«Улыбайтесь, это же все-таки иностранцы»

Въездной туризм – это хобби, зарабатывать приходится на выездном. Директор туристической фирмы Sky-Eagle Асель Алишерова считает, что развитию въездного туризма мешают общая дороговизна в РК и отсутствие налоговых стимулов для развития туркомпаний.

«Улыбайтесь, это же все-таки иностранцы»

– Асель, что же так мешает развитию въездного туризма?

– Бешеные цены. Во-первых, очень высокая цена отелей. У нас нефтяное государство, люди сюда едут именно по нефтяным делам, на какие-то выставки, гостиницу оплачивает компания. Поэтому для таких людей от 100 долларов за номер и даже дороже – это не цена. А если это туристы? Вот люди заинтересовались и собрались ехать в Казахстан. Нам говорят: нас семь человек, мы студенты, посчитайте, во что нам обойдется поездка. Когда я говорю, что трехзвездочный отель только с завтраком обойдется им в 50–70 долларов, наше общение заканчивается.

– В Казахстане принята программа по развитию туристического кластера. Это как-то повлияло на работу турфирм, в частности, вашей компании?

– Честно говоря – нет. Никто пока не идет навстречу турфирмам, и нет такого, чтобы люди в госорганах говорили – мы хотим развивать въездной туризм, давайте, для вас будут вот такие и такие льготы, только работайте. Пока эта программа – только заявление.

– А какие конкретно меры, на ваш взгляд, необходимо принять в первую очередь?

– Например, определить зоны, в которые мы сможем беспрепятственно возить туристов. Сделать специальный пропуск, по которому можно спокойно проезжать и не платить за каждого туриста. А то ведь просто стыдно – мало того, что везде шлагбаумы, так еще и как собирают деньги за проезд. У меня был такой случай в Иле-Алатауском национальном парке, когда вышли мужики и в очень грубой форме общались с нами на тему «чего вы хотите, давайте бабки платите». И пока мы не заплатили деньги, такое ощущение было, что мы не туристы, а браконьеры. Это было стыдно и неприятно. Одно хорошо – группа была из местных туристов, хоть позора не было. Вот и приходится ездить, заранее платить и упрашивать: «Вы их, пожалуйста, пропустите и улыбайтесь, это же все-таки иностранцы».

– Почему в Казахстане не так много компаний, желающих работать в сфере въездного туризма?

– Невыгодно. Нужно много вкладывать в этот бизнес. Вот смотрите, что я вкладываю, если работаю с Турцией, отправляя туда наших туристов? Ничего. Единственное, я вложилась в рекламу в газете – что я есть такая, и я вам в Турцию продам билет. Теперь если я работаю на внутреннем туризме. Вот мы планируем начать велосипедные туры. Я подсчитала: мне нужно купить минимум 10 хороших велосипедов, стоят по 80 тысяч тенге. То есть 800 тысяч тенге только на велосипеды. К ним надо палатки хорошие, 20–30 тысяч тенге каждая. Пусть 7 палаток – 140 тысяч тенге. Плюс карематы (туристские коврики) 60 тысяч тенге, плюс еще 50 тысяч тенге на мелочи. И еще к этому надо прибавить инструктора, которому я буду платить зарплату, работу менеджеров, рекламу. На рекламу уйдет 10 тысяч долларов. И еще всякие дорожные сборы… В общем, получается, чтобы проработать и открыть один маршрут, я должна вложить 50 тысяч долларов. Для небольшой турфирмы это серьезная сумма. Поэтому у меня работа с въездным туризмом пока называется хобби. -А зарабатываю на выездном.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики