Полигон на тройку с плюсом

Развивающийся рынок сотовой связи в Таджикистане может стать площадкой для отработки новых телекоммуникационных технологий в Средней Азии – таджикские операторы приступили к внедрению стандарта 3,5G

Полигон на тройку с плюсом

Когда идешь по городу Душанбе, первое, что бросается в глаза – огромное количество рекламы операторов сотовой связи. Пожалуй, 70–80% билбордов продвигают их услуги. В то же время на улицах непривычно редко встречаются люди, говорящие по «соткам».

Но это несоответствие легко объяснимо. Рынок сотовой связи в Таджикистане еще только создается. Уровень проникновения составляет примерно 33% (для сравнения в Казахстане около 83%, в России – 128%). Но рост бурный: еще год назад уровень проникновения в Таджикистане не превышал 12%. За последний год рынок вырос вдвое по капитализации и достиг 160 млн долларов, на 30–40% вырос ARPU (средняя выручка на одного абонента) с 7 долларов до 9,5 доллара, выросло число абонентов. «Абонентская база выросла более чем в два раза – это достаточно серьезный показатель», – отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

Этот быстрорастущий рынок использует передовые технологии. И это несмотря на ряд сдерживающих факторов, например низкие доходы населения. По данным Нацбанка РТ, средняя зарплата составляет 204 доллара в месяц, по неофициальным оценкам – не превышает 100 долларов. По мнению технического директора ООО «Таком» (один из игроков на местном рынке) Андрея Адаева, слабое место отрасли – энергообеспечение. В некоторых местах вообще нет электроэнергии, и операторам приходится тянуть свои линии электропередачи или обеспечивать базовые станции дизелем. «У нас уже порядка 35–40% сети обеспечено дизелями, и мы постараемся довести эту цифру до 80%», – говорит менеджер. Также в стране не хватает линий волоконно-оптической связи, что вынуждает операторов использовать спутниковые каналы с небольшой пропускной способностью.

Но тем сильнее контраст технологического уровня таджикских операторов связи и их коллег из соседних стран. В конце апреля GSM Kazakhstan призвал уполномоченные органы Казахстана ускорить процесс внедрения телекоммуникационных сетей стандарта 3G (позволяют передавать данные со скоростью до 2 Мбит/сек.) в стране. В Таджикистане первые базовые станции стандарта 3G были установлены еще три года назад.

Жесткая борьба и мягкие судьи

Быстрому развитию сотовой связи способствуют три фактора. Во-первых, либеральная позиция регулятора – Министерства связи. «В Таджикистане достаточно просто получить лицензию, поэтому у нас 9 операторов», – свидетельствует коммерческий директор ООО «Таком» Елена Яковлева. Во-вторых, в этой стране достаточно слабо развита фиксированная связь. По словам г-жи Яковлевой, в горных районах (составляют 93% площади страны. – «ЭК») охват сотовой связью идет быстрее. Удешевляются телефоны: сегодня самая простенькая трубка может стоить около 60 долларов. «Сейчас, мне кажется, не имеет смысла развивать местную телефонную связь, поэтому все операторы очень активно развивают сотовую», – считает она. Г-н Савватин отмечает, что жители Таджикистана любят поговорить – MoU (среднее количество выговоренных минут одним абонентом в месяц) в этой стране превосходит более 200 минут, что, например, в два раза больше, чем на рынке Казахстана. Популярны международные переговоры – из 7 млн человек населения 1,5–2 млн ежегодно уезжают на заработки в другие страны.

Наконец, крупные российские и европейские игроки начали продвижение в Среднюю Азию, когда здесь уже появились достаточно сильные национальные операторы – но только не в Таджикистане. Там зарубежным связистам сразу удалось захватить прочные позиции. С собой они принесли современные методы завоевания потребителей.

Пять компаний продвигают в республике стандарт GSM и 4 – CDMA. При этом рынок фактически поделен между 5 игроками (см. график). Остальные компании занимают мизерную долю рынка, имея единичных клиентов.

Крупнейший – Babilon Mobile (более 740 000 абонентов) принадлежит местным акционерам. Сейчас российский МТС ведет переговоры о покупке контрольного пакета акций этой компании.

Вторым оператором на рынке является компания Indigo, которая фактически состоит из двух компаний: «Индиго-Таджикистан» (работает на юге страны) и «Сомонком» (на севере).

Пожалуй, самым активным на рекламном рынке является скандинавский оператор TeliaSonera – в прошлом году он через холдинг Fintur Holdings B.V. (имеет 51-процентную долю в GSM Kazakhstan) приобрел 100-процентный пакет акций «Сомонком» и 60% акций «Индиго Таджикистан». Под брендом Beeline работает компания «Таком», принадлежащая на 80% «Вымпелкому». Россияне пришли в 2005 году, и с тех пор доля «Таком» на рынке выросла с 3 до 20%.

Последний из операторов GSM, TT-Mobile, на 75% принадлежит российскому «Мегафону». Компания переживает не лучшие времена. Отмена тарифных предложений, подразумевающих низкие цены, несостоявшийся в середине 2007 года ребрендинг привели к ухудшению репутации компании. Несмотря на то что оператор имеет хорошую зону охвата, отсутствие интересных продуктов мешает ему наращивать долю рынка и активно привлекать абонентов.

TK Mobile работает в стандарте CDMA-2000. Его конкурентами в этом сегменте являются М-ТЕКО, SkyTel и «ТаджикТелеком», однако они занимают минимальную долю рынка. Стандарт CDMA развивается в Таджикистане за счет простоты и дешевизны тарифных планов. Помимо стоимости услуг играет роль стоимость конечного устройства (телефона), которая для данного стандарта составляет примерно 30–50 долларов. Важным конкурентным преимуществом TK Mobile стало распространение доступных телефонов, работающих в CDMA и уже подключенных к сети этого оператора.

Впрочем, по мнению Максима Савватина, после введения в декабре 2007 года принципа CPP (принцип «платит звонящий», Call Party Pays) ценовые войны несколько поутихли – рынок стабилизировался. «В 2008 году, я думаю, в Таджикистане будет постепенно расти роль дополнительных услуг, в частности мобильного Интернета, – считает эксперт. – Потенциал рынка, безусловно, еще не исчерпан, хотя в ближайшие 1–1,5 года темпы роста рынка будут постепенно замедляться, а в дальнейшем все будет зависеть от роста экономического благосостояния граждан Республики Таджикистан».

По мнению аналитика компании «Атон» Ирины Скворцовой, «с 2008-го по 2010 год уровень проникновения сотовой связи в Таджикистане может вырасти до 60–70%. Ежегодный темп роста рынка составит 15–20%».

Первые и единственные

Предпосылки для развития мобильного Интернета есть – в виде каналов стандартов 3G и 3,5G. Их продвижением занимаются 4 компании (Babilon Mobile, TT-Mobile, Indigo, «Таком»). Причем развитие высокоскоростных стандартов уже заметно повлияло на рынок: местные игроки предоставляют потребителям такие услуги, как видеозвонок, мобильное телевидение и др. А Интернет в Таджикистане разгоняется до 3,6 Мбит/сек. – это очень неплохо даже по меркам России, не говоря уже про Казахстан.

При внедрении 3G таджикским игрокам опять сыграла на руку неразвитость рынка. В России и Казахстане большой проблемой для развертывания 3G стало отсутствие свободных частот. В Таджикистане IT-технологии развивались слабо, в связи с чем частоты, необходимые для сети третьего поколения, остались незаняты, и операторы их получили без особых проблем.

Правда, как отмечает Ирина Скворцова, пока местные операторы не создали массового 3G-продукта. «Услуга не пользуется большим спросом, да и качеством тоже не отличается. Специфика 3G в Таджикистане в том, что она никак не вычленяется из общего набора сервисов и даже тарифицируется как стандартная GSM-услуга, то есть как обычный голосовой звонок или GPRS-передача», – говорит она. Возможно, причина в дороговизне абонентского оборудования – легальный телефон, поддерживающий сеть третьего поколения, стоит не меньше 200 долларов.

Зато несомненно, что иностранные компании, работающие в Таджикистане, получили возможность использовать страну как полигон для отработки новых технологий. «Например, оператор TT-Mobile (местная «дочка» российского «Мегафона») запустила 3G (первыми в Таджикистане) с целью тестирования этой технологии, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при запуске этой технологии в России», – отмечает Максим Савватин.

Но факт остается фактом: Таджикистан пока – первая и единственная страна в СНГ, где работает сеть третьего поколения, причем уже модифицированная до 3,5G. И пока в Казахстане и России решают свои проблемы, здесь готовятся к запуску 4G – просто мировые поставщики пока не готовы предоставить оборудование.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?