Богатый и больной

Казахстанского туриста любят за границей – наши соотечественники отличаются тугим кошельком и любовью к комфорту. Стремясь больше заработать на них, зарубежные игроки подумывают о выходе на розничный рынок РК

Богатый и больной

Бум на рынке выездного туризма в Казахстане закончился. С 2006 года, по данным Казахстанской туристкой ассоциации (КТА), рост рынка составлял 30–35% ежегодно. А международные туроператоры отмечали, что казахстанский рынок выездного туризма растет быстрее, чем в других странах СНГ. Директор по оперативной части компании Quality tours Айгуль Бурабаева подтвержает: «Казахстанский рынок раньше рассматривался как рынок СНГ, в Дубае не разделяли рынок Казахстана, рынок Украины, рынок России. Но сейчас Казахстан выделяют в отдельный сегмент рынка». Правда, в 2008 году большого роста рынка выездного туризма в Казахстане не ждут. С осени 2007-го до весны 2008-го наблюдался спад активности туристов – отмечает директор КТА Рашида Шайкенова, добавляя, что если количество выездных туристов нынешним летом будет не меньше, чем в 2007 году, это уже станет хорошим показателем. Впрочем, кризис ликвидности в Казахстане заметили не все представители туристического бизнеса. «Мы слышали от наших казахстанских партнеров, что здесь кризис, но, несмотря на это, уменьшения количества туристов не видим», – говорит директор компании «Нева-Турция» Рафаэль Акбаров, прогнозируя, что спрос на турпродукт в Казахстане будет по-прежнему расти. Как и цены на зарубежный отдых. Но казахстанцев это не пугает. Они и так не сторонники варианта «где бы отдохнуть, чтобы подешевле».

Отдохнуть и подлечиться

«Цены на турпутевки растут, но казахстанского туриста это не смущает, и спрос не падает», – в один голос утверждают представители турфирм, работающие на самых разных направлениях. Старший менеджер компании «Туран-Азия» Мунира Еспаева так характеризует отечественного покупателя турпродукта: «Казахстанский турист – это совсем другая категория, отличная от российского туриста. Российский берет самое дешевое, а когда наш турист едет в ту же Турцию – мы час-два обсуждаем все нюансы отеля, ресторана. Спрашивают не только о том, песчаный или галечный пляж, но и сколько ресторанов “а-ля кард” и есть ли отдельная беседка на берегу моря». Кроме того, представители турбизнеса отмечают, что большинство казахстанских туристов предпочитают лететь на отдых регулярными рейсами, а не чартерами. «С чартерами слишком часто случаются задержки – из 10 случаев половина, это точно. Поэтому, например, если есть альтернатива между регулярным рейсом «Эйр Астаны» и чартером «Турецких авиалиний», то чаще клиенты выбирают первый вариант», – привели пример в одной из турфирм. Кроме того, казахстанские туристы, отправляясь на отдых, как правило, выбирают 4-5-звездочные отели.

Директор представительства Czech-Tourizm в РФ и странах СНГ Хелена Свободова свою уверенность в том, что казахстанский турист отличается высокой платежеспособностью, подтверждает следующими фактами: в среднем на курорте Марианские Лазни (один из самых роскошных курортов Западной Чехии, известный целебными источниками) иностранный турист проводит 4,5 дня. Средний же срок пребывания на этом курорте казахстанца – 12 дней. Для справки – проживание в отеле в Марианских Лазнях обходится в среднем 100–150 евро в день. Г-жа Свободова отмечает, что особенно среди казахстанцев, отправляющихся в Чехию, востребован лечебный туризм: в те же Марианские Лазни ежегодно приезжает на 30% больше туристов из Казахстана. Правда, пока речь идет о 300 человеках в год. Лечебный туризм становится популярен у отечественных туристов и на других направлениях – SPA-процедуры в Арабских Эмиратах, аювердическое лечение в Индии, на курортах Керала.

Если луга – то альпийские, если поля – то Елисейские

Недешевые Италия, французская Ривьера, Канны, Монако – эти направления становятся все более интересны казахстанцам, но по-настоящему массовыми их пока не назовешь. Увеличить поток туристов в европейские страны, по мнению представителей турфирм, реально – «ведь люди устают из года в год ездить в Турцию», но для этого нужно упростить процедуру выдачи виз в страны Шенгена (многие посольства не работают с турфирмами, а требуют личного присутствия) и запустить чартеры. Но пока Европа остается для путешественников из РК достаточно эксклюзивным направлением. «Казахстанского туриста очень уважают в Швейцарии, – делится своими впечатлениями директор компании Via travel Влад Катаев. И объясняет: – Туристы из Казахстана, которые могут позволить себе приехать в Швейцарию, достаточно состоятельные люди, они заказывают самые лучшие номера, тратят деньги в ресторанах». Кроме того, по его словам, казахстанские туристы, как правило, заказывают тур по полной программе: «Им нужен переводчик, экскурсии, то есть все, что можно заказать заранее, они заказывают заранее, чтобы потом не возникало проблем. Дело в том, что у казахстанских туристов – в отличие от российских – еще присутствует языковой барьер».

Поездка в Швейцарию нашим туристам обходится в среднем в несколько тысяч евро. И поток туристов в этом направлении постоянно растет, глава Via travel приводит в подтверждение следующие цифры: «За те 4 года, что мы на рынке, количество туристов ежегодно растет на 30%». Правда, при этом стоит отметить, что речь идет лишь о десятках путешественников. Примерно такие же количественные показатели у туров на экзотические острова, в африканские страны (например, в ЮАР казахстанцы ездят на охоту), на чемпионаты по футболу, карнавалы, недели моды. Каждое такое путешествие обходится казахстанским туристам в несколько тысяч долларов. Спрос на подобные предложения в РК небольшой, но стабильный.

Во все стороны равны

Востребованными становятся и сравнительно новые направления, отечественные путешественники все больше интересуются экскурсионным туризмом. «Японского направления раньше совсем не существовало, люди не знали об этой стране. Сейчас оно становится все более популярным, в прошлом году мы отправили три большие группы. 38 человек – это уже большая группа», – рассказывает г-жа Еспаева, отмечая, что по желанию туриста в Японии можно не только осматривать достопримечательности, но и брать уроки икебаны.

Становятся все актуальнее путешествия в Индию – наряду с поездками к Саид-бабе казахстанцы едут туда совмещать экскурсии и пляжный отдых на Гоа. И уже не удивляются – «где водные горки, где все включено, где аниматоры». Однако  пляжный отдых зимой на Гоа пока не стал массовым явлением среди казахстанских туристов. В немалой степени потому, что туда нет чартерных рейсов и лететь приходится через Дели.

«Казахстанские туристы массово едут в Китай, но гораздо больше в шоп-туры, а не на экскурсии», – жалуется представитель туроператора из Пекина Вера Лю, добавляя, что по сравнению с Россией рекреационных туристов из Казахстана совсем мало. Правда, справедливости ради замечает, что структура спроса все-таки начинает меняться, и среди казахстанцев становится все более востребован, например, отдых на острове Хайнань. А вот Гонконг пока остается ими почти не замечен – огорчается заместитель генерального директора «Чайна Трэвел Сервис» (Гонгонг) ЛТД Георгий Кай, утверждая, что из 10 млн иностранных туристов, ежегодно приезжающих в Гонконг, казахстанцев, в лучшем случае, 100–200 человек.

Автобусные туры по Европе – одно из сравнительно новых предложений на туристическом рынке Казахстана, в отличие от России, где многие свое первое путешествие в Европу сделали именно таким образом. «Выездной туризм только начинает развиваться в Казахстане, и до России, до Москвы нам еще очень далеко, поэтому большинство турфирм предлагают стандартные направления – Египет, Эмираты, Таиланд, Турцию. И мало кто приходит с новыми предложениями», – объясняет генеральный директор турфирмы «Арго» Карина Секербаева. Полгода назад, когда ее фирма начала заниматься автобусными турами в Европу, желающих купить такую путевку было немного. Но с приближением сезона отпусков это направление становится все более популярным.

