Бег без барьеров

Власти Казахстана снимают административные ограничения, осложнявшие ведение бизнеса в стране. Деловые круги считают, правительство сделало лишь первые шаги на пути облегчения условий работы компаний

Бег без барьеров

В минувший четверг сенат парламента Казахстана одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». По данным «Интерфакса», главная цель проекта – упрощение процедуры регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства. До сих пор минимальный срок госрегистрации (три дня) действовал лишь в отношении субъектов малого предпринимательства, теперь этот порядок планируется распространить и на крупные компании, которые приняли решение действовать на основании типового устава.

Таким образом, власти РК сделали еще один шаг на пути упрощения условий ведения бизнеса в стране. В последние месяцы правительство уже приняло ряд постановлений в этом направлении, касающихся малого и среднего бизнеса (МСБ). Особенно урожайным выдался май. На момент подписания номера журнала в печать постановления еще не были опубликованы – ожидается, что это произойдет в ближайшее время. Однако известно, что согласно новеллам ряд отраслей выведен из сферы обязательной сертификации деятельности, смягчены требования по лицензированию некоторых сфер деятельности. В планах властей – реорганизовать систему проверок МСБ так, чтобы, по словам министра индустрии и торговли РК Владимира Школьника, с минимальной численностью проверяющих эффективно выявлять нарушителей закона, не трогая добропорядочных предпринимателей.

Действия правительства вызвали неоднозначную реакцию делового сообщества. Так, в заявлении «Союза “Атамекен”» отмечается, что сам союз и входящие в него 96 бизнес-ассоциаций «выражают поддержку и признательность правительству… за реальное содействие нуждам и интересам предпринимателей». Однако нашлись и те, кто считает меры, принятые правительством, недостаточными. Более того, существуют опасения, что если снятие административных барьеров не будет сопровождаться разработкой замещающих их механизмов контроля над деятельностью участников рынка, это может подтолкнуть недобросовестных предпринимателей к противоправным действиям. Реакцией на это может стать восстановление прежних административных барьеров или даже ужесточение условий ведения бизнеса.

Все ниже, и ниже, и ниже…

Можно выделить несколько побудительных мотивов, заставивших власти озаботиться проблемой облегчения условий ведения бизнеса для небольших компаний. Проблемы бизнес-сообщества в РК настолько очевидны, что в рейтинге стран по благоприятности условий для предпринимательской деятельности, подготовленном в рамках проекта Всемирного банка Doing Business, Казахстан занял в 2008 году 71-е место из 178 возможных. При этом наиболее слабые позиции у нашей страны оказались по международной торговле: по этому показателю РК заняла последнее, 178-е место, по лицензированию – 173-е.

Впрочем, то, что бизнес-сообщество Казахстана переживает не лучшие времена, ясно и без Всемирного банка. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Представители делового сообщества жалуются на сложности с получением кредитов, ненормально высокие процентные ставки по ним – до 25% годовых, ужесточившиеся условия получения кредитов. Как отмечает вице-министр индустрии и торговли Едиль Мамытбеков, начиная с III квартала прошлого года происходит постоянное снижение объемов кредитования МСБ со стороны банков второго уровня. Во II квартале 2007 года небольшие фирмы получили кредитов на 637 млрд тенге, в I квартале 2008-го – в 2,3 раза меньше.

В результате, по данным Мининдустрии, произошло снижение объемов производства в этом секторе. Так, за 2007 год субъекты малого и среднего бизнеса почти в два раза увеличили выпуск продукции (с 350 млрд тенге в I квартале до 689 млрд в IV), а уже в первые три месяца 2008 г. этот показатель упал в полтора раза.

Если верить утверждениям предпринимателей, многие компании вынуждены распродавать активы для того, чтобы рассчитаться со своими долгами, и уже речи не идет о пополнении оборотного капитала или получении средств для развития бизнеса. Многие даже сомневаются, что 48 млрд тенге, выделенные из бюджета на поддержку МСБ, дошли до адресатов. Впрочем, по данным того же г-на Мамытбекова, из этой суммы уже освоено 93% средств.

Очевидны и диспропорции в структуре малого предпринимательства. В Казахстане 40% СМП занято в торговле, лишь 3% – в строительстве. В странах ОЭСР эти показатели составляют 24 и 12% соответственно. И уже притчей во языцех стал непропорционально малый вклад компаний, представляющих малый и средний бизнес, в валовой внутренний продукт Казахстана. Если в 2005 году вклад субъектов малого предпринимательства в ВВП составлял, по данным фонда «Даму», 18,7%, то уже к середине 2007-го он упал до 14,3%. Для сравнения отметим, что аналогичный показатель в Германии составляет 57%, а во Франции – 50%.

Тут забор, и там забор

Факторы, препятствующие развитию МСБ, хорошо известны, неоднократно озвучивались представителями делового сообщества: это бюрократические процедуры при получении разрешительных документов на различные виды деятельности, коррупция, неблагоприятный налоговый режим. «Если я увеличу оборот, наберу дополнительных сотрудников, то потеряю льготы, предоставляемые моей компании как малому бизнесу. При этом меня начнут осаждать проверяющие разных мастей и, что хуже, на мое дело, скорее всего, положат глаз рейдеры. Защитить меня от них некому. Поэтому я буду сидеть и не высовываться», – откровенно рассказал в беседе с «Экспертом Казахстан» один из бизнесменов, работающих в строительном секторе.

Нельзя сказать, чтобы проблемы МСБ не были очевидны для правительства. Еще в 2004 году кабмин проделал серьезную работу по устранению ряда административных барьеров и оптимизации законодательной базы (см. «Без барьеров не обойтись»).

Экономические проблемы, начавшиеся в прошлом году, вновь привлекли внимание к сектору. Во многом благодаря публичной активности самих предпринимателей, во всеуслышание заявлявших о своих проблемах. Ведь значение МСБ для страны выходит за рамки вклада сектора в ВВП. В небольших компаниях занято 22% работающих казахстанцев. Субъекты малого предпринимательства составляют более 90% от общей численности хозяйствующих субъектов. И если фирмы действительно начнут закрываться одна за другой или локауты, затронувшие пока что строительный сектор, распространятся и на другие отрасли, избежать социальных потрясений будет сложно. Вопрос благополучия МСБ становится вопросом сохранения социальной стабильности в обществе.

Удар сверху

Неудивительно, что вопрос о нормализации бизнес-среды был поднят на самом высоком уровне. В конце прошлого года премьер-министр Карим Масимов обратился к бизнес-ассоциациям с предложением представить свои идеи по поддержке МСБ.

С 21 февраля был введен мораторий на проверки малого бизнеса по 31 декабря включительно (и, по официальным данным, количество зарегистрированных проверок МБ уже за I квартал снизилось с 12 тыс. до 7,5 тыс.). 3 марта при правительстве была образована комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата для малого и среднего бизнеса. Помимо чиновников в нее вошли представители делового сообщества и организации USAID (Государственное агентство США по международному развитию).

А в начале мая правительство одобрило ряд изменений в законодательстве. В частности, было принято постановление, упрощающее и ускоряющее процедуру оформления и выдачи разрешительных документов для строительства. Кабмин одобрил изменения в свое же постановление от 30 июня 2007 года. По словам министра индустрии и торговли Владимира Школьника, оно «предусматривает исключение из правил лицензирования деятельности квалификационных требований в сфере архитектуры и градостроительства, обязательного требования долгосрочной аренды материально-технической базы. Это позволит нам упростить оформление документов». Теперь нет необходимости проводить регистрацию договоров долгосрочной аренды через центры обслуживания населения. По подсчетам министра, это должно уменьшить время для сбора документов и получения лицензий до месяца, то есть в два раза. Кроме того, был подписан приказ о сокращении перечня документов, необходимых для получения разрешения на производство монтажных работ, упрощены процедуры получения разрешения на строительство от местных органов власти. По подсчетам властей, срок прохождения этих процедур должен теперь сократиться в три раза – со 187 дней до 59.

Среди других решений кабинета министров можно отметить изменение правил лицензирования деятельности компаний, занятых сбором и переработкой лома черных и цветных металлов. По заверению г-на Школьника, оно позволит «субъектам предпринимательства с развитой филиальной сетью получать лицензии и приложения к ним в одном месте – регистрации головного юридического лица и сократить время на оформление бумаг».

Постановлениями правительства из лицензирования выведены автозаправочные станции, станции техобслуживания, общественного питания, химчистки, гостиницы – всего около 20 видов бизнеса.

Бизнесменам, занятым продовольственным ретейлом, жизнь должен облегчить запрет на перепродажу сертификатов в сфере пищевой торговли. «Предприниматели жалуются, что сертификаты очень дороги, их цена доходит до тысячи тенге за копию, а срок действия ограничен… Продавцу банально перепродают эти копии в несколько раз дороже», – отмечал министр. С 1 мая малому и среднему бизнесу разрешили получать сертификаты вместе с товаром бесплатно.

13 мая было изменено таможенное законодательство – в целях сокращения количества процедур и сроков оформления экспортно-импортных операций (см. «Меньше бумаг – больше бизнеса», «Эксперт Казахстан», № 20 от 19 мая 2008 г.). Вместо нескольких контрольных организаций на границе должно остаться только две – погранслужба и таможня.

В свою очередь Минэкономики разрабатывает концепцию реформирования разрешительной системы.

Еще одним этапом должно стать реформирование налоговой системы. По данным «Эксперта Казахстан», в частности, предполагается сохранить действующий порядок льгот налогообложения МСБ, включая упрощенную декларацию, а также дать возможность выбора налогообложения: либо налог на вмененный доход (3% от оборота), либо налог на прибыль. Этим правом, видимо, воспользуются бизнесмены, имеющие большой оборот, но небольшую рентабельность. Ожидается, что новый проект Налогового кодекса будет рассмотрен правительством в июне-июле 2008 года.

Еще одно предложение выдвинуло Агентство РК по регулированию естественных монополий – с его точки зрения, субъектов малого бизнеса можно освободить от уплаты за присоединение дополнительных мощностей. Правда, пока неизвестно, как на это предложение отреагируют энергетики.

Путь в тысячу ли

«Я сегодня дал бы достаточно высокую оценку действиям правительства. Тем более, когда оно делает шаги по решению вопросов, которые бизнес-сообщества ставили в течение нескольких лет», – так прокомментировал действия властей председатель национальной экономической палаты Казахстана «Союз “Атамекен”» Азат Перуашев.

Другие эксперты оценивают шаги правительства как необходимые, но недостаточные. «Мы ожидаем более решительных шагов», – заявил по этому поводу президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Анатолий Попелюшко. По его мнению, бизнес остро нуждается в решении целого ряда конкретных вопросов. Например, при перевозке грузов через границу предпринимателям приходится платить по 50 евро за одну бумажку таможенной декларации. «Мы неоднократно ставили вопрос об исключении платежей в евро», – заметил он. Предприниматели указывают, что существующая система сертификации таможенных грузов коррупциогенна. Остро стоят вопросы взаимоотношений участников рынка с естественными монополиями – поставщиками газа, электроэнергии, коммунальными службами. Пока не решены спорные вопросы по налогообложению компаний и взаимоотношениям с банковским сектором. По мнению г-на Перуашева, мощную поддержку МСБ мог бы оказать госзаказ – если бы власти отдавали приоритет национальному бизнесу при распределении заказа.

Эффект от этой работы появится только при последовательном проведении взятого курса. Но пока нет полной уверенности в том, что процесс снятия адмбарьеров и либерализации правового режима принял необратимый характер. Министр труда и социальной защиты населения Бердыбек Сапарбаев уже заявлял, что во время действия моратория на проверки МСБ бизнесмены допускают нарушения трудового законодательства «в части выплаты заработной платы, при предоставлении трудового отпуска, соблюдении режима работы» и другие.

Можно ожидать, что контролирующие органы, лишившиеся ряда рычагов воздействия на бизнес, тем или иным способом попробуют вернуть их. Среди предпринимателей наверняка найдутся недобросовестные бизнесмены, которые постараются использовать ослабление госконтроля для извлечения коммерческой выгоды незаконными методами. Понятно, что подобные действия могут сыграть на руку сторонникам усиления административного регулирования частного сектора. Тем более что, по словам бизнесменов, несмотря на мораторий, проверки продолжаются – «проверяющие приходят под предлогом мониторинга, проводят свои мероприятия».

Так что сценарий частичного отказа от либерализации условий деятельности частных компаний представляется возможным. Чтобы этого не произошло, необходимо создать альтернативные механизмы контроля над деятельностью бизнеса. Работа в этом направлении уже ведется. Так, в мажилис внесен законопроект, который передаст метрологические проверки преимущественно в конкурентную среду. До сих пор поверкой средств измерения занимались частные предприятия, однако текущий контроль за работой приборов в межповерочный период осуществляло государство. Теперь же оно планирует «уйти с этого рынка, оставив за собой лишь небольшое поле деятельности, необходимое для безопасности», – пообещал на заседании правительства г-н Школьник. От себя добавим: хочется верить, что в правительстве понимают, что сама по себе передача полномочий участнику не решит проблем. Ведь коррупция и «откаты» распространены и среди коммерческих структур.

По словам бизнесменов, несмотря на мораторий, проверки продолжаются – «проверяющие приходят под предлогом мониторинга, проводят свои мероприятия»

По словам Едиля Мамытбекова, Мининдустрии в целом ведет работу по подготовке к реформированию системы проверок малого бизнеса со стороны госорганов. «Поиск каких-либо нарушений любой ценой для выполнения планов о штрафах не может быть главной целью проверок. Задачей этой работы… должно стать формирование у бизнеса внутренних стимулов для соблюдения законов, осознание своей экономической выгоды», – пояснял ранее Владимир Школьник.

От того, удастся ли правительству выдержать эту линию, будет зависеть, насколько эффективными окажутся запускаемые механизмы и откроют ли принятые постановления новый этап в жизни МСБ в Казахстане или же они окажутся временными мерами, которые постепенно будут сведены на нет. Г-н Школьник обещал, что уже в ближайшее время «мы сможем доложить о некоторых идеях, как мы сможем это сделать и какие изменения в законодательство нужно внести».

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом