«Серые» победили «белых»

«Серые» победили «белых»

После двух лет экспансии крупнейший российский ретейлер мобильных телефонов – компания «Евросеть» уходит с рынка Узбекистана.

Первые сообщения о том, что компания намерена сократить свое присутствие на постсоветском пространстве, появилось в начале апреля. «Мы решили прекратить бизнес в странах Балтии, Узбекистане и Киргизии. Для «Евросети» экономически нецелесообразно продолжать там работу», – заявил тогда президент компании Алексей Чуйкин. Он также сообщил, что компания ведет переговоры о продаже дочерних розничных сетей в Литве, Латвии, Эстонии, Узбекистане и Киргизии. Ранее г-н Чуйкин сообщал, что продажи за пределами России составляют около 10% от общего оборота компании.

Некоторое время компания определялась – что же продать из своих активов. В частности, уточняла, что торговые точки в Киргизии продаваться не будут.

Несколько позже совладелец компании Евгений Чичваркин заявил РБК: «Нам не нравится вести бизнес в странах, где наблюдается избыточное регулирование экономики со стороны государства. В отличие от Украины и Казахстана, а также в какой-то мере Армении и при стабилизации политической ситуации в дальнейшем в Грузии, в таких странах, как Белоруссия, Киргизия, Узбекистан и страны Прибалтики, работать в дальнейшем будет все более проблематично».

Вскоре компания перешла от слов к делу. По данным «Эксперта Казахстан», к настоящему времени большинство ташкентских магазинов компании «Евросеть» уже не работает, и их место занимают другие арендаторы, которые торгуют разной цифровой техникой. На рынок этой страны «Евросеть» вышла два года назад, открыв сразу четыре салона связи в оживленных торговых точках Ташкента. Тогда компания стала пионером на рынке мобильных телефонов Узбекистана, она начала розничную продажу сотовых телефонов, завезенных в страну официально с уплатой всех необходимых таможенных платежей и пошлин. За два года количество магазинов компании по всей стране превысило два десятка. На первых порах бизнес «Евросети» развивался неплохо. Компания вышла в регионы. Потребители, для кого важна гарантия подлинности телефона, приобретали телефоны в салонах компании, несмотря на высокие цены. Но таких покупателей оказалось не так много. Цены в салонах ретейлера были выше, чем на «сером» рынке, подпитываемом контрафактной продукцией.

Несмотря на наличие годичной гарантии, возможность покупки в кредит, подлинность, фактор цены оказался главным. Сыграло свою роль и то, что ассортимент товаров в салонах со временем только уменьшался, а новые модели достигали магазинов компании в Узбекистане одними из последних. Да и новые завозы осуществлялись раз в несколько месяцев. Представитель «Евросети» Очир Манджиков поясняет, что рынки ряда постсоветских стран очень медленно двигались в сторону обеления, и как следствие – недобросовестная конкуренция со стороны неорганизованной несетевой торговли с демпингом по ценам отрицательно сказалась на бизнесе компании. Кроме того, по словам пресс-секретаря, компания неверно оценила скорость развития этих рынков – они оказались существенно медленнее, чем предполагалось. «Евросеть» будет ждать более цивилизованных условий в этих странах. Он также уточнил, что конкретных покупателей бизнеса «Евросети» в Узбекистане и Киргизии пока нет: в компании еще не принято окончательное решение по этому вопросу.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее