"Аэросвит" долетался

Крупнейший авиаперевозчик Украины "Аэросвит", хорошо известный в Казахстане, находится на грани банкротства. Собственник с радостью бы похоронил компанию, но этого не позволяет сделать государство, защищающее ее кредиторов

"Аэросвит" долетался

В конце декабря 2012 года крупнейший украинский авиаперевозчик "Аэросвит" подал в хозяйственный суд Киевской области заявление о банкротстве. Владелец компании, местный миллиардер Игорь Коломойский, не хочет поддерживать убыточный бизнес, который успел обрасти серьезными долгами.

Опасаясь за свои деньги, партнеры "Аэросвита" по всему миру стали один за другим задерживать его рейсы. Тысячи пассажиров и обслуживающего персонала самолетов компании на сутки-другие задерживались в аэропортах других стран - до тех пор, пока  авиаперевозчик не погасит долги перед аэропортами-партнерами.

В самой компании на проблемы с перевозками отреагировали своеобразно. "Аэросвит" обвинил во всех своих проблемах местные украинские интернет-СМИ, которые не без удовольствия стали сообщать о скором банкротстве одного из значимых активов миллиардера Коломойского. Тот, кстати, владеет в стране и крупнейшим банком, и рядом сырьевых активов.

У "Аэросвита" многомиллионные долги как перед зарубежными контрагентами, так и перед партнерами внутри страны. Поэтому Киевский аппеляционный хозяйственный суд отменил решение хозсуда Киевской области о начале процедуры банкротства авиакомпании. Понятно, что если компанию объявить банкротом, долги с нее взыскать будет невозможно.

Есть там проблемы и с работниками. Те, как только услышали, что практически все они будут уволены, стали выходить на акции протеста перед зданием местного правительства. Компания должна своим сотрудникам 19 млн гривен по зарплате. Это порядка 2,2 млн долларов.

На радость людям, кредитовавшим "Аэросвит", компания была должником и государства тоже. А местное правительство долгов не прощает - даже в отношении лояльных к режиму президента Януковича бизнесменов.

Тем не менее, становится более-менее очевидно, что развивать компанию собственник не торопится. Около 80 международных направлений "Аэросвита" у него уже отобрали компании-конкуренты. 16 января компания сообщила, что вводит временное расписание полетов до 31 января, согласно которому оставляет за собой оперирование всего шестью воздушными линиями: четырьмя международными - Нью-Йорк, Бангкок, Пекин и Ташкент, и двумя внутренними – Днепропетровск и Ивано-Франковск.

Есть надежда, что со временем все более-менее придет в норму. Испытывающий трудности "АэроСвит" начал продавать билеты на летний период. Компания при помощи государства уже ищет акционеров для допэмиссии.

Но актив, прямо скажем, выглядит "токсичным". Крупнейший общественно-политический журнал Украины "Корреспондент" полагает, что ситуация вокруг компании - это «не несчастный случай, а спланированная операция - человеком, который держит в своих руках все украинское небо". Есть эксперты, которые полагают так же. Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий, говорит, что проблемы "Аэросвита" начались еще в прошлом году, но руководство компании почему-то не торопилось их решать и продолжило плодить долги. Компания сознательно шла на это, набрала свыше 500 млн долларов долгов и кредиторских обязательств. В то же время ее активы оцениваются  менее чем в 200 млн долларов. Не исключено, что была разработана схема по уводу средств со счетов "Аэросвита" на другие активы владельцев компании, а ее долги просто решили "похоронить".

В целом, когда журналисты опрашивали местных экспертов, никто не мог дать внятного ответа: как компании удалось накопить столь огромные долги. Причем произошло это довольно быстро - всего за пару лет. Не иначе как какая-то грандиозная афера, раскрыть которую невероятно тяжело.

Взять кредит в зарубежных банках авиаперевозчик не торопится по той простой причине, что не хочет подвергать международному аудиту свой бизнес. Но понять, как накопились такие огромные долги у компании, которая контролирует от 50 до 80% местного рынка авиаперевозок, представить довольно трудно.

 

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом