Смотрите на прилавках

Генеральный директор одной из крупнейших в Казахстане аптечной сети «ЭМИТИ» Азиль Абельдинов рассказал о том, что сегодня можно встретить на прилавках аптек и чего там не хватает:

Смотрите на прилавках

– Мировым фармацевтическим рынком правит так называемая большая фарма – пятерка крупнейших транснациональных (американских и европейских) производителей, которые диктуют свои условия. Это инновационные компании, которые разрабатывают и внедряют оригинальные лекарственные препараты, то есть создают новые формулы. Они патентуют и производят препараты под своими собственными торговыми наименованиями и продвигают их по всему миру. Компании «большой фармы» тратят миллиардные бюджеты на разработку и продвижение своих инновационных продуктов и продают их очень дорого.

Когда срок патента оригинального препарата заканчивается, другие производители, работающие в странах Западной и Восточной Европы, Китае, Индии, Латинской Америке (Аргентина, Бразилия), в России и Украине получают право на производство его дешевых копий. Это так называемые генерики, или воспроизведенные препараты.

В Казахстане 90% фармпроизводителей – генериковые компании, выпускающие препараты-копии и не имеющие своих инновационных препаратов. Основная часть сырья, из которого в нашей стране производятся лекарства, импортируется. АО «Химфарм», казахстанский производитель лекарственных средств №1, обеспечивает более 60% всего отечественного производства фармпродукции, тоже генериковая. Оно выпускает товар хорошего качества и отличается достаточно высокой маркетинговой активностью.

В Казахстан активно импортируются европейские генерики. Здесь хорошо известны такие производители генериков из Восточной Европы, как «Гедеон Рихтер», ratiofarm, «Берлин-Хеми». Эти названия – бренды, которым доверяют: «сделано в Европе» звучит привлекательнее, чем «сделано в Казахстане, Китае или Индии».

В последние годы в аптечных продажах увеличивается доля биологически активных добавок к пище (БАДов). Но рынок этой продукции в Казахстане пока не сложился, нет даже адекватного законодательства, регулирующего обращение такой продукции. В основном она производится в Китае, Индии, России. Все БАДы дорогостоящие, и ни один из них не гарантирует положительного эффекта, так как не является лекарством. Большинство из них даже не проходит клинических испытаний. Тем не менее рынок этой продукции растет, она занимает все большую долю в оборотах аптек.

В то же время в аптечном ассортименте не хватает некоторых очень важных лекарств, например, так называемых сиротских, необходимых для лечения редких заболеваний. Спрос на них на таком небольшом рынке, как казахстанский, невелик, и производители не заинтересованы регистрировать их в нашей стране. Это нерентабельно, так как процедура государственной регистрации обходится производителю очень дорого – несколько тысяч долларов за одно наименование препарата в одной дозировке. Эти расходы не окупятся, если рынок сбыта очень мал, т.е. пациентов, нуждающихся в лечении препаратом,  лишь тысяча или того меньше. В Министерстве здравоохранения РК создана рабочая группа для изучения этой проблемы, разработки предложений по созданию условий, при которых производителям станет выгодно вводить сиротские лекарства на наш рынок. В частности, предполагается ввести для таких препаратов упрощенную процедуру государственной регистрации. А квалифицированные поставщики – дистрибьюторские и розничные фармацевтические компании с большим опытом работы – в республике имеются».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности