Гофрированный бизнес

Рынок картона в Казахстане стоит на пороге переструктуризации: мелких и средних игроков будут вытеснять и скупать крупные казахстанские и зарубежные компании

Гофрированный бизнес

Недавнее сообщение о покупке крупнейшим игроком на рынке гофрокартона, АО «Казахстан Кагазы», в рассрочку транспортно-логистической компании «Астана Контракт» вызвало недоумение у участников рынка. У них сложилось стойкое впечатление, что после прошлогодней покупки «Казупак Лтд» «Казахстан Кагазы» настроено расширять бизнес за счет поглощения своих прямых конкурентов. Еще более интригу подогревало молчание представителей «Казахстан Кагазы» и нежелание топ-менеджмента комментировать последние приобретения (общаться с «Экспертом Казахстан» по поводу рыночной стратегии компании в «Казахстан Кагазы» также отказались). Поэтому в среде бумажников активно муссировалась версия о том, что, потеряв интерес к профильной деятельности, кагазинцы перенаправили денежные потоки и будут зарабатывать деньги в других сегментах экономики, в частности, в сфере логистики, тем более что в составе «Казахстан Кагазы» есть еще «Peak», специализирующееся на девелоперской деятельности (см. справку). Предположение логично – ведь условия работы на рынке картона становятся менее выгодными, чем раньше.

Уравнение с неизвестными

Внимание к сделкам «Казахстан Кагазы» объясняется просто – это крупнейший игрок на рынке, и каждое его телодвижение способно изменить расклад сил. Вместе с Илийским КБК и семипалатинским «Казполиграфом» «Казахстан Кагазы» входит в тройку лидеров по выпуску гофрокартона и гофротары. По нашим данным, он производит около 6,5 млн кв. м картона в месяц, по 3,5 млн – Илийский КБК и «Казполиграф», около 0,8 млн – ІСКЕ САТ COMPANY. При этом не стоит забывать, что мелкие и средние компании тоже имеют свою долю на рынке на уровне 20–25%. Фактически это 10–12 оптовиков, куча филиалов и множество посредников.

Объемы казахстанского рынка картона оценить сложно. Это связано с тем, что сами компании не хотят давать объективную информацию о своей коммерческой деятельности.

По оценке генерального директора ТОО «Алма Папер» Рафаиля Кадикова, общая потребность казахстанского рынка во всех видах картона в 2007 году составила примерно 70 тыс. тонн, из них на долю российского картона для плоских слоев гофрокартона (импортируемого Илийским КБК, «Казполиграфом» и «Казахстан Кагазы») пришлось не менее 33 тыс. тонн. В денежном выражении емкость рынка картона можно оценить на уровне 44–45 млн долларов, в том числе 16–17 млн – на импорт картона для плоских слоев. Путем расчетов можно вывести ежемесячную потребность страны в картоне для плоских слоев и бумаге для гофрирования (сырье, путем склеивания которого получают гофрокартон). Она составляет в среднем 4 тыс. тонн картона для плоских слоев и 3 тыс. тонн бумаги для гофрирования.

Вице-президент Ассоциации полиграфистов РК Евгений Люц считает, что емкость казахстанского рынка в 3 раза больше заявляемой. Благодаря этому отложенному спросу картонный бизнес, по его мнению, с начала 2000-х годов растет в среднем по 20% в год.

Кроме того, на рынке готовой гофротары определенная, не поддающаяся оценке доля приходится на контрабанду из соседнего Китая. «Китайцам казахстанский рынок для серьезной долгосрочной работы на нем не интересен, – утверждает г-н Люц. – Но на уровне продать вагон гофротары в Урумчи для Казахстана – нет проблем. Для Китая это розница, для нас – хорошая оптовая закупка».

Рынок сильно зависит от цен, которые выставляют нашим компаниям российские ЦБК. Почти 90% завозимого в Казахстан сырья для производства гофроупаковки (в денежном выражении около 100 млн долларов) имеет российское происхождение. Только в 2007 году российские производители 6–7 раз поднимали цену на бумагу и картон. Естественно, автоматически снижается рентабельность казахстанского бизнеса и инвестиционная привлекательность отрасли.

«Малыши» на рынке

«Серый» экспорт, давление со стороны крупных игроков и кризис ликвидности сильно задели ряд производителей картона из числа мелких и средних компаний. Они начали сокращать объемы производства. Эта тенденция стала очевидной в феврале текущего года. «Связана она с ростом тарифов естественных монополий, – уверена начальник отдела сбыта ІСКЕ СAТ COMPANY Дана Райханова, – себестоимости продукции, в результате чего казахстанский производитель теряет свою конкурентоспособность на потребительском рынке».

Специфика мелких и средних компаний в том, что они делают гофротару с минимальным набором техники. Поставив оборудование по склейке картона (оно умещается в комнате 4 х 5 метров) для плоских слоев и бумаги для гофрирования, они покупают сырье у крупных отечественных производителей – «Казахстан Кагазы» и Илийского КБК. Можно также покупать сырье в России, но тогда продукция «малышей» окажется более дорогой. При этом цены на сырье в Казахстане и России примерно одинаковые (400–600 долларов за тонну картона в зависимости от его качества), но транспортировка делает российское сырье дорогим.

Крупные предприятия тоже испытывают затруднения. Их проблемы связаны с ростом дебиторской задолженности. Так, к примеру, по итогам девяти месяцев прошлого года дебиторская задолженность «Казахстан Кагазы» составила немногим более 11 млрд тенге.

Но несмотря на трудности, мелкие и средние компании порой доставляют более крупным конкурентам много хлопот. По признанию г-на Люца, «маленькие карагандинские компании практически выгрызают у крупных игроков мелкие тиражи на картонную упаковку».

Большая картонная тройка

Крупные компании предпринимают ответные действия. В виде поглощения небольших предприятий. Свидетельством тому покупка кагазинцами компании «Казупак Лтд».

Эксперты не склонны рассматривать эту покупку с точки зрения повышения капитализации компании. 100% акций было приобретено всего за 5 млн долларов, при этом «Казахстан Кагазы» приняло на себя долговые обязательства в размере 3 млн долларов. Как предполагает Евгений Люц, «Казахстан Кагазы» купило конкурента с целью снижения бизнес-рисков за счет выхода на рынок мелкотиражной упаковки, на чем и специализировался «Казупак Лтд».

По мнению участников рынка, «Казахстан Кагазы» предпринимало ряд попыток консолидировать рынок гофрокартона. «Но продолжительное время такая монополия в условиях современного саморегулирующегося рынка существовать не может, – уверяет г-н Кадиков. – В случае необоснованного монопольного повышения цен на рынок неизбежно придут другие крупные игроки, которые предложат оптимальные цены». В числе наиболее вероятных потенциальных конкурентов – крупные российские и китайские производители гофропродукции, они могут предпочесть прямые договора с крупными потребителями картона и гофротары из Казахстана существующей сети дилеров.

Таким образом, в перспективе можно ожидать ужесточения борьбы в сегменте мелких и средних игроков, производящих и продающих (или перепродающих) картон. Их будут вытеснять и покупать как россияне, так и ведущие казахстанские компании. А вот слияний в «большой тройке» ждать не приходится – по всем имеющимся в распоряжении «Эксперта Казахстан» прогнозам, «Казахстан Кагазы», Илийский КБК и «Казполиграф» не будут поглощать друг друга по простой причине: люди, стоящие за этими активами, не готовы продавать бизнес. Несмотря на снижение маржи, его рентабельность остается на уровне 5–20%, что позволяет получать неплохую прибыль.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики