Нам то, что подороже

Казахстанский лекарственный рынок быстро растет за счет увеличения продаж дорогих лекарств. Рост доходов стимулирует ретейлеров развивать аптечные сети. Одиночные аптеки не выдерживают конкуренции с ними

Нам то, что подороже

K концу 2007 года фармацевтический рынок РК вплотную подошел к отметке в один миллиард долларов в розничных ценах. По сравнению с 2006 годом он вырос в денежном выражении на 23%. «Это огромный рост, – считает генеральный директор аптечной сети «ЭМИТИ» Азиль Абельдинов. – Наш рынок стал миллиардным, и потенциал его достаточно велик. Мы прогнозируем, что в следующем году фармрынок прирастет несколько меньше – на 18%. Уже налицо признаки стабилизации темпов развития рынка (рано или поздно бурный рост должен замедлиться). Но и 18% – тоже очень много. Для примера: рост фармрынка США в год составляет не более 1%».

Большой потенциал рынка отмечает и генеральный директор фармацевтической компании «ВИВА Фарм» Батырбек Машкеев: «У нас пока очень низкое потребление лекарств на человека, примерно на 66 долларов в год. Даже в Восточной Европе этот показатель составляет 350 долларов, в Западной Европе – 500–700, США и Японии – более 700. Мы тратим на лекарства ничтожно низкие суммы. Но надо учитывать, что там лекарства дороже».

Казахстанский рынок идет в этом же направлении – доля дорогих лекарств в продажах растет. Средняя цена покупаемого в Казахстане лекарства выросла за последние два года со 150 до 500 тенге за упаковку. Изменение ценовой структуры лекарств можно отследить через импорт. Согласно данным АМИ «Виортис», доля в импорте препаратов стоимостью более 25 долларов увеличилась с 15,5 до 23,3% в 2007 году, в то время как доля дешевых препаратов упала (см. график 1).

В результате начали меняться отношения между производителями и аптеками. Еще три года назад на нашем рынке правил производитель. Работала такая схема: производитель производит медикаменты, размещает рекламу, дистрибьютор выступает только как логистический оператор, аптека лишь продает то, что предлагает производитель. Теперь же правила игры начинают диктовать аптеки. Именно они, ориентируясь на возможности потребителей, все чаще делают ставку на продажу дорогих лекарств.

Меняется структура

Казахстанский рынок лекарств – это рынок импорта. Хотя многие препараты, производимые в Казахстане, изготавливаются на сопоставимом с европейским оборудовании и из схожего сырья, доля отечественных производителей не превышает 11% (хотя она и выросла за последние три года на 4%). Остальные медикаменты завозятся из-за рубежа. Рынком в основном владеют импортеры дешевых лекарственных средств (ЛС), лидерами по объему ввозимых препаратов являются Россия, Китай, Индия, Германия и Украина (см. таблицу 1). Эти страны в основном выпускают недорогие лекарства (пожалуй, кроме Германии). Однако если посмотреть на стоимостное выражение импортируемых препаратов (см. график 2), нетрудно заметить, что средняя таможенная цена ввозимых ЛС постоянно растет. По мнению аналитиков, это происходит не столько из-за механического повышения цен на все лекарства, сколько из-за изменения структуры потребления и, как следствие, структуры импорта. Лучше всего это можно увидеть, отследив изменение структуры импорта лекарств по странам происхождения.

Так, по данным Казахстанского фармацевтического вестника, в последние годы наибольшие объемы лекарств в стоимостном выражении в нашу страну завозятся из Германии, России, Франции, Индии и Австрии. Причем европейские страны являются поставщиками более дорогих лекарств. Например, Германия, занимающая 4-е место в рейтинге по объемам импорта лекарств в натуральном выражении, на 1-м месте по импорту в стоимостном выражении. Франция, соответственно, на 7-м и 3-м местах, а Австрия – на 15-м и 4-м.

По итогам трех кварталов 2007 года импорт лекарственных средств в натуральном выражении из Германии вырос на 30,2%, из Франции – на 35,4, из Австрии – на 31,9%. В то же время импорт из России, традиционного поставщика дешевых лекарственных средств, снизился на 6,3%. В результате доля России уменьшилась на рынке с 34,1 до 29%. При этом и из России постепенно ввозятся более дорогие лекарства, в стоимостном выражении импорт из этой страны вырос на 13,1%. Помимо России, импорт из Украины и Китая также показал по итогам трех кварталов 2007 года отрицательный прирост –2,7 и –2,4% соответственно.

Больше покупают лекарств

Рынок, разумеется, растет не потому, что люди в нашей стране стали больше болеть. А потому, что растет покупательская способность потребителей. По данным Агентства по статистике РК, среднемесячная номинальная заработная плата в Казахстане с 2004-го по 2006 год росла ежегодно на 20% (см. график 3).

Кроме того, внедряются новые стандарты лечения, предусматривающие использование более дорогих препаратов. Дешевые ЛС замещаются дорогими – сегодня это главный фактор роста фармацевтического рынка.

«Все меньше компаний производят старую советскую номенклатуру по низким ценам, а делают ставку на более дорогие и современные лекарственные средства, – рассказал заместитель директора по маркетингу и продажам АО «Химфарм» Жадигер Абдуахапов. – Брендированные продукты с добавочной стоимостью лучше воспринимаются как провизорами и врачами, так и конечными потребителями. Следовательно, происходит сокращение количества недорогих препаратов, продающихся под международным непатентованным наименованием».

«Сегодня цены – уже не главное на этом рынке, – говорит в свою очередь Азиль Абельдинов. – Посетителю аптеки нужно качественное обслуживание: грамотное консультирование, внимание и профессионализм фармацевта, чистота, удобство и т.п.». А Батырбек Машкеев отмечает, что ассортиментная политика в регионах примерно такая же, как в Алматы.

Главный покупатель

Еще одним фактором роста фармрынка являются госзакупки. «На казахстанский рынок лекарств огромное влияние оказывает государственная поддержка: проводится много тендеров по закупке лекарственных средств, из госбюджета выделяется все больше средств на здравоохранение – это тоже существенно влияет на размер рынка», – говорит г-н Абельдинов. Примерно 30% рынка занимают государственные закупки. В 2006 году из республиканского и местного бюджетов на фармобеспечение в стационарах и на амбулаторном уровне было потрачено 300 млн долларов, в 2007-м этот показатель составил 430 млн долларов. По мнению дистрибьюторов, на государственные средства стало закупаться больше современных дорогостоящих лекарств – это позитивная тенденция.

Но в то же время в правительстве всерьез озабочены неэффективностью расходования бюджетных средств. Одна из проблем – децентрализация закупок. Примерно 20% лекарств закупается на республиканском уровне, остальные 80% на региональном. Это приводит к тому, что расхождение закупочных цен на препараты в зависимости от региона может составлять 100% и выше. Некоторые лекарства, закупаемые государством на севере по 300 тенге, на востоке закупаются по 1000.

В среднем по Казахстану наценка дистрибьютора составляет примерно 20–30%, столько же составляет наценка аптеки. В результате конечный потребитель получает лекарство с наценкой примерно в 60%.

По данным Министерства здравоохранения, дистрибьюторы не скупятся на наценки для государства, в некоторых регионах цена на ЛС, закупаемые по госзаказу, может в два раза превышать розничную. После того как на рынке лекарственного обеспечения были введены рыночные отношения (1995 год) и 98% фармацевтического рынка было передано в частные руки, рынок стал насыщаться современными препаратами, был устранен их тотальный дефицит. Но вместе с тем это привело к беспорядочному цено-образованию.

В правительстве также находят странным, что на рынке с такой большой долей госзакупок доминирующим фактором роста рынка является цена (см. график 4). Неконтролируемый рост цен уменьшает эффективность использования бюджетных средств, что уже заставило фонд «Казына» выступить с инициативой – создать национальную логистическую систему по снабжению лекарственными средствами медицинских учреждений (см. «Таблетка раздора», «ЭК» №40 за 2007 год).

Аптекари берут власть в свои руки

Укрупнение рынка приводит к увеличению оборотов уже действующих компаний и позволяет им открывать новые точки и создавать сети. «Появляются сильные розничные операторы – аптечные сети, которые могут сказать производителю: нет, будет так, как хочет потребитель. Мы формируем рынок, работая с потребителем – он диктует условия нам, а мы – нашим поставщикам, в том числе производителям. В этих условиях производителю ничего не остается, как приспосабливаться к новым условиям, менять свои маркетинговые стратегии, – говорит Азиль Абельдинов. – Правда, сегодня казахстанский розничный рынок лекарств находится на начальной стадии развития. Здесь пока еще не вполне сформировались правила игры. Розничных аптечных сетей в правильном понимании этого слова в Казахстане практически нет. Для характеристики сегодняшнего состояния фармацевтической розницы я бы применил термин “аптечное многоточие”. Даже если одному владельцу принадлежат 10–20 точек, на этом все заканчивается: нет единого бренда, нет единой системы обслуживания покупателей, нет единых стандартов и т.д. Каждой аптекой сети фактически управляют работающие в ней фармацевты».

И все же сетевые игроки вытесняют одиночек. «Идет укрупнение игроков, аптечных сетей. Я не вижу динамики открытия новых аптечных компаний. Сейчас выгоднее делать сети, выгодно иметь несколько аптек, – уверен Батырбек Машкеев. – В Казахстане зарегистрировано 7000 аптечных организаций, но их количество растет незначительными темпами. Количество открываемых аптек компенсируется количеством закрывшихся. Причем открываются аптеки в основном в рамках сетей, а закрываются частные».

Азиль Абельдинов отмечает консолидацию игроков в секторе дистрибуции. Первая пятерка дистрибьюторов контролирует более 60% рынка, хотя зарегистрировано свыше 200 оптовых фармкомпаний (см. таблицу 2). «В первую очередь будут набирать мощь алматинские компании, но и в регионах есть дистрибьюторы с большим потенциалом, которые в последние два года значительно увеличили свою долю на рынке. Они могут и дальше демонстрировать быстрый рост, в том числе за счет освоения рынков других регионов», – считает эксперт.

Таким образом, на нашем рынке наблюдается не столько появление новых игроков, сколько укрупнение уже имеющихся. Сети – это прозрачные компании, где уделяют внимание качеству. Там меньше контрафактной продукции, и это, безусловно, на руку потребителю. Растет сервис и качество продаваемых лекарств. Поскольку финансирование крупных операторов позволяет им тратить достаточные средства на правильную перевозку и хранение ЛС.

Впрочем, легкой жизни продавцам лекарств никто не гарантирует. «B конце 2007 года и начале нынешнего динамика роста рынка заметно снизилась. Мы считаем, что это результаты финансового кризиса – уменьшается платежеспособность населения», – рассказал Батырбек Машкеев. Финансовый кризис дает осложнения для работы дистрибьюторов. Сокращается выдача кредитов. Инфляция ведет к тому, что некоторые потребители вновь начинают отдавать предпочтение более дешевым препаратам, и динамика роста рынка снижается. Но в целом участники рынка настроены оптимистично. Все, кроме владельцев небольших аптек – им будущее не сулит ничего хорошего.

[inc pk='318' service='table'][inc pk='319' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики