Гофрированный бизнес

Рынок картона в Казахстане стоит на пороге переструктуризации: мелких и средних игроков будут вытеснять и скупать крупные казахстанские и зарубежные компании

Гофрированный бизнес

Недавнее сообщение о покупке крупнейшим игроком на рынке гофрокартона, АО «Казахстан Кагазы», в рассрочку транспортно-логистической компании «Астана Контракт» вызвало недоумение у участников рынка. У них сложилось стойкое впечатление, что после прошлогодней покупки «Казупак Лтд» «Казахстан Кагазы» настроено расширять бизнес за счет поглощения своих прямых конкурентов. Еще более интригу подогревало молчание представителей «Казахстан Кагазы» и нежелание топ-менеджмента комментировать последние приобретения (общаться с «Экспертом Казахстан» по поводу рыночной стратегии компании в «Казахстан Кагазы» также отказались). Поэтому в среде бумажников активно муссировалась версия о том, что, потеряв интерес к профильной деятельности, кагазинцы перенаправили денежные потоки и будут зарабатывать деньги в других сегментах экономики, в частности, в сфере логистики, тем более что в составе «Казахстан Кагазы» есть еще «Peak», специализирующееся на девелоперской деятельности (см. справку). Предположение логично – ведь условия работы на рынке картона становятся менее выгодными, чем раньше.

Уравнение с неизвестными

Внимание к сделкам «Казахстан Кагазы» объясняется просто – это крупнейший игрок на рынке, и каждое его телодвижение способно изменить расклад сил. Вместе с Илийским КБК и семипалатинским «Казполиграфом» «Казахстан Кагазы» входит в тройку лидеров по выпуску гофрокартона и гофротары. По нашим данным, он производит около 6,5 млн кв. м картона в месяц, по 3,5 млн – Илийский КБК и «Казполиграф», около 0,8 млн – ІСКЕ САТ COMPANY. При этом не стоит забывать, что мелкие и средние компании тоже имеют свою долю на рынке на уровне 20–25%. Фактически это 10–12 оптовиков, куча филиалов и множество посредников.

Объемы казахстанского рынка картона оценить сложно. Это связано с тем, что сами компании не хотят давать объективную информацию о своей коммерческой деятельности.

По оценке генерального директора ТОО «Алма Папер» Рафаиля Кадикова, общая потребность казахстанского рынка во всех видах картона в 2007 году составила примерно 70 тыс. тонн, из них на долю российского картона для плоских слоев гофрокартона (импортируемого Илийским КБК, «Казполиграфом» и «Казахстан Кагазы») пришлось не менее 33 тыс. тонн. В денежном выражении емкость рынка картона можно оценить на уровне 44–45 млн долларов, в том числе 16–17 млн – на импорт картона для плоских слоев. Путем расчетов можно вывести ежемесячную потребность страны в картоне для плоских слоев и бумаге для гофрирования (сырье, путем склеивания которого получают гофрокартон). Она составляет в среднем 4 тыс. тонн картона для плоских слоев и 3 тыс. тонн бумаги для гофрирования.

Вице-президент Ассоциации полиграфистов РК Евгений Люц считает, что емкость казахстанского рынка в 3 раза больше заявляемой. Благодаря этому отложенному спросу картонный бизнес, по его мнению, с начала 2000-х годов растет в среднем по 20% в год.

Кроме того, на рынке готовой гофротары определенная, не поддающаяся оценке доля приходится на контрабанду из соседнего Китая. «Китайцам казахстанский рынок для серьезной долгосрочной работы на нем не интересен, – утверждает г-н Люц. – Но на уровне продать вагон гофротары в Урумчи для Казахстана – нет проблем. Для Китая это розница, для нас – хорошая оптовая закупка».

Рынок сильно зависит от цен, которые выставляют нашим компаниям российские ЦБК. Почти 90% завозимого в Казахстан сырья для производства гофроупаковки (в денежном выражении около 100 млн долларов) имеет российское происхождение. Только в 2007 году российские производители 6–7 раз поднимали цену на бумагу и картон. Естественно, автоматически снижается рентабельность казахстанского бизнеса и инвестиционная привлекательность отрасли.

«Малыши» на рынке

«Серый» экспорт, давление со стороны крупных игроков и кризис ликвидности сильно задели ряд производителей картона из числа мелких и средних компаний. Они начали сокращать объемы производства. Эта тенденция стала очевидной в феврале текущего года. «Связана она с ростом тарифов естественных монополий, – уверена начальник отдела сбыта ІСКЕ СAТ COMPANY Дана Райханова, – себестоимости продукции, в результате чего казахстанский производитель теряет свою конкурентоспособность на потребительском рынке».

Специфика мелких и средних компаний в том, что они делают гофротару с минимальным набором техники. Поставив оборудование по склейке картона (оно умещается в комнате 4 х 5 метров) для плоских слоев и бумаги для гофрирования, они покупают сырье у крупных отечественных производителей – «Казахстан Кагазы» и Илийского КБК. Можно также покупать сырье в России, но тогда продукция «малышей» окажется более дорогой. При этом цены на сырье в Казахстане и России примерно одинаковые (400–600 долларов за тонну картона в зависимости от его качества), но транспортировка делает российское сырье дорогим.

Крупные предприятия тоже испытывают затруднения. Их проблемы связаны с ростом дебиторской задолженности. Так, к примеру, по итогам девяти месяцев прошлого года дебиторская задолженность «Казахстан Кагазы» составила немногим более 11 млрд тенге.

Но несмотря на трудности, мелкие и средние компании порой доставляют более крупным конкурентам много хлопот. По признанию г-на Люца, «маленькие карагандинские компании практически выгрызают у крупных игроков мелкие тиражи на картонную упаковку».

Большая картонная тройка

Крупные компании предпринимают ответные действия. В виде поглощения небольших предприятий. Свидетельством тому покупка кагазинцами компании «Казупак Лтд».

Эксперты не склонны рассматривать эту покупку с точки зрения повышения капитализации компании. 100% акций было приобретено всего за 5 млн долларов, при этом «Казахстан Кагазы» приняло на себя долговые обязательства в размере 3 млн долларов. Как предполагает Евгений Люц, «Казахстан Кагазы» купило конкурента с целью снижения бизнес-рисков за счет выхода на рынок мелкотиражной упаковки, на чем и специализировался «Казупак Лтд».

По мнению участников рынка, «Казахстан Кагазы» предпринимало ряд попыток консолидировать рынок гофрокартона. «Но продолжительное время такая монополия в условиях современного саморегулирующегося рынка существовать не может, – уверяет г-н Кадиков. – В случае необоснованного монопольного повышения цен на рынок неизбежно придут другие крупные игроки, которые предложат оптимальные цены». В числе наиболее вероятных потенциальных конкурентов – крупные российские и китайские производители гофропродукции, они могут предпочесть прямые договора с крупными потребителями картона и гофротары из Казахстана существующей сети дилеров.

Таким образом, в перспективе можно ожидать ужесточения борьбы в сегменте мелких и средних игроков, производящих и продающих (или перепродающих) картон. Их будут вытеснять и покупать как россияне, так и ведущие казахстанские компании. А вот слияний в «большой тройке» ждать не приходится – по всем имеющимся в распоряжении «Эксперта Казахстан» прогнозам, «Казахстан Кагазы», Илийский КБК и «Казполиграф» не будут поглощать друг друга по простой причине: люди, стоящие за этими активами, не готовы продавать бизнес. Несмотря на снижение маржи, его рентабельность остается на уровне 5–20%, что позволяет получать неплохую прибыль.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее