За черным покрывалом

Знаете ли вы, что на Земле есть места, где женщины не могут свидетельствовать в суде, не имеют права водить машину? Задумывались ли вы, что они чувствуют и как им живется под покрывалом мужского господства?

За черным покрывалом

Проникнуть за него и взглянуть на мир глазами носящей его женщины дает возможность книга журналистки Джин П. Сэссон.

Возможно, кого-то это и не удивит, ведь дискриминация женщин – привычное дело, которое не воспринимается иначе как естественный порядок вещей, особенно если ты – мужчина. До сих пор существуют человеческие сообщества и страны, основывающие социально-политическую систему на подавлении «слабого» и «порочного» пола. Книга Джин П. Сэссон «Мемуары принцессы» приоткрывает дверь в мир радикального сексизма. Как указывает автор, это документальное свидетельство, и в основе романа лежат воспоминания настоящей саудовской принцессы. На обложке книги изображена женщина в абайе (покрывале, срывающем лицо и тело) – видны только ее глаза. Это обычный облик саудовской женщины, а точнее – безликость. Это их черная униформа. Даже если ты принцесса (а принцесс среди многочисленных потомков династии аль-Саудов немало, семья может насчитывать до 20 и более детей) и у тебя много бриллиантов, демонстрировать их особенно некому и негде – общественная жизнь под запретом. Согласно царящим в Саудовской Аравии законам ислама женщина не может выразить индивидуальность ни одеждой и обликом, ни внутренним миром. Посредником между ней и внешним миром является мужчина. ОН говорит от лица женщины и лучше знает, что ей нужно.

Девочек могут выдать замуж уже в 12–13 лет. С началом первой менструации по саудовским законам они обязаны скрывать свои лица и тела. «Моя жизнь изменилась в одночасье. Я вошла на территорию базара личностью, в которой кипела жизнь, отражающаяся на лице всеми мыслимыми эмоциями, а ушла с нее безликим существом, укутанным в черное с головы до пят», – так описывает Султана покупку абайи и женскую инициацию. После этого девушка становится предметом купли-продажи, средством решения экономических или политических вопросов семьи. Это объясняется тем, что в Саудовской Аравии господствует такая форма ислама, как ваххабизм, который не приемлет всего нового и стремится возродить средневековье. Ваххабиты ставят женщину ниже мужчины в имущественном и в правовом отношении, считая ее неполноценной, ограничивая ее функциями рождения детей и служения мужчине.

Повествование о своей жизни принцесса Султана начинает с самого детства. Уже тогда проявились бунтарский характер и цепкий ум девочки, вычленивший главную причину несправедливости жизни. Казалось бы, внешне импульсивные поступки ребенка сопровождаются разумными объяснениями уже взрослой женщины. Мальчик – всегда желанный ребенок, наследник отца. Девочкам же в лучшем случае рады меньше, а в худшем – по древним обычаям, которые, как рассказывает принцесса, кое-где еще живы до сих пор, их закапывали заживо. Султану и ее сестер с детства отталкивал и игнорировал отец, балуя сына. Круг общения героини – мать, сестры, служанки и подруги, воплощающие разные характеры: одна по-житейски мудрая и стойкая, другая робкая и покорная, третья безумная, вещая пифия. Но их, сестер по несчастью, в этой истории объединяет одно – им выпало родиться женщинами в мире непререкаемого господства мужчин.

Мы видим, что рабское положение женщины, запреты на общение между разными полами становятся причиной нездоровья общества. Невеста, свадьба, а также содержание жены стоят дорого. Работающая женщина – позор для мужа, она не имеет права трудиться без его разрешения, не может сделать карьеру, быть социально и экономически полезной обществу. Ее удел – тяжелый домашний труд, если муж беден, и безделье, если богат. Заключить брак могут далеко не все. В результате женщина превращается в объект плотского вожделения и нередко насилия. В обществе процветают и гомосексуальные отношения. Строгое разделение общества, как традиционного дома, на две половины, мужскую и женскую, делает невозможным гармоничные, взаимодополняющие отношения полов. Господство одной части социума за счет подавления другой делает несчастными не только угнетаемых, но и их угнетателей. Такое общество уязвимо, подвержено кризисам и противоречиям. Нереализованная и подавляемая сексуальная энергия мужчин, скапливающаяся в недрах коллективного бессознательного, объясняет агрессию, истероидность и надрывную пассионарность религиозных экстремистов, хватающихся за автоматы и надевающих пояса шахидов. Все исламские фундаменталисты, придя к власти, начинают с введения шариата, с социального и сексуального порабощения женщины.

Сегодня права женщин являются неотъемлемой частью всеобщих прав человека. Но не везде сексизм подвергается такому же осуждению, как расизм и национализм. Ничто и никто не убедит меня, что абайя – это красиво и удобно, что рабство предпочтительней свободы, а ислам – самая лучшая религия. Утверждать, что насилия хотят сами женщины, – не просто цинизм, а преступление. Так говорят обычно мужчины, знающие лучше, где место женщины, либо женщины с привитой с детства рабской психологией. Книгу уже окрестили антиисламской пропагандой. Но она не о религии, а о людях, использующих ее положения в своих интересах. Не все в книге до последнего слова документальный факт. Хотя это художественная литература, но правда. В книге дан анализ сексистского общества и ухвачена его суть. Это многим и не нравится. Обличать во лжи роман можно сколько угодно, но такие факты из истории Саудовской Аравии, как официальная отмена рабства в 1962 году и открытие первых школ для девочек годом позже, свидетельствуют сами за себя.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики