Старик и поезд

Старик и поезд

Фильм режиссера Жанабека Жетиурова «Заметки путевого обходчика», недавно вышедший на широкий казахстанский экран, – по сути, старое, доброе советское кино, снятое в постсоветское время. Это рассказ о нескольких днях из жизни пожилого человека, который продолжает трудиться потому, что он нужен людям. Пока пенсионеры из развитых стран путешествуют по миру, отдыхая на курортах, простой советский (в прошлом) человек, а ныне гражданин суверенного Казахстана, в исполнении актера Нуржумана Ихтимбаева, не мыслит старости без усердного труда. Знаки современности в картине не выражены (а может быть, умышленно заретушированы). Это и неудивительно – местом действия выбраны далекий степной полустанок и близлежащий поселок городского типа. Цивилизация их как будто не коснулась. Черно-белая пленка, одежда времен 80-х, устаревшая техника, а главное – полное отсутствие признаков «новой психологии» в поведении героев – все это делает диагностику эпохи проблематичной. Да и не дух времени хотел передать режиссер, а мифологическую традицию, нашедшую свое отражение в советской идеологии. Вы не увидите в фильме конфликта поколений, противостояния города и деревни, спора нового и старого. «Обходчик» поднимает типичные для советского кинематографа темы бескорыстного труда и долга. О том, что зритель находится в одном временном континууме с происходящим на экране, свидетельствуют лишь мелькающие в конце фильма мониторы компьютеров и аннотация к фильму, указующая на его основную коллизию – незаменимость человека машиной. Но, как оказалось при просмотре, дилемма: кому доверять – человеку или компьютеру – надумана. Признаться, я ожидала банальной прямолинейности, но картина рассказала другую историю. До боли знакомую, но забытую за недолгий период господства заполонившего экраны развлекательного кино: боевиков, триллеров, комедий и приключений. Создание героев, простых тружеников, на которых должны ориентироваться миллионы трудящихся, было одной из главных задач советского кинематографа. Образ слепого обходчика призван воскресить забытые идеалы и еще раз напомнить, что труд, верность долгу и семье – истинные ценности жизни, к которым надо стремиться. Эти качества красят человека. Семейные ссоры сына и невестки, детские обиды внука, производственные конфликты – все меркнет перед образом слепого, но крепкого и закаленного жизнью старика, скашивающего сено, вслушивающегося в гул поезда, бредущего вдоль по железнодорожным путям, общающегося с внуком, вспоминающего славное прошлое Турксиба.

Жанабек Жетиуров уже немолодой человек (хотя то, что он снял, представляют как молодое кино, а фильм стал победителем фестивалей молодого и дебютного кинематографа), долгое время он возглавлял на киностудии «Казахфильм» объединение неигрового кино, телефильмов и копродукции. Многие из трех десятков его картин удостоены различных наград. Художественному кино предшествовала документальная версия – режиссер родом из семьи железнодорожников. Возможно, именно эти факты объясняют его пристрастие к съемкам в духе неореализма.