Дорогие нам авиаторы

На казахстанский рынок пассажирских авиаперевозок выходят новые игроки с новыми маршрутами. Их появление приведет к увеличению конкуренции на рынке, но не заставит авиаторов пересмотреть ценовую политику

Дорогие нам авиаторы

С разницей в две недели в казахстанском небе начали полеты две авиакомпании – латвийская AirBaltic и чешская Czech Airlines. Первый регулярный рейс Алматы – Рига состоялся 18 апреля, Алматы – Прага – 2 мая.

И латвийская, и чешская авиакомпании предлагают казахстанцам совершать путешествия во многие европейские государства через свои домашние аэропорты. С предложением «из Алматы в Европу – и дальше» к казахстанцам уже обращаются несколько авиакомпаний. Lufthansa предлагает транзит через Франкфурт, KLM – через Амстердам, British Midland Airways– через Лондон, «КД авиа» – через Калининград (в хаб «Храброво» самолеты летят из Астаны). Теперь «дальше» можно отправиться через Ригу и Прагу – по статистике Czech Airlines, только 15% пассажиров авиакомпании остаются в Праге, остальные летят транзитом. Председатель совета директоров компании Travel System (генеральный агент Czech Airlines в Казахстане) Роман Хан ожидает, что многие казахстанские туристы воспользуются услугами чешских авиаторов для транзита в Северную Европу, Северную Америку и даже Северную Африку. В ближайшие полгода в Czech Airlines планируют перевезти по маршруту Алматы – Прага около 10 тыс. пассажиров. Для сравнения: пассажиропоток Lufthansa в Казахстане в 2007 году составил 60 тыс. человек.

Таким образом, выход новых игроков на европейском направлении может существенно изменить структуру рынка. Но ожидать, казалось бы, неизбежного снижения цен пассажирам не стоит – динамика рынка свидетельствует, что в ближайшие годы спрос на услуги перевозчиков будет расти опережающими темпами, позволяя последним держать свои тарифы.

Дорогая дорога в облака

Впрочем, новые игроки не упускают случая отметить, что их билеты дешевле, чем у Lufthansa или KLM. AirBaltic вообще позиционирует себя как авиакомпания low-cost. Перелет Алматы – Рига (по минимальному тарифу) стоит около 34 тыс. тенге, питание и провоз багажа оплачиваются отдельно. На таких же условиях – и дальше по Европе – от 50 евро. К растущей конкуренции на рынке авиаперевозок Казахстана в латвийской авиакомпании относятся спокойно. Лиене Дупате, представитель отдела корпоративных связей авиакомпании AirBaltic, отметила: «АirBaltic известна политикой низких цен, и это – наше конкурентное преимущество на казахстанском рынке».

По словам г-на Хана, сейчас самый дешевый тариф для рейса Алматы – Прага – Алматы – 126 тыс. тенге. «Спрос делает предложение, – говорит он и добавляет: – ценовая политика Czech Airlines будет хорошей для пассажира. Мы понимаем, что реально бороться с KLM, Lufthansa – основными перевозчиками в Европу – очень сложно, это очень крупные авиакомпании, и мы будем просто вынуждены продавать билеты дешевле, чем они». Для справки: билет Lufthansa по маршруту Алматы – Лондон – Алматы обойдется в 160 тыс. тенге.

Авиакомпании, предлагающие казахстанцам перелеты в Прагу, не особенно переживают по поводу начала полетов в Казахстан Czech Airlines. И снижать цены на это направление не собираются. «На пражском направлении у нас достаточно конкурентоспособные тарифы (от 70 тыс. тенге туда и обратно)», – говорит представитель «КД авиа» Елена Пеньковая. Уверены, что найдут своих пассажиров на Прагу и в «Эйр Астане»: «Считаем, что предложение “Эйр Астаны” на осуществление авиаперевозок по совместному с нашим интерлайн-партнером маршруту является конкурентоспособным. Так, минимальный тариф, предлагаемый нашей авиакомпанией, составляет 95,315 тыс. тенге, включая все сборы», – объяснила директор по связям с общественностью АО «Эйр Астана» Белла Тормышева. При этом она не исключила, что «сквозные тарифные предложения других авиаперевозчиков в страны Восточной Европы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения». «По мере обострения конкуренции цены могут пойти вниз. Но они определяются рыночными факторами, зависят от спроса и предложения», – такое мнение высказал представитель одной из европейских авиакомпаний. Тем не менее в Lufthansa снижения цен сейчас не планируют. Не собираются снижать цены на перелеты в Европу и в других авиакомпаниях. «В республике постепенно становится все больше людей, которые еще не могут позволить себе билеты Lufthansa или KLM, но уже могут позволить недорогой тур в Чехию или Европу. Естественно, раз такие потребности у людей появляются – их надо удовлетворять. И на рынок выходят компании, которые специализируются именно в этом сегменте», – объясняет генеральный менеджер авиакомпании Lufthansa по Казахстану, Кыргызстану и Узбекистану Андрэ Щебрюков.

Эй, товарищ, кто здесь крайний?

Однако говорить о том, что конкуренция вообще не обострится, нельзя. Она станет острее, правда, в каких именно сегментах рынка – вопрос дискуссионный. «Приход чешской авиакомпании, которая входит в крупнейший альянс Sky Team, откроет возможности для казахстанских пассажиров выбирать среди представленных на рынке авиакомпаний самые привлекательные предложения на авиаперевозки по европейским направлениям. Поэтому конкуренция на данных маршрутах обострится, в частности, это относится к таким крупным игрокам, как Lufthansa, KLM, British Airways», – считает г-жа Тормышева. «На европейском направлении полетов из Казахстана и так достаточно высокая конкуренция. И выход Czech Airlines с регулярными рейсами, безусловно, сделает конкуренцию острее», – соглашается Рене Койнцак, директор по маркетингу и ценообразованию авиакомпании Lufthansa в странах СНГ. Однако при этом в Lufthansa не считают чешскую авиакомпанию прямым конкурентом. «В отличие от нас, Czech Airlines скорее ориентированы на туристический рынок, а 80% клиентов Lufthansa – корпоранты. Поэтому я думаю, что непосредственно на нас появление на казахстанском рынке чешкой авиакомпании никак не скажется. Вероятно, более острой станет конкуренция между компаниями AirBaltic, “КД авиа”, Czech Airlines, работающими в туристическом сегменте», – говорит г-н Щебрюков.

Место под солнцем

В целом представители авиационных кругов считают, что казахстанский рынок международных перевозок ограничен по емкости, но до предела ему еще далеко. Эксперты комитета развития транспортной инфраструктуры республики предполагают, что до 2015 года авиаперелеты по внешним маршрутам увеличатся более чем в 5 раз – до 6,5 млн пассажиров (в 2007 году этот показатель, по данным Комитета гражданской авиации, составлял 907,996 тыс. человек). С приходом новых авиакомпаний возрастет объем перевозок на международных направлениях. «Места на казахстанском рынке хватит всем, он еще не заполнен», – считают в казахстанском представительстве British Midland Airways. А г-н Щебрюков отмечает: «Думаю, что на данный момент рынок потихонечку начинает насыщаться, и рост, огромный, как в последние годы, не будет таким сильным». Рост спроса на авиаперевозки несколько прошлых лет составлял около 20%, однако на 2008 год в Lufthansa прогнозируют совсем другие цифры: «Предполагаем, у нас рост составит 5–6%, а в 2007 году по количеству перевезенных пассажиров мы выросли почти на 28%, по финансовым показателям – почти на 20% – это чистая прибыль», – добавил Андрэ Щебрюков.

 В подготовке материала принимали участие Сергей Смирнов и Юрий Дорохов

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности