Богатый и больной

Казахстанского туриста любят за границей – наши соотечественники отличаются тугим кошельком и любовью к комфорту. Стремясь больше заработать на них, зарубежные игроки подумывают о выходе на розничный рынок РК

Богатый и больной

Бум на рынке выездного туризма в Казахстане закончился. С 2006 года, по данным Казахстанской туристкой ассоциации (КТА), рост рынка составлял 30–35% ежегодно. А международные туроператоры отмечали, что казахстанский рынок выездного туризма растет быстрее, чем в других странах СНГ. Директор по оперативной части компании Quality tours Айгуль Бурабаева подтвержает: «Казахстанский рынок раньше рассматривался как рынок СНГ, в Дубае не разделяли рынок Казахстана, рынок Украины, рынок России. Но сейчас Казахстан выделяют в отдельный сегмент рынка». Правда, в 2008 году большого роста рынка выездного туризма в Казахстане не ждут. С осени 2007-го до весны 2008-го наблюдался спад активности туристов – отмечает директор КТА Рашида Шайкенова, добавляя, что если количество выездных туристов нынешним летом будет не меньше, чем в 2007 году, это уже станет хорошим показателем. Впрочем, кризис ликвидности в Казахстане заметили не все представители туристического бизнеса. «Мы слышали от наших казахстанских партнеров, что здесь кризис, но, несмотря на это, уменьшения количества туристов не видим», – говорит директор компании «Нева-Турция» Рафаэль Акбаров, прогнозируя, что спрос на турпродукт в Казахстане будет по-прежнему расти. Как и цены на зарубежный отдых. Но казахстанцев это не пугает. Они и так не сторонники варианта «где бы отдохнуть, чтобы подешевле».

Отдохнуть и подлечиться

«Цены на турпутевки растут, но казахстанского туриста это не смущает, и спрос не падает», – в один голос утверждают представители турфирм, работающие на самых разных направлениях. Старший менеджер компании «Туран-Азия» Мунира Еспаева так характеризует отечественного покупателя турпродукта: «Казахстанский турист – это совсем другая категория, отличная от российского туриста. Российский берет самое дешевое, а когда наш турист едет в ту же Турцию – мы час-два обсуждаем все нюансы отеля, ресторана. Спрашивают не только о том, песчаный или галечный пляж, но и сколько ресторанов “а-ля кард” и есть ли отдельная беседка на берегу моря». Кроме того, представители турбизнеса отмечают, что большинство казахстанских туристов предпочитают лететь на отдых регулярными рейсами, а не чартерами. «С чартерами слишком часто случаются задержки – из 10 случаев половина, это точно. Поэтому, например, если есть альтернатива между регулярным рейсом «Эйр Астаны» и чартером «Турецких авиалиний», то чаще клиенты выбирают первый вариант», – привели пример в одной из турфирм. Кроме того, казахстанские туристы, отправляясь на отдых, как правило, выбирают 4-5-звездочные отели.

Директор представительства Czech-Tourizm в РФ и странах СНГ Хелена Свободова свою уверенность в том, что казахстанский турист отличается высокой платежеспособностью, подтверждает следующими фактами: в среднем на курорте Марианские Лазни (один из самых роскошных курортов Западной Чехии, известный целебными источниками) иностранный турист проводит 4,5 дня. Средний же срок пребывания на этом курорте казахстанца – 12 дней. Для справки – проживание в отеле в Марианских Лазнях обходится в среднем 100–150 евро в день. Г-жа Свободова отмечает, что особенно среди казахстанцев, отправляющихся в Чехию, востребован лечебный туризм: в те же Марианские Лазни ежегодно приезжает на 30% больше туристов из Казахстана. Правда, пока речь идет о 300 человеках в год. Лечебный туризм становится популярен у отечественных туристов и на других направлениях – SPA-процедуры в Арабских Эмиратах, аювердическое лечение в Индии, на курортах Керала.

Если луга – то альпийские, если поля – то Елисейские

Недешевые Италия, французская Ривьера, Канны, Монако – эти направления становятся все более интересны казахстанцам, но по-настоящему массовыми их пока не назовешь. Увеличить поток туристов в европейские страны, по мнению представителей турфирм, реально – «ведь люди устают из года в год ездить в Турцию», но для этого нужно упростить процедуру выдачи виз в страны Шенгена (многие посольства не работают с турфирмами, а требуют личного присутствия) и запустить чартеры. Но пока Европа остается для путешественников из РК достаточно эксклюзивным направлением. «Казахстанского туриста очень уважают в Швейцарии, – делится своими впечатлениями директор компании Via travel Влад Катаев. И объясняет: – Туристы из Казахстана, которые могут позволить себе приехать в Швейцарию, достаточно состоятельные люди, они заказывают самые лучшие номера, тратят деньги в ресторанах». Кроме того, по его словам, казахстанские туристы, как правило, заказывают тур по полной программе: «Им нужен переводчик, экскурсии, то есть все, что можно заказать заранее, они заказывают заранее, чтобы потом не возникало проблем. Дело в том, что у казахстанских туристов – в отличие от российских – еще присутствует языковой барьер».

Поездка в Швейцарию нашим туристам обходится в среднем в несколько тысяч евро. И поток туристов в этом направлении постоянно растет, глава Via travel приводит в подтверждение следующие цифры: «За те 4 года, что мы на рынке, количество туристов ежегодно растет на 30%». Правда, при этом стоит отметить, что речь идет лишь о десятках путешественников. Примерно такие же количественные показатели у туров на экзотические острова, в африканские страны (например, в ЮАР казахстанцы ездят на охоту), на чемпионаты по футболу, карнавалы, недели моды. Каждое такое путешествие обходится казахстанским туристам в несколько тысяч долларов. Спрос на подобные предложения в РК небольшой, но стабильный.

Во все стороны равны

Востребованными становятся и сравнительно новые направления, отечественные путешественники все больше интересуются экскурсионным туризмом. «Японского направления раньше совсем не существовало, люди не знали об этой стране. Сейчас оно становится все более популярным, в прошлом году мы отправили три большие группы. 38 человек – это уже большая группа», – рассказывает г-жа Еспаева, отмечая, что по желанию туриста в Японии можно не только осматривать достопримечательности, но и брать уроки икебаны.

Становятся все актуальнее путешествия в Индию – наряду с поездками к Саид-бабе казахстанцы едут туда совмещать экскурсии и пляжный отдых на Гоа. И уже не удивляются – «где водные горки, где все включено, где аниматоры». Однако  пляжный отдых зимой на Гоа пока не стал массовым явлением среди казахстанских туристов. В немалой степени потому, что туда нет чартерных рейсов и лететь приходится через Дели.

«Казахстанские туристы массово едут в Китай, но гораздо больше в шоп-туры, а не на экскурсии», – жалуется представитель туроператора из Пекина Вера Лю, добавляя, что по сравнению с Россией рекреационных туристов из Казахстана совсем мало. Правда, справедливости ради замечает, что структура спроса все-таки начинает меняться, и среди казахстанцев становится все более востребован, например, отдых на острове Хайнань. А вот Гонконг пока остается ими почти не замечен – огорчается заместитель генерального директора «Чайна Трэвел Сервис» (Гонгонг) ЛТД Георгий Кай, утверждая, что из 10 млн иностранных туристов, ежегодно приезжающих в Гонконг, казахстанцев, в лучшем случае, 100–200 человек.

Автобусные туры по Европе – одно из сравнительно новых предложений на туристическом рынке Казахстана, в отличие от России, где многие свое первое путешествие в Европу сделали именно таким образом. «Выездной туризм только начинает развиваться в Казахстане, и до России, до Москвы нам еще очень далеко, поэтому большинство турфирм предлагают стандартные направления – Египет, Эмираты, Таиланд, Турцию. И мало кто приходит с новыми предложениями», – объясняет генеральный директор турфирмы «Арго» Карина Секербаева. Полгода назад, когда ее фирма начала заниматься автобусными турами в Европу, желающих купить такую путевку было немного. Но с приближением сезона отпусков это направление становится все более популярным.

Чего еще ждать казахстанским туристам? Отдыха в прохладной Скандинавии, это направление на туристическом рынке собирается продвигать компания «Нева», и солнечной Аджарии – представитель департамента туризма Республики Аджария Малхаз Малакмадзе надеется, что курорты его родины в ближайшие годы смогут конкурировать с турецким направлением.

Туда, где нет виз…

Пока же самым популярным местом отдыха остается Турция и другие страны с безвизовым или упрощенным визовым режимом – Египет, ОАЭ, Малайзия, Таиланд. По оценкам представителей туристического бизнеса, количество отдохнувших в Турции за год казахстанских туристов составляет около 150 тыс. человек. Звучащие уже пару лет предположения о том, что «туристы вот-вот наедятся и перестанут ездить», не оправдываются. Пока все свидетельствует об обратном – популярность Турции только повышается. «В сезон не хватает мест ни в отелях, ни в самолетах», – рассказывает г-жа Секербаева, и это несмотря на то, что принимающая сторона ежегодно поднимает цены. Что неудивительно, добавляет Карина Секербаева: «Наплыв туристов увеличивается, мест не хватает, естественно, гостиницы повышают свои цены».

Цены на турпутевки растут, но казахстанского туриста это не смущает, и спрос не падает

В свою очередь г-н Акбаров отмечает, что цены на путевки в Турцию по сравнению с 2007 годом действительно повысились на 15–20%, однако «Турция – долларовая страна, и если это учесть, то получится, что реально цены поднялись на 10–12%».

О популярности в Казахстане турецкого направления свидетельствует и то, что чартерных рейсов становится туда все больше. «В прошлом сезоне их было 7–8 в неделю, а в 2008-м планируется до 13–18», – сообщил директор компании «Нева-Турция».

«На казахстанском рынке мы работаем несколько лет – с 2001-го, и за это время, если смотреть в процентном соотношении, казахстанский рынок увеличил свой трафик на направлении ОАЭ в пять раз. Эти данные справедливы и для нашей компании, и для рынка в целом», – говорит Айгуль Бурабаева, добавляя, что за последние годы качественно изменился состав казахстанских туристов – если раньше они ездили в Эмираты в шоп-туры, то сейчас 80% клиентов компании – это рекреационные туристы, которые выбирают 4-5-звездочные отели. Стоит отметить, что с ростом популярности этого направления во всем мире цены на отдых в ОАЭ становятся все выше – если в 2004–2005 годах стоимость 5-звездочные гостиницы была 200–300 долларов за номер, то сейчас средняя цена – от 400 до 2500.

Но все равно, по оценкам туркомпаний из Дубая, трафик туристов из РК в этом направлении увеличился за последний год на 90%.

Кто с путевкой к нам придет

Пожалуй, единственное качество наших туристов, на которое жалуются участники рынка, – несобранность. «Казахстанские туристы считают, что планируют заранее, когда планируют свой отпуск за месяц. А западные планируют за год, за полгода. Если бы клиенты научились планировать – туроператорам было бы легче вырабатывать стратегию на следующий год», – говорит г-жа Бурабаева.

Но это, конечно, не может отпугнуть участников рынка. Более того, в ближайшие год-два работающие на нем игроки, прежде всего иностранные, скорее всего, попытаются расширить свое присутствие. Пока зарубежные компании предпочитают работать с местными турагентствами, нежели создавать дочерние компании. Но все большее число туроператоров задумываются о создании в ближайшее время своего турагентства в Казахстане. В ходе прошедшей в конце апреля в Алматы международной туристической ярмарки представители российских, турецких, китайских, европейских туркомпаний неофициально признавались, что рассматривают такую возможность. Если их раздумья превратятся в реальность, это вызовет перекройку всего туристического рынка Казахстана – многим местным игрокам придется потесниться. Правда, это дело не самого ближайшего будущего – сначала иностранные фирмы хотят дождаться окончания кризиса на банковском рынке и стабилизации динамики спроса.

В подготовке материала принимали участие Юрий Дорохов и Александра Цай

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее