Материализация призрака

Редакционная статья

Материализация призрака

Pеволюция в экспортных ценах на среднеазиатский газ, о необходимости которой так долго говорили власти стран-поставщиков, свершилась. На встрече глав ОАО «Газпром», НК «КазМунайГаз», НХК «Узбекнефтегаз» и ГК «Туркменгаз» было достигнуто соглашение о том, что с 2009 года экспортная цена «голубого топлива», добываемого в Средней Азии, поднимется до европейского уровня. Таким образом, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан по достоинству оценили свои экспортные ресурсы в свете благоприятной мировой конъюнктуры рынка энергоносителей и буквально накануне вылета представителей Украины – главного потребителя поставляемого ими газа – в Москву объявили о том, что эпоха низких цен закончилась. Если раньше «Газпром» покупал туркменский газ по 100 долларов за 1 тыс. куб. м, то в текущем полугодии россияне платят по 130 долларов, а с июля цена поднимется до 150 долларов.

Отношения России с национальными газодобывающими компаниями региона, как правило, складываются на самом высоком уровне и регулируются межправительственными соглашениями. Поэтому достаточно уверенно можно утверждать, что без предварительной договоренности на высшем уровне не обошлось и в этот раз. Вместе с тем трудно переоценить и вклад в это решение западных игроков. На такой шаг страны-поставщики, несомненно, подтолкнула активная деятельность американской и европейской дипломатии в регионе, лоббировавшей альтернативный российскому транскаспийский маршрут экспорта среднеазиатского газа в Европу, известный как проект Nabucco.

Евросоюз и США, призывая «включиться в коммерческую конкуренцию на европейском энергетическом рынке», все последние годы в голубых и розовых красках расписывали перед лидерами центральноазиатских стран восхитительные картины того, как они заживут после строительства обходящих Россию газопроводов и продажи газа по мировым ценам. Чтобы оценить всю прелесть этих картин, достаточно вспомнить дворницкую из «Двенадцати стульев», в которой вспыхивал и дрожал изумрудный свет: «Бриллиантовый дым держался под потолком. Жемчужные бусы катились по столу и прыгали по полу. Драгоценный мираж потрясал комнату».

Жемчужно-бриллиантовые перспективы понравились, цены решено было повысить, но труб по новым маршрутам не прокладывать: достаточно расширить и модернизировать существующие. Так, после реконструкции магистрали Средняя Азия – Центр (САЦ) «Газпром» намерен довести импорт среднеазиатского газа в РФ, в том числе с целью поставок на западные рынки, с 45 млрд до 100 млрд кубометров в год.

Соглашение о ценах означает начало нового этапа в построении отношений России и стран СНГ в газовой сфере. И хотя пока речь не идет о создании газового картеля (альянса), единодушная позиция Туркменистана, Узбекистана и Казахстана в переходе на рыночные цены дает возможность России объединить под своим крылом бывшие советские республики, производящие и экспортирующие газ, и становится первым реальным шагом на пути к формированию картеля. Призрак «газовой ОПЕК», уже несколько лет бродящий по просторам стран – экспортеров газа, начинает обретать материальные черты.

Газ из дезинтегрирующего фактора становится фактором интегрирующим. Сама логика экономического развития толкает страны к сотрудничеству – реализация идеи газового альянса позволит осуществлять эффективный контроль над объемами и направлениями экспортных поставок всех стран-участниц, обеспечив формирование единого баланса производства и потребления природного газа, и усилит позиции России и ее партнеров в газовом диалоге с внешними потребителями, к примеру Евросоюзом и Китаем. Различие в «газовых возможностях» участников этого альянса компенсируется тесными географическими, экономическими, инфраструктурными связями. Это позволит им, дополнив друг друга, стать регулятором по крайней мере евразийского газового рынка.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее