«Серые» победили «белых»

«Серые» победили «белых»

После двух лет экспансии крупнейший российский ретейлер мобильных телефонов – компания «Евросеть» уходит с рынка Узбекистана.

Первые сообщения о том, что компания намерена сократить свое присутствие на постсоветском пространстве, появилось в начале апреля. «Мы решили прекратить бизнес в странах Балтии, Узбекистане и Киргизии. Для «Евросети» экономически нецелесообразно продолжать там работу», – заявил тогда президент компании Алексей Чуйкин. Он также сообщил, что компания ведет переговоры о продаже дочерних розничных сетей в Литве, Латвии, Эстонии, Узбекистане и Киргизии. Ранее г-н Чуйкин сообщал, что продажи за пределами России составляют около 10% от общего оборота компании.

Некоторое время компания определялась – что же продать из своих активов. В частности, уточняла, что торговые точки в Киргизии продаваться не будут.

Несколько позже совладелец компании Евгений Чичваркин заявил РБК: «Нам не нравится вести бизнес в странах, где наблюдается избыточное регулирование экономики со стороны государства. В отличие от Украины и Казахстана, а также в какой-то мере Армении и при стабилизации политической ситуации в дальнейшем в Грузии, в таких странах, как Белоруссия, Киргизия, Узбекистан и страны Прибалтики, работать в дальнейшем будет все более проблематично».

Вскоре компания перешла от слов к делу. По данным «Эксперта Казахстан», к настоящему времени большинство ташкентских магазинов компании «Евросеть» уже не работает, и их место занимают другие арендаторы, которые торгуют разной цифровой техникой. На рынок этой страны «Евросеть» вышла два года назад, открыв сразу четыре салона связи в оживленных торговых точках Ташкента. Тогда компания стала пионером на рынке мобильных телефонов Узбекистана, она начала розничную продажу сотовых телефонов, завезенных в страну официально с уплатой всех необходимых таможенных платежей и пошлин. За два года количество магазинов компании по всей стране превысило два десятка. На первых порах бизнес «Евросети» развивался неплохо. Компания вышла в регионы. Потребители, для кого важна гарантия подлинности телефона, приобретали телефоны в салонах компании, несмотря на высокие цены. Но таких покупателей оказалось не так много. Цены в салонах ретейлера были выше, чем на «сером» рынке, подпитываемом контрафактной продукцией.

Несмотря на наличие годичной гарантии, возможность покупки в кредит, подлинность, фактор цены оказался главным. Сыграло свою роль и то, что ассортимент товаров в салонах со временем только уменьшался, а новые модели достигали магазинов компании в Узбекистане одними из последних. Да и новые завозы осуществлялись раз в несколько месяцев. Представитель «Евросети» Очир Манджиков поясняет, что рынки ряда постсоветских стран очень медленно двигались в сторону обеления, и как следствие – недобросовестная конкуренция со стороны неорганизованной несетевой торговли с демпингом по ценам отрицательно сказалась на бизнесе компании. Кроме того, по словам пресс-секретаря, компания неверно оценила скорость развития этих рынков – они оказались существенно медленнее, чем предполагалось. «Евросеть» будет ждать более цивилизованных условий в этих странах. Он также уточнил, что конкретных покупателей бизнеса «Евросети» в Узбекистане и Киргизии пока нет: в компании еще не принято окончательное решение по этому вопросу.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?