Чего еще ждать казахстанским туристам? Отдыха в прохладной Скандинавии, это направление на туристическом рынке собирается продвигать компания «Нева», и солнечной Аджарии – представитель департамента туризма Республики Аджария Малхаз Малакмадзе надеется, что курорты его родины в ближайшие годы смогут конкурировать с турецким направлением.

Туда, где нет виз…

Пока же самым популярным местом отдыха остается Турция и другие страны с безвизовым или упрощенным визовым режимом – Египет, ОАЭ, Малайзия, Таиланд. По оценкам представителей туристического бизнеса, количество отдохнувших в Турции за год казахстанских туристов составляет около 150 тыс. человек. Звучащие уже пару лет предположения о том, что «туристы вот-вот наедятся и перестанут ездить», не оправдываются. Пока все свидетельствует об обратном – популярность Турции только повышается. «В сезон не хватает мест ни в отелях, ни в самолетах», – рассказывает г-жа Секербаева, и это несмотря на то, что принимающая сторона ежегодно поднимает цены. Что неудивительно, добавляет Карина Секербаева: «Наплыв туристов увеличивается, мест не хватает, естественно, гостиницы повышают свои цены».

Цены на турпутевки растут, но казахстанского туриста это не смущает, и спрос не падает

В свою очередь г-н Акбаров отмечает, что цены на путевки в Турцию по сравнению с 2007 годом действительно повысились на 15–20%, однако «Турция – долларовая страна, и если это учесть, то получится, что реально цены поднялись на 10–12%».

О популярности в Казахстане турецкого направления свидетельствует и то, что чартерных рейсов становится туда все больше. «В прошлом сезоне их было 7–8 в неделю, а в 2008-м планируется до 13–18», – сообщил директор компании «Нева-Турция».

«На казахстанском рынке мы работаем несколько лет – с 2001-го, и за это время, если смотреть в процентном соотношении, казахстанский рынок увеличил свой трафик на направлении ОАЭ в пять раз. Эти данные справедливы и для нашей компании, и для рынка в целом», – говорит Айгуль Бурабаева, добавляя, что за последние годы качественно изменился состав казахстанских туристов – если раньше они ездили в Эмираты в шоп-туры, то сейчас 80% клиентов компании – это рекреационные туристы, которые выбирают 4-5-звездочные отели. Стоит отметить, что с ростом популярности этого направления во всем мире цены на отдых в ОАЭ становятся все выше – если в 2004–2005 годах стоимость 5-звездочные гостиницы была 200–300 долларов за номер, то сейчас средняя цена – от 400 до 2500.

Но все равно, по оценкам туркомпаний из Дубая, трафик туристов из РК в этом направлении увеличился за последний год на 90%.

Кто с путевкой к нам придет

Пожалуй, единственное качество наших туристов, на которое жалуются участники рынка, – несобранность. «Казахстанские туристы считают, что планируют заранее, когда планируют свой отпуск за месяц. А западные планируют за год, за полгода. Если бы клиенты научились планировать – туроператорам было бы легче вырабатывать стратегию на следующий год», – говорит г-жа Бурабаева.

Но это, конечно, не может отпугнуть участников рынка. Более того, в ближайшие год-два работающие на нем игроки, прежде всего иностранные, скорее всего, попытаются расширить свое присутствие. Пока зарубежные компании предпочитают работать с местными турагентствами, нежели создавать дочерние компании. Но все большее число туроператоров задумываются о создании в ближайшее время своего турагентства в Казахстане. В ходе прошедшей в конце апреля в Алматы международной туристической ярмарки представители российских, турецких, китайских, европейских туркомпаний неофициально признавались, что рассматривают такую возможность. Если их раздумья превратятся в реальность, это вызовет перекройку всего туристического рынка Казахстана – многим местным игрокам придется потесниться. Правда, это дело не самого ближайшего будущего – сначала иностранные фирмы хотят дождаться окончания кризиса на банковском рынке и стабилизации динамики спроса.

В подготовке материала принимали участие Юрий Дорохов и Александра Цай

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?