Магия двоих

Магия двоих

Без лишнего шума Роберт Плант и Элисон Краусс выпустили прекрасный совместный альбом, многими несправедливо оставшийся незамеченным.

С момента выхода Raising Sand прошло почти полгода, за это время альбом успел снискать и чартовый, и коммерческий успех, а также победить на пятидесятой, юбилейной церемонии вручения «Грэмми» в номинации Best Pop Collaboration with Vocals за песню Gone Gone Gone (Done Moved On). Но о пластинке до сих пор хорошо знают только по ту сторону Атлантики и отчасти в Старом Свете – у нас же Raising Sand остался неоцененным. Почему? Сложный вопрос. То ли из-за специфического жанра непопулярной у нас фолк-музыки, то ли из-за отсутствия должной информации об альбоме, то ли просто из-за дурного вкуса местного слушателя. Но Raising Sand, безусловно, заслуживает внимания, даже спустя столько времени после релиза.

Имена исполнителей, безусловно, громкие. С Робертом Плантом все и так ясно. Великий музыкант, один из лучших вокалистов в истории рок-музыки, человек, вместе с Джимми Пейджем символизирующий Led Zeppelin, голос нескольких поколений, настоящий рокер, каких сейчас уже, к сожалению, не делают. Одно его имя на обложке альбома гарантирует интерес со стороны слушателей и, что важнее, достойную музыкальную составляющую внутри. Пока слухи о воссоединении Led Zeppelin остаются только слухами, сам Плант гастролирует в поддержку Raising Sand, оказать внимание легенде можно, только слушая этот альбом.

Об Элисон Краусс вряд ли кто-то слышал за пределами Северной Америки – между прочим, она ценится в определенных кругах не меньше (если не больше) Планта. Краусс является возродительницей жанра блюграсс – по сути, очень консервативного варианта кантри, с небогатым постоянным набором инструментов: банджо, скрипки, добро-гитары. Бас и тем более ударные используются в блюграссе нечасто. Именно из блюграсса, кстати, в кантри пришел фирменный высокий вокал. Исполнители этого жанра ориентируются на традицию, их репертуар наполнен вариациями на тему канонических композиций – хоть какой-нибудь примеси других жанров здесь почти не допускается. Элисон Краусс стала одной из тех, кто не дал блюграссу, словно коренному американскому аборигену, кануть в Лету под напором современной тенденции к упрощению музыки и стиранию границ между жанрами. Помимо прочего, песни Краусс звучали во многих известных фильмах (например, в «О, где же ты, брат?» и «Горбатой горе»), на ее счету – 21 «Грэмми», больше, чем у любой другой женщины. Это сопоставимый по величине (как имени, так и таланта) дуэт, составленный представителями несопоставимых, кажется, направлений: многоисточная рок-музыка Планта, вобравшая в себя кроме блюзовых и восточные мотивы, и традиционная «белая» музыка Краусс, не подвергавшаяся изменениям, кажется, с момента зарождения – тем восхитительнее то, насколько гармоничную пару они составили.

Здесь, правда, обязательно надо упомянуть Ти-Боун Бернетта, замечательного музыканта и продюсера, создавшего легкий, невидимый, но крепкий скелет звучания Raising Sand. Бернетт, кстати, отдал полтора десятка лет своей творческой жизни только кинематографу и продюсированию, подбирая музыкальное сопровождение к фильмам (к тому же «О, где же ты, брат?») и находя родное звучание для многих музыкантов. Вполне возможно, именно благодаря ему, широте его взглядов и вкусов, дуэт Плант – Краусс на Raising Sand звучит и выглядит столь естественно. Не забудем и о гитаристе Марке Рибо, еще одном мастере и экспериментаторе, работавшем с Томом Уэйтсом.

Raising Sand – это сборник кавер-версий старых замечательных песен, среди авторов которых есть Сэм Филлипс, Джин Клар и тот же Том Уэйтс. Есть здесь и Please Read The Letter – песня с совместного альбома Планта и Пейджа Walking Into Clarksdale конца прошлого века. Вся магия пластинки заключается в том, что Краусс и Плант перепевают классику не с желанием показать ее в новом свете, а просто так, как они на это способны – в два прекрасных гармонизирующих голоса, с уважением к исходному материалу, с легкостью и виртуозностью. Музыка здесь вообще звучит естественно, без надрыва – будто она родилась такой и никакой другой быть не может. Эти люди никак не могли остаться в рамках заявленного фолк-рока и народной американской музыки, своеобразным трибьютом которой эта работа и является.

Грэмминосная Gone Gone Gone (Done Moved On), например, вобрала в себя нотки рокабилли, а открывающая альбом Rich Woman заставляет вернуться к ней сразу же – настолько эти блюзовые интонации влекут за собой. Stick With Me Baby – один из самых лучших номеров Raising Sand – искренний, гармоничный и честный гимн близости двух людей. Кажется, что этот час музыки, совершенно лишенный суеты и не имеющий ничего общего с тем безумием, что творится за окном, записан совершенно другими людьми в совершенно другом месте – будто бы это саундтрек к старому несуществующему фильму о свободной и просторной Америке, которую мы уже никогда не увидим.

Ну и главное. В Raising Sand, как в хорошем сборнике рассказов Марка Твена, каждый раз можно найти что-то только свое, звучащее именно для тебя здесь и сейчас. Эти 13 песен звучат из иного измерения, куда нам нет уже дороги, именно поэтому возможность соприкоснуться с ним посредством музыки упускать нельзя.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее