, количества проведенных персональных тренировок (по словам управляющего, инструктор получает 40% от стоимости такой тренировки), плюс проценты от выручки бара. В небольшом баре Samal de Lux работают исключительно инструкторы, которые могут проконсультировать по спортивному питанию. Бармена, как подсчитали в клубе, держать нерентабельно.

«Лучшие контролеры за работой тренера – клиенты, их отзывы и мои собственные наблюдения за занятиями позволяют эффективно оценивать деятельность наших сотрудников», – говорит Геннадий Ремес.

Взносы на здоровье

«Хотелось бы иметь дополнительные площади, но, исходя из того, что у нас есть, стараемся внутри небольшого фитнеса создавать дополнительные услуги: обучающие программы, массаж, солярий и т.д. – все это уже сейчас приносит 30% доходов клуба», – рассказывает о ближайших планах г-н Ремес.

В более далекой перспективе в компании не исключают появления клуба Samal de Lux-2. Правда, до воплощения этих планов пока еще далеко. Вопрос в помещении. Идеальным вариантом в клубе считают совместную с застройщиками работу еще на этапе проектирования жилого комплекса. Реалистичный же вариант г-н Ремес описывает так: «Мы бы с удовольствием взялись за дело в качестве соорганизатора и управляющего клубом». Но, судя по всему, пока подходящий вариант руководству Samal de Lux еще не попался.

«Если откроем еще один фитнес-клуб, – говорит Геннадий Ремес, – попробую сделать в нем другую систему оплаты. Подобную той, что используется за рубежом: за определенную сумму клиент будет покупать клубную карту, а потом ежемесячно платить членские взносы. Для посетителей это будет гораздо удобнее, чем выкладывать деньги сразу за год. Думал ввести такую систему в существующем клубе, но не рискнул. Подумал, что или взорву рынок, или потеряю клиентов».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?