Зацементировать место на рынке

Строительно-инвестиционная компания BI Group планирует к концу 2008 года запустить цементный завод мощностью 550 тыс. тонн марки М-500

Зацементировать место на рынке

Быстрорастущий строительный рынок Казахстана вызвал всплеск спроса на строительные материалы, в частности на цемент. Потребность только Астаны в этом материале член совета директоров BI Group (BIG) Бауржан Исабаев оценивает в 1,7 млн тонн в год. Даже в условиях спада строительной отрасли спрос остается на достаточно высоком уровне – 1,3–1,5 млн тонн. Это с учетом строительства в Астане, автобана, который свяжет столицу с курортной зоной в Боровом, а также городов-спутников Астаны. В целом Казахстану, по некоторым данным, требуется не менее 8,5–9 млн тонн цемента ежегодно. Только 60% этого объема покрывается отечественными производителями, 40% завозится из-за рубежа. В BIG ожидают увеличения спроса на цемент.

Поэтому, как сообщило недавно руководство BIG, группа приняла решение построить собственный цементный завод ТОО «BI Cement». Площадка выбрана в Акмолинской области, в 40 километрах от столицы, близ месторождения известняка, подтвержденные запасы которого оцениваются в 130 млн тонн. По словам г-на Исабаева, близость производства к Астане повышает рентабельность предприятия. «Как свидетельствует мировой опыт, подобные заводы обычно строятся в радиусе 200–300 километров от основных строительных площадок. Далеко возить невыгодно», – говорит член совета директоров BIG.

Строительство цементного завода позволит ВI Group решить сразу несколько задач. Бауржан Исабаев считает, что собственное производство удовлетворит нужду в цементе самой компании, а также даст независимость от цен на эту продукцию, которые в прошлом году достигали 200 долларов за тонну. Потребность самой компании в цементе составляет 150–200 тыс. тонн в год, излишки предполагается продавать.

Будущий завод будет производить цемент «сухим способом» (более затратный, нежели «мокрый», но и более экологически чистый) на оборудовании чешской компании PSP Engineering AS, у которой уже есть опыт строительства цементных заводов в Центральной Азии. Поставки оборудования из Чехии уже начались. «Мы получили 10 вагонов с оборудованием, работы по его установке выполнены на 20%. Пик поставок ожидается с мая по август нынешнего года», – сказал г-н Исабаев. Строить завод будут подрядные организации. Группа компаний BIG выполнит определенный объем работ, но в основном будут задействованы компании, специализирующиеся на промышленном строительстве, установке оборудования, электромонтажных работах. В четвертом квартале 2008 года планируется запустить помольное производство на покупном сырье, а в первом полугодии 2009-го завод начнет выпускать цемент с использованием собственного клинкера.

Финансирование строительства завода взял на себя БТА Банк в сотрудничестве с бельгийским Fortis Bank NV-SA. Стоимость завода, по словам директора по работе с клиентами корпоративного блока БТА Банка Ербола Шаймаханова, составляет 85 млн евро, из этой суммы банк финансировал порядка 65 млн евро. Деньги предоставлены BI Group на 10 лет с двухлетним льготным периодом под достаточно низкую на фоне кризиса ликвидности кредитную ставку – 11,4% годовых. В БТА объясняют привлекательные условия сделки давними партнерскими отношениями с заемщиком, а также прозрачностью деятельности строительной компании, наличием грамотного менеджмента. Банк готов и впредь финансировать проекты BI Group подобного масштаба и даже более крупные.

Отметим, что бизнес-план предприятия разрабатывался в 2006 году, когда строительный рынок был на подъеме. В 2007-м он был представлен на рассмотрение БТА Банку (в то время Банку ТуранАлем), тогда строительство цементного завода все еще было актуальным. Однако нынешний спад в строительной индустрии может затянуться, а это снимет остроту вопроса с дефицитом стройматериалов, в том числе и цемента. Но Ербол Шаймаханов не считает, что строительство завода в нынешних условиях нерентабельно: «Строительство как таковое не ограничивается возведением жилья. Цемент необходим при строительстве дорог, промышленном строительстве, строительстве объектов в аграрном секторе».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее