Лучшее время для MBA

Европейские МВА уверенно догоняют по популярности традиционные американские программы, и даже призрак глобального кризиса не сможет помешать этому процессу. Более того, рецессия окажет оживляющее воздействие на индустрию бизнес-образования

Лучшее время для MBA

Аббревиатура MBA то и дело мелькает на интернет-сайтах, в газетах и на книжных полках. Означать она может две вещи: либо «мастер бизнес-администрирования» (английское MBA – Master of Business Administration) – квалификационную степень в менеджменте, либо более распространенное использование – обобщающее название для программ, благодаря которым эту степень можно получить. В любом случае MBA, как правило, ассоциируется с обучением в элитных американских бизнес-школах.

Исторически такая ассоциация оправдана. Именно в Америке в 1881 году была открыта первая в мире специализированная бизнес-школа – Wharton Business School Пенсильванского университета. Здесь же в начале прошлого века появились и первые предшественники современного МВА – магистерские курсы в коммерции, которые предлагала Tuck School of Business при колледже Дартмут. В Европе МВА впервые была предложена в 1957 году университетом INSEAD во Франции. Только через семь лет заокеанскую инициативу подхватили в Испании (бизнес-школа IESE), а через год – в Великобритании – London Business School (LBS).

Во второй половине XX века считалось общепризнанным, что европейские вузы отстают от американских в вопросах подготовки будущих менеджеров. Однако в последние годы европейцы начали догонять американских наставников. Сегодня в Европе предлагается свыше 300 программ МВА, и их популярность стремительно растет.

Почему Европа?

Повышение спроса на европейские МВА нашло свое отражение в рейтингах МВА мировых бизнес-школ, которые публикуют ведущие экономические издания, такие как американские Business Week, The Economist, The Wall Street Journal. Самым свежим на сегодняшний день является рейтинг 100 наиболее престижных МВА-программ 2007 года, сформированный британской газетой Financial Times. По мнению экспертов, отличительной чертой этого рейтинга стало продвижение вверх европейских образовательных учреждений. Напротив, группу лидеров покинули такие зубры американского бизнес-образования, как Нью-Йоркский университет, Tuck School of Business и Йельский университет.

В то время как американские власти, опасающиеся террористов, ужесточают требования для получения визы, Европа старается предоставить будущим высококвалифицированным менеджерам наиболее благоприятные условия. Германия включила студентов и выпускников МВА в миграционную программу, направленную на увеличение доли квалифицированных трудовых мигрантов. Великобритания разрешила иностранным выпускникам 50 своих наиболее известных бизнес-школ оставаться в стране в течение одного года для того, чтобы иметь возможность трудоустроиться. Последние четыре года количество абитуриентов из Китая в ESADE увеличилось в 8 раз, из Индии – в 5 раз, и теперь европейские вузы отличаются большим интернациональным составом, нежели американские. И главное, если практически все американские МВА рассчитаны на два года, то в Европе можно получить степень за один академический год и за меньшие деньги. Но, как заметил Давид Станден, директор Instituto de Empresa: «Двухгодичная МВА рассчитана на тех, кто еще только готовится стать предпринимателем, в то время как настоящие бизнесмены умеют ценить и свое время, и свои деньги». Среднестатистическая стоимость курса МВА в 10 ведущих европейских бизнес-школах составляет 73 тыс. долларов США против 86 тыс. в Гарвардской бизнес-школе и 95 тыс. в Wharton.

Среди других преимуществ европейских МВА – более зрелый состав студентов, имеющих большой опыт практической работы (6–7 лет против 3–4 в США), а также возможность прослушать социально направленные бизнес-курсы (например, освещающие вопросы корпоративной социальной ответственности, социального предпринимательства и особенностей ведения бизнеса в развивающихся странах).

Америка не сдается

Впрочем, специалисты считают, что еще рано хоронить американские программы МВА. Несмотря на агрессивный маркетинг, который ведут в последние годы европейские вузы, большинство лидирующих бизнес-школ по-прежнему американские. Некоторые эксперты указывают на то, что с академической точки зрения годичный период обучения не позволяет полностью реализовать возможности для обучения за пределами классной комнаты – через студенческие клубы, конференции и академические программы. Кроме того, напряженный учебный график не оставляет студентам времени для неформального общения, а именно тогда закладываются основы для деловых контактов. Другим немаловажным аспектом американских МВА является наличие разветвленной сети бывших выпускников. В базе данных Wharton насчитывается 34 тыс. человек, получивших степень МВА. Для сравнения, только 14 тыс. менеджеров высшего звена имеют дипломы INSEAD. Далее, с точки зрения специалистов по найму, американские бренды МВА давно доказали свою эффективность в отличие от большинства европейских. А сам процесс по поиску и найму персонала среди выпускников МВА отлажен в США с большей эффективностью, чем в Европе.

Да и учебные программы американских бизнес-школ не стоят на месте. Постоянно идет поиск новых методов преподавания, включая такие направления, как работа в команде и участие в зарубежных проектах. Такие университеты, как Стенфордский, Колумбийский, Йельский недавно закончили модернизацию своих МВА-программ, и теперь они, по словам декана Йельского университета Джоэла Подольны, «в большей степени отвечают реалиям современного мира и потребностям наших студентов. Это привело к тому, что уже в этом году к нам в кампус пришло больше агентов по найму кадров, чем за любой предыдущий год».

Будущее

Но не окажутся ли позитивные элементы, которые наблюдаются в развитии программ МВА, заложниками надвигающейся глобальной рецессии? Парадоксально, но снижение экономической активности должно привести к увеличению числа желающих расширить свои образовательные горизонты и, следовательно, к процветанию программ МВА. В качестве примера можно привести ситуацию 2001–2002 годов, когда на волне резкого спада деловой активности, особенно в развитых странах, количество заявлений, поданных на участие в программах МВА, возросло в несколько раз. Как говорят специалисты, во времена экономического бума количество желающих учиться падает, так как не все готовы пожертвовать растущими заработными платами. Подавая же заявления в начале тяжелых времен, люди надеются, что к моменту выпуска ситуация на рынке изменится к лучшему. А если даже и нет, новая квалификация сделает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Практически все американские МВА рассчитаны на два года, а в Европе можно получить степень за один академический год и за меньшие деньги

Еще в 1999 году экономисты Плутархос Сакелларис и Антонио Сплимберго опубликовали результаты исследования зависимости между циклами экономической активности и количеством заявлений на прием в американские университеты от иностранных студентов. Как оказалось, существует устойчивая корреляция между числом абитуриентов и экономическим состоянием страны, из которой прибывают будущие студенты. Для студентов из развитых стран зависимость является контрциклической, то есть максимум заявлений приходился на спад экономической активности в стране. Для студентов из развивающихся стран зависимость противоположная – проциклическая, то есть количество заявлений увеличивалось по мере улучшения экономической жизни в стране.

Таким образом, считают эксперты, университеты, предлагающие МВА, сегодня находятся в беспроигрышной ситуации. Экономика развитых стран замедляется, состояние американской многие уже оценивают как рецессию – это приводит к росту числа студентов. С другой стороны, экономики развивающихся стран находятся в периоде бурного роста и, как ожидается, не сильно пострадают от ситуации на американском рынке. То есть число желающих получить степень мастера бизнес-администрирования в этих странах тоже увеличится.

[inc pk='313' service='table']
Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